Моноспектакль - это всегда заведомый риск. Уйти на пару часов в компанию одного актера? Довериться, погрузиться в предлагаемое им действие? Не каждый на это готов пойти. И даже если ты готов и возлагаешь определенные надежды, совсем не факт, что артист справится! Держать несколько сотен, а то и тысяч зрителей во внимании несколько часов? 😱А что если засыпать начнут? А если уходить из зала от скуки? Плавали, знаем. 😊
Но это был совершенно противоположный случай! Я шла на имя - любимый актёр внушал доверие!☝ И никто не то, что не ушёл - огромный зрительный зал был весь как натянутая струна! Все 3 с половиной часа! - это уж я потом поняла)). А так - даже не заметила время.
Роль личности в этом спектакле имеет первостепенное значение.
- И я сейчас говорю про обоих. И Александр Вертинский. И Александр Домогаров. Блеск! 👏
Поскольку я не люблю читать рецензии ДО своего посещения, то я шла на спектакль как самый обычный зритель, с незамутненным сознанием, не вникая в детали. От своих покупателей в театральной кассе знала лишь одно, что Домогаров там, конечно, блистательный, и что спектакль всем нравится.
Но я люблю получить свои впечатления, составить своё мнение, и чтобы авторитеты на меня не давили)).
Так вот меня, неподготовленную, просто потрясло всё происходящее! И именно сами личности - больше всего!
Жизнь Вертинского, полная трагизма и бесконечной народной любви, конечно, знакома всем нам, кто родом из 20 века. Люди увлеченные и мемуары прочли. Я - нет.
- Именно они, мемуары А. Вертинского "Дорогой длинною" и легли в основу этой постановки. И его музыкальное наследие! Песни, знакомые с детства, всем представителям старшего поколения и вовлечённой молодёжи.
Письма, воспоминания о превратностях творческого пути, о встречах с известными людьми эпохи, тоска по родине в долгой эмиграции, отчаяние от невозможности вернуться домой, взлёты и падения в карьере - всё это переплелось в спектакле с пронзительным музыкальным материалом, который так удивительно точно по настроению передаёт нам Александр Домогаров.
А я шла на спектакль и всё думала: "Как он будет петь Вертинского? Это же невозможно повторить - настолько уникальный тембр, даже дикция своеобразная! Да и сам - какой он вокалист, Домогаров? Наверное, без песен обойдётся. Так, жизнеописание))."
Господи! Перепел весь репертуар! 👏Все самые любимые, известные песни и неизвестные, незнакомые мне, по крайней мере, - тоже. И при этом не было этого пародийного эффекта (знаете, как в шоу уродцев, "Один в один" типа и тп). Нет! Он пел как Домогаров! - своим красивым низким мужским голосом, без акцента на вокал, но с театральной подачей песни. Как поют актёры. Когда хорошо поют!- немногие)).
- И при этом это был Вертинский!
Он просто врос в этот образ! Особенно в монологах, которые читал со сцены. Будь то письмо руководителю советской власти в Россию из далекого Парижа, воспоминания о душевных встречах с Федором Шаляпиным или веселый рассказ о своем случайном знакомстве с Уэльским принцем.
Я ловила себя на мысли, что так проникаюсь сама в действие на сцене, что невольно киваю головой, например, на отдельные фразы! Как будто мне рассказывает - да, соглашаюсь!)) Или забываю о том, что люди рядом, начинаю, вытирать слезы, когда что-то пробирает до глубины души! А это было часто, особенно во втором отделении после антракта.
- Как сильно любил Россию Вертинский! 🙏
Как страдал вдали от неё долгие 25 лет! Я вот и не знала, что в общем-то случайно получилось так, что сел на корабль до Константинополя в те жуткие моменты истории, когда у всех нормальных людей в умах стучало, наверное, одно: "Бежать!" Поддался общему настроению! Отыграв свой концерт 25 октября 1917 года и бросив три повозки цветов в центре Москвы под первые выстрелы, всё же принимает это решение - бежать.
Новая власть его не выгоняла!☝ Но вселяла ужас - очень даже понимаю. Голод, холод, непонимание происходящего, хаос, террор на улицах. Жуть! Как тут не сбежать?! Когда в твоей стране всё вдруг с ног на голову?!😱
- Но осознание пришло почти сразу.
Что без родины невозможно жить. Невозможно творить. Невозможно быть счастливым. Вот только исправить ошибку никто уже не позволил! 😔
Этот пронзительный призыв в конце спектакля: "Русские люди на чужбине! Просто закройте лицо руками и плачьте, и не стесняйтесь ваших слез!"
Гениально! Так и сделайте! Слышите?!
«Сейчас, когда наша страна проживает не самый лёгкий период, идёт военная операция, нам было интересно поднять тему Вертинского с точки зрения эмиграции, его ощущения истинно русского артиста, стоявшего как будто над ситуацией и несущего с особой гордостью это звание. И во всех странах мира он пел только на русском языке». Из интервью aif.ru Александра Домогарова.
Неудавшиеся попытки вернуться. Постоянные отказы и игноры. Мог бы сдаться и жить там, безбедно ведь! ☝- и слава была!
Но в этом весь Вертинский. 35 тысяч перевязок нашим солдатам были сделаны его руками, когда шла Первая мировая война. Помогать фронту чем можешь - было для него так же естественно, как дышать и как мечтать о возвращении!🙏😰
- И само возвращение! Когда, наконец, сбылось!
Как его гнобили после приезда в Союз там, оставшиеся в Европе и Америке творцы, бежавшие вместе с ним когда-то. А он писал униженные письма к руководству страны и был счастлив вернуться, был рад и горд за семью, что у них теперь есть родина, и всегда будет!☝
- И Домогаров это не то, чтобы сыграл! Нет. Он это прожил.
Проживает буквально каждый спектакль, теперь я понимаю, когда выходит на сцену.
Сидя в зале, я ни на секунду не сомневалась, что он сам всё это и придумал - воплотить! То есть и идею, и постановку, и музыкантов пригласил, и актёра пантомимы. Настолько это было естественно! Сам артист чувствовался в каждой фразе, в каждой ноте, в каждом жесте!
Больше того, он прямо кайфовал - быть сию секунду Вертинским, и он им был! При этом оставаясь собой, Домогаровым!
Наверное, я непонятно объясняю, да это и не объяснить! Но ошиблась я не так уж и сильно, про постановку.))
Теперь, конечно, нужно было узнать настоящую историю создания спектакля, раз выпускаю отзыв в общественное пространство.
В уютном джазовом клубе в центре Москвы пианист Евгений Борец импровизировал с наследием Вертинского в компании Александра Домогарова. Потом добавились музыканты, появился продюсер - глава лейбла Navigator Records Алексей Козин. Работали такую музыкальную историю! Потом Домогаров захотел сделать пьесу! - и так появилась режиссёр спектакля Нина Чусова. А следом и мим Андрей Кислицын.
Конечно, всем очевидно, что пьесу фактически написал сам Вертинский! Она ведь целиком составлена из его писем и воспоминаний. Ни одного своего слова не привнёс в неё Домогаров, - прочла в интервью А.Козина, продюсера. И это невероятно! Что это просто текст, оказывается?! 😱 И я сейчас не про память!
- Ему же веришь безоговорочно!
Там, сидя прямо на сцене, за столиком своей гримёрки, как неподдельно он сокрушается на нас зрителей:
"Вы же не любите, когда мы стареем, артисты! Вы же не хотите видеть эти возрастные изменения, вы же привыкли, что мы всегда молодые, подтянутые, с пудрой на лице, с широкой улыбкой..." (мой вольный пересказ).
Как же мне стало стыдно!!!!!!!!!!!! 😔😭А ведь так и есть, он прав! И он сейчас про себя, в том числе, говорит - Александр Домогаров! 😔
А ведь ещё в самом начале спектакля я весело хохотала вместе с Вертинским, когда он говорил что-то типа:
"Я не люблю быть в компании своих сверстников. Ох уж эти, видавшие жизнь, мои ровесники! С умным видом они вам поведают про всё на свете. Скучно, дорогие мои! Я люблю окружать себя молодыми! Свежий ветер, смелость, задор!..."
- Какая трансформация зрителя за время спектакля! ☝(это я про себя)
Это поучительный спектакль!
Во всех аспектах. История Вертинского - это история страны. Со всей полной чашей трагических моментов судьбы. Истинные ценности - они просты и понятны. Все самые мудрые мысли человечества были сказаны на простом понятном языке.
- Родина. Дом. Семья. Любимое дело. Вера. Долг. Любовь.
С музыкой - то же самое. Вот, вроде бы, джаз теперь популярен? А всё равно - для ограниченной публики. Кого-то будоражит? Меня - нет. А вот такой бы джаз, который был у шансонье Вертинского, мне бы пришёлся по душе. 😊Пришёлся же в своё время миллионам зрителей и слушателей! Почему?
- Что в нём было такого, чего нет сейчас?🤔
Способность музыкой рассказать увлекательную душевную историю. В песнях есть сюжет, есть жизнь! Это цепляет! А не техника владения голосом под сумасшедшие выкрутасы музыкальных инструментов. 😏
Что ещё понравилось мне в спектакле, кроме самих личностей героев и музыкального материала?
Работа мима Андрея Кислицына - тонкая изящная грациозная задумка! Как великолепно он дополняет образ самого шансонье, и при этом он же играет и множество других ролей, о которых повествует нам, зрителям, сам Вертинский.
Сценография. Минимум декораций, а все они - рабочие. Не требуют громоздких надстроек и изрядно поднадоевшего мультимедийного сопровождения.
Живая музыка. Квартет Евгения Борца. Рояль, контрабас, ударные и саксофон. Так здорово играли! Столько в этих ритмах было жизни! И что приятно и колоссально выделяется - музыка НЕ забивает артиста, она ему помогает!
- Что мне НЕ понравилось?
Своё место в ДК Выборгском, где был спектакль. Я первый раз здесь села в Ложе, наверху, по центру зала, в общем-то. И у меня был 1 ряд 1 место. Обычно всегда в театрах так сижу - мне нравится обзор сверху. Тем более, в 1 ряду никто ничего не закрывает.
Но, видимо, только не в ДК Выборгском! 😔 Ну и архитектурный проект! Кто это конструировал? - по рукам бы дать! Зачем такая высота бортика и такая выступающая геометрия?!
Приходилось тянуть шею и сидеть с напряженной спиной всё время, забыв о спинке кресла. А ещё и ноги не вытянуть! - стенка. Двое соседей рядом - места 2 и 3 просто вообще тупо слушали, иногда вынуждены были сесть на спинку. Не покупайте туда места! Мрак. 😐
Хотя и в Ложах не было ни одного свободного места. И в огромном зрительном зале тоже.
Но, как вы понимаете, спектакль был не из дешёвых! Мой билет стоил 3000 рублей. И вместо того, чтоб сидеть в партере и далеко, я всегда выберу ложу!
А так - да. Большое фойе. Большой гардероб. Много мест в холле, где можно отдохнуть. Все организованно.
Я попала выбором своего наряда в тон ДК Выборгского. 😉🤣 Но полюбить его не смогла, простите)).
Много точек театрального кафе по всем этажам. И даже выставка продажа ювелирки, зачем-то.
Бутерброд с икрой - 1100 рублей, бокал шампанского примерно столько же)).
Я обошлась мороженым! - пришла слишком рано. Два шарика - 600 рублей.
В общем, если у вас будет возможность, я бы рекомендовала вам посмотреть этот спектакль в другом зале. Пожалуй, и сама бы ещё раз сходила!
Домогарова теперь люблю ещё больше!😍
Спасибо всем, кто меня читает!
И помните. Мой обзор - это всего лишь мои личные впечатления! Вы вполне можете составить своё мнение, посетив этот замечательный спектакль. Рекомендую!