Найти в Дзене
Прикосновения

«Все мужчины восхищаются Пенелопами, а я – на них женюсь...» Не стало Владимира Симонова

8 ноября не стало ведущего актера театра Вахтангова, народного артиста России Владимира Симонова (1957-2025) Глыба, махина Вахтанговского театра, на вид жизнелюб и здоровяк, какие живут до 100 лет. И вдруг такая убийственная новость и диагноз «артериальная гипертензия». Разве от этого умирают в 21 веке? Моя единственная встреча с Владимиром Александровичем незабываема. Это он за «один испепеляющий взгляд» научил меня пунктуальности. На интервью с ним я опоздал на 10 минут и с тех пор, клянусь, «вылечился» раз и навсегда. Как жаль, что его болезнь оказалась сильнее. Сосем недавно видел его в роли Минетти в одноименном спектакле. Не передать, как он был хорош. Предлагаю интервью Владимира Симонова. «ВСЕ ПРИДЕТ ПОСЛЕ 45-ТИ» - Владимир, это правда, что когда-то цыганка нагадала вам невероятный актерский успех? - Да. Я был довольно молод, но уже работал в театре. Цыганка подошла ко мне на улице, попросила три рубля, причем сразу определила, что я актер (чем «купила» меня мгновенно). И сказ

8 ноября не стало ведущего актера театра Вахтангова, народного артиста России Владимира Симонова (1957-2025)

Владимир Симонов. Фото из открытых источников
Владимир Симонов. Фото из открытых источников

Глыба, махина Вахтанговского театра, на вид жизнелюб и здоровяк, какие живут до 100 лет. И вдруг такая убийственная новость и диагноз «артериальная гипертензия». Разве от этого умирают в 21 веке?

Моя единственная встреча с Владимиром Александровичем незабываема. Это он за «один испепеляющий взгляд» научил меня пунктуальности. На интервью с ним я опоздал на 10 минут и с тех пор, клянусь, «вылечился» раз и навсегда.

Как жаль, что его болезнь оказалась сильнее.

Сосем недавно видел его в роли Минетти в одноименном спектакле. Не передать, как он был хорош.

С коллегой по театру С. Маковецким. Фото из открытых источников
С коллегой по театру С. Маковецким. Фото из открытых источников

Предлагаю интервью Владимира Симонова.

«ВСЕ ПРИДЕТ ПОСЛЕ 45-ТИ»

- Владимир, это правда, что когда-то цыганка нагадала вам невероятный актерский успех?

- Да. Я был довольно молод, но уже работал в театре. Цыганка подошла ко мне на улице, попросила три рубля, причем сразу определила, что я актер (чем «купила» меня мгновенно). И сказала: «Сейчас даже не мучайся. Все придет после сорока пяти!»

- Сбылось?

- Считаю, что пока еще нет. Пока я совершенно не чувствую себя «сбывшимся» в моем понимании.

- Но вы же ведущий актер театра, у вас более 100 ролей в кино… Что не так, по-вашему?

- С театром еще более-менее. А с кино? Не думаю, что там я состоялся. Да, у меня много фильмов. Но… А может, я просто человек такой, что даже если завтра сыграю что-то выдающееся и получу какого-нибудь «Оскара», так и останется ощущение, что у меня еще все впереди. Сейчас я живу именно с таким ощущением, что вся самая интересная штуковина – впереди.

- Вы же не из творческой семьи, в детстве в драмкружки не ходили, самодеятельностью не увлекались … Как вас «занесло» в артисты?

- Да, не увлекался. Голубей держал. Повезло, что приняли парня из глубинки, из небольшого городка под Самарой. Я не верил, конечно, что это возможно. Ведь я там у себя под Самарой жил как бы «двойной жизнью»…

- Как это?

- Большую часть суток я был как все, то есть сидел в компаниях, мы по ночам пели песни под гитару, пили портвейн из горлышка. А под утро, покачиваясь, я приходил домой, где стояли двести томов «Всемирной литературы», множество других серьезных и интереснейших книг, и читал. Но это благодаря маме. Да, как бы с одной стороны, такая хулиганская детско-юношеская жизнь – голуби, портвейн. А с другой – вот немножко такой. Странный. Может, потому что Близнец.

А «занесло» в артисты, благодаря театру. В девятом классе мы с мамой поехали в Ленинград, попали в БДТ, в Пушкинский театр – этого оказалось достаточно. Посмотрев три спектакля, я «заболел театром». Иначе не скажешь. Понял: вот это мне безумно интересно. Стал готовиться. Поэтому я и рвался сюда – в театральное училище имени Щукина. И как видите, – дорвался.

В дебютном фильме "Сашка", 1981 год
В дебютном фильме "Сашка", 1981 год
"Потоп", 1983 год
"Потоп", 1983 год
"Железный занавес",  1994-1996 гг
"Железный занавес", 1994-1996 гг

«АКТЕР ДОЛЖЕН УМЕТЬ ИГРАТЬ ВСЕ – ОТ КЛОПА ДО ОБОЕВ»

- Многие начинающие актеры мечтают о славе - на сцене и съемочной площадке… Вы о чем мечтали в во время учебы? Честно!

- Об этом же. О хороших ролях. Об известности. Но, что касается театра, судьба всегда подбрасывала роли сама. У меня в девяти дипломных спектаклях училища было девять главных ролей. И в театре «Дядю Ваню», героев Шекспира, Мольера я играл без, скажем так, закулисных сверх напряжений. Видимо каким-то образом выделялся. Поэтому педагоги старались занять меня.

- Первая известность пришла тоже - без сверх напряжений?

- Если она у меня и есть какая-то, то она настолько была «не сразу», а постепенна, логична, без скачков, без экстерна… Я не просыпался знаменитым. И слава Богу, что так. Я знаю, что кто-то не выдерживает – психика слабая... У меня даже таких испытаний не было: ох, а как я завтра проснусь и выйду на улицу?

- А в кино мечтали сниматься?

- Безусловно. Объясню почему. Снимаясь в кино, ты ощущаешь себя более полноценным, что ли. Если у тебя только театр, значит, ты не настолько ярок, интересен, чтобы тебя смотрели на экране. Конечно, сниматься я хотел.

- Однажды вы сказали такую фразу: «Актер должен уметь играть все - от клопа до лунохода, от раковины до розетки. Он может сыграть даже обои». Это гипербола?

- Это моя установка. Я действительно считаю, что актер должен уметь играть все. Во мне до сих пор это крепко сидит: надо и в кино и в театре сделать что-то такое, чтобы вызвать невольную реакцию: «Как он это делает?» «Как же это возможно?» Вот это для меня – наивысшая цель и высшая похвала. Театр – это такая вещь… Надо удивлять!

"Граница. Таежный роман", 2000-1 год
"Граница. Таежный роман", 2000-1 год
"Свадьба", 2000-й год
"Свадьба", 2000-й год
"Раскаленная суббота", 2001 год
"Раскаленная суббота", 2001 год

«ИЗ-ЗА ОТЕЛЛО МУЧИЛСЯ БЕССОННИЦЕЙ»

- Кого из предлагаемых героев не будете играть принципиально?
- Особых табу у меня нет. Я играл довольно разных персонажей, даже преступников. Но если это на грани патологии запредельной, то, конечно, нет. Еще стараюсь избегать явных повторов. А то у нас как? Сыграешь один раз бизнесмена или взяточника, потом только их и предлагают. Но когда актер начинает повторяться, он многое теряет. Я стараюсь этого избегать.

- Вам как актеру, что дает театр и что – кино?

- Театр мне дает ощущение жизни и смысла. А кино мне дает… (Смеется.) Средства для поддержания этого смысла. Но, опять повторюсь, вот такой кинороли, которую бы я выстрадал, в которую вложил душу и сердце, - у меня просто нет. Ни одной.

Да, я работал с Миттой в замечательной картине «Граница. Таежный роман», с Эльдаром Рязановым в фильме «Ключи от спальни», с Иваном Дыховичным – в прекрасной ленте «Прорва». И у Хотиненко снялся в «Достоевском», и у Урсуляка в «Жизни и судьбе». Все есть, все хорошо. Но это все… я надеюсь, вы понимаете, о чем я?! Есть роли, которые полностью соединяются с актером, со зрителем, и это полноценное соединение. А у меня это такое все на уровне знакомства, вроде как начали, дело пошло. И теперь нужно качественное продолжение. Так вот мне зацепиться за что-то масштабное пока не удалось.

- А крутиться-вертеться, дружить с продюсерами…

(Перебивает.) – Я понимаю, что это тоже «ход», можно зарабатывать «очки» и вот таким путем попасть туда. Но не смогу. Неприятно. Характер не такой.

В спектакле "Ветер шумит в тополях"
В спектакле "Ветер шумит в тополях"
В спектакле "Ромул Великий"
В спектакле "Ромул Великий"

- Говорят, сегодня вы живете уединенно под Красногорском, в деревянном доме рядом с лесом. Дома целый зоопарк - собаки, кошки…

- Там тихо, меня никто не тревожит.

- Может, по ночам тайно пишете пьесы?

- Нет, никаких пьес не пишу пока. Правда, не зарекаюсь, поскольку неизвестно, что будет завтра. А так, конечно, я очень люблю природу, лес, люблю философствовать, наблюдать, размышлять над волнующими меня вопросами. А то, что у меня нет никаких так называемых хобби, - это правда.

В спектакле "Улыбнись нам, Господи!".
В спектакле "Улыбнись нам, Господи!".
С Марией Ароновой в спектакле "Мадемуазель Нитуш"
С Марией Ароновой в спектакле "Мадемуазель Нитуш"
Владимир Симонов и Яна Соболевская в спектакле «Ромул Великий»
Владимир Симонов и Яна Соболевская в спектакле «Ромул Великий»

«ГЛАВНОЕ - ВЛЮБЛЯТЬСЯ»

- В каком порядке вы бы расставили свои жизненные приоритеты?:

- На первом месте у меня дети, на втором – работа (потому что дети), на третьем – личная жизнь.

- Есть прекрасная фраза у Анны Ахматовой о том, что все мужчины восхищаются Пенелопами, а женятся на их полной противоположности.

- Все мужчины восхищаются Пенелопами, а я – на них женюсь...

- Что для вас лично в женщинах первостепенно?

- Все важно – красота, интеллект… Все! Это надо чувствовать, ощущать глазами, мозгами и всем, чем только можно. И главное – влюбляться!

- Вы женаты в четвертый раз. Интересно, что вы к сегодняшнему дню узнали о любви?

- Это в тридцать лет я думал, что знаю все. А сейчас с каждым годом понимаю, что о любви знаю все меньше и меньше. И это нормально! Чем больше живем, тем меньше понимаем происходящее.

- Владимир, по каким внутренним законам вы живете?

- Думай о лучшем, но всегда будь готов к худшему. Вот эта «золотая серединка» - норма. Я понимаю, что такое жизнь, что может случиться очень плохое. Знаю, что в жизни бывают лавры, что с тобой может случиться чудо, может вдруг нежданно-негаданно свалиться счастье. Только мизинцем ворочай и все будет хорошо. Но мне кажется, человек всегда должен находиться в середине. Не туда, не сюда. Не в минус, не в плюс. Получилось что-то – возьми. Не получилось – потерпи. Но тогда ты нормальный.

А когда я вижу, что человек уже в неадеквате, он уже так взлетел, что не понимает, где он, но сам считает это нормой… Это не норма! Ты «горишь» уже – твоя температура 39. А температура должна быть 36, 6. Понимаете? Вот я стараюсь держать себя в норме.

- У вас есть предчувствие, что вот-вот сбудется предсказание цыганки и придет настоящий успех, «вселенская» слава?

- Не ощущение, скорее, есть вера. В хороший сценарий, хорошего режиссера, хороших партнеров. В тот же Его Величество Случай, наконец. Потому что реально в любой момент это может случиться.

В. Симонов. Фото из открытых источников
В. Симонов. Фото из открытых источников