Найти в Дзене

Король художников: ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. Часть четвертая: Галерея работ

Добрый день, уважаемые читатели! Питер Пауль Рубенс - художник, дипломат, архитектор, учёный... Всё, чем он занимался, приносило ему славу и богатство. Европа восхищалась картинами фламандского живописца, правители многих стран заказывали мастеру свои портреты. Английский король Карл I посвятил его в рыцари. Рубенс избежал участи многих художников - стать знаменитым только после смерти. Уже современники считали его гением. Удачно сложилась и семейная жизнь художника: оба брака - с Изабеллой Брандт (в 1609 году) и с Еленой Фурмен (в 1630) - были счастливыми. Рубенс оставил человечеству около 3000 произведений (немногие художники смогли создать столько прекрасных картин). Он стал основателем новых жанров: «парадного» (официального) портрета и охотничьих сцен. Женские образы в картинах Рубенса навсегда прославили позировавших ему натурщиц, поставив их в один ряд с известнейшими красавицами мира. Картины мастера на библейские и мифологические темы дали толчок к более глубокому осмыслению с
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Питер Пауль Рубенс - художник, дипломат, архитектор, учёный... Всё, чем он занимался, приносило ему славу и богатство. Европа восхищалась картинами фламандского живописца, правители многих стран заказывали мастеру свои портреты. Английский король Карл I посвятил его в рыцари. Рубенс избежал участи многих художников - стать знаменитым только после смерти. Уже современники считали его гением. Удачно сложилась и семейная жизнь художника: оба брака - с Изабеллой Брандт (в 1609 году) и с Еленой Фурмен (в 1630) - были счастливыми.

Автопортрет, 1638-1639
Автопортрет, 1638-1639

Рубенс оставил человечеству около 3000 произведений (немногие художники смогли создать столько прекрасных картин). Он стал основателем новых жанров: «парадного» (официального) портрета и охотничьих сцен. Женские образы в картинах Рубенса навсегда прославили позировавших ему натурщиц, поставив их в один ряд с известнейшими красавицами мира. Картины мастера на библейские и мифологические темы дали толчок к более глубокому осмыслению старых, хорошо известных сюжетов. Слава Рубенса не померкла и в наши дни. Потомки ценят творчество великого художника так же высоко, как и современники.

Маркиза Бриджида Спинола-Дория

Холст, масло, 1606-1607

Вашингтон, США. Национальная галерея

Маркиза Бриджида Спинола-Дория, 1606-1607
Маркиза Бриджида Спинола-Дория, 1606-1607

Портрет принадлежит к числу работ, созданных Рубенсом во время пребывания в Италии в роли придворного живописца герцога Мантуанского. Картины, написанные художником в этот период, во многом определили основные черты «парадного» портрета, создателем которого считается Рубенс. На картине изображена знатная дама, родственница одного из близких друзей художника. Рубенс тщательно выписывает все детали роскошного платья маркизы. Огромный кружевной воротник обрамляет её бледное лицо (бледность считалась признаком благородного происхождения). Ни один волосок не выбивается из идеально уложенной причёски. Рубенс сосредотачивается на костюме и драгоценностях, призванных подчеркнуть высокое общественное положение женщины. Ярко-красный фон придаёт картине торжественное настроение. Взгляд зрителя в первую очередь останавливается на второстепенных деталях, а не на лице маркизы. Рубенс восхищается холодной спокойной красотой Бриджиды, но не пытается передать её душевное состояние (при создании «парадного» портрета оно не интересует художника).

Поклонение пастухов

Холст, масло, 1608

Фермо, Италия, Церковь Святого Филиппа Нери

Поклонение пастухов, 1608
Поклонение пастухов, 1608

В Евангелии от Луки рассказывается о том, как пастухам явился ангел Господень, возвестивший о рождении Христа. Пастухи отправились в Вифлеем поклониться Младенцу и Его Матери... В произведении Рубенса преобладают тёмные краски, однако его трудно назвать мрачным. Редеющая мгла на картине - предвестница утра, которое началось с рождением божественного Младенца. Любовью и нежностью светится лицо Марии. Нерешительным жестом неопытной матери поднимает Она край пелены, укрывающей ребёнка. Её успокаивает мудрая, много повидавшая на своём веку повитуха. На передний план Рубенс выводит пастухов. Недоверие написано на лицах этих людей. Художник следует сложившейся традиции изображать именно трёх пастухов, Один из них, самый пожилой, внимательно рассматривает Младенца. Второй - изучает витающих над Иисусом ангелочков. Младший же - потрясённо глядит на старшего. Кажется, если тот выскажет сомнение, молодой пастух не поверит даже собственным глазам.

Возможно, дама в шляпке (необычной для изображаемой эпохи) - это заказчица картины или знакомая Рубенса, которую художник решил увековечить в своем произведении.

Жимолостная беседка (Автопортрет с Изабеллой Брандт)

Холст, масло, 1609-1610

Мюнхен, Германия. Старая пинакотека

Жимолостная беседка (Автопортрет с Изабеллой Брандт), 1609-1610
Жимолостная беседка (Автопортрет с Изабеллой Брандт), 1609-1610

Картина написана вскоре после женитьбы художника на Изабелле Брандт, дочери одного из самых состоятельных граждан Антверпена. Рубенсу, считающемуся создателем «парадного» портрета, лучше всего удавались изображения членов его семьи. В такие картины художник вкладывал всю свою любовь к близким, и именно эти портреты наиболее высоко ценятся потомками. Супруги показаны на фоне пышного куста жимолости. С большой тщательностью выписывает художник все детали роскошных придворных костюмов. Эти пышность и торжественность, отвечающие законам жанра, говорят о высоком общественном положении четы Рубенсов. Позы художника и сидящей у его ног Изабеллы полны светского изящества. Сквозь безупречный облик людей из высшего общества проглядывает нежная любовь друг к другу. Взаимную привязанность мужа и жены подчёркивают их сплетённые руки. Эта картина стала образцом семейного портрета для многих фламандских художников.

Четыре философа

Дерево, масло, 1612-1614

Флоренция, Италия. Галерея Питти

Четыре философа, 1612-1614
Четыре философа, 1612-1614

Этот групповой портрет написан в то время, когда двух людей, изображённых на нём, уже не было в живых. Знаменитый нидерландский гуманист Юст Липсиус (второй справа) скончался в 1606, а любимый брат Рубенса, Филипп (третий справа), умер за год до создания картины. Строго говоря, на портрете нет ни одного философа. Липсиус, несмотря на желание прослыть стоиком (последователи этого философского учения проповедовали презрение к смерти и отказ от всех страстей), был слабым и не уверенным в себе человеком. Филипп, известный учёный Ян Вовериус (первый справа) и сам Рубенс в основном ограничивались обсуждением философских идей других авторов. Художник дополняет композицию картины скульптурным изображением великого римского философа Сенеки. Таким образом мастер показывает тот идеал, к которому стремились он сам и его друзья. Интересная деталь - это один из редких случаев, когда Рубенс изобразил себя без шляпы. Позднее головной убор стал неизменной принадлежностью его автопортретов.

Четыре части света

Доска, масло, 1612-1614

Вена, Австрия. Музей истории искусств

Четыре части света, 1612-1614
Четыре части света, 1612-1614

Европа, Азия, Африка и Америка - на все материки старалась распространить своё влияние Католическая церковь. Художники рисовали четыре части света, подчёркивая всемирную значимость «единственно правильной религии». Рубенс был католиком, и одна из самых популярных тем в искусстве XVII века не могла не отразиться в его творчестве. Существовали определённые правила изображения частей света. Но великий фламандский живописец не хотел слепо следовать традиции. Обычно композицию составляли четыре женские фигуры, на картине Рубенса - восемь человек. Его герои больше похожи на древнегреческих богов и нимф, чем на католические изображения частей света. Невозможно понять, какая пара представляет Азию, какая Европу и т. д. Ясно только одно: чернокожая женщина в коралловых бусах - Африка. Нельзя ответить и на вопрос: кто эти мужчины, показанные художником? Они слишком похожи друг на друга, чтобы быть, к примеру, заказчиками картины... До Рубенса каждая из частей света писалась в окружении определенных предметов и животных. Например, Европа держала в руках скипетр, а рядом с ней стояла лошадь. Художник нарушает и эту традицию. Изображённые внизу крокодил и тигрица существуют как бы сами по себе, независимо от людей.

Францисканский монах

Холст, масло, 1615

Мюнхен, Германия. Старая пинакотека

Францисканский монах, 1615
Францисканский монах, 1615

До сих пор не известно, чей образ вдохновил Рубенса на создание этой картины. На портрете изображён молодой монах в рясе ордена францисканцев. Члены этого ордена, основателем которого являлся святой Франциск Ассизский, прославились своим аскетизмом. Во имя служения Христу они отрекались от всех земных благ. По замыслу мастера, внимание зрителя должно быть приковано к лицу героя. Рубенс показывает человека, не интересующегося сиюминутными наслаждениями. Деталям одежды, которые художник обычно выписывает с особой тщательностью, в данном случае не придаётся никакого значения. При создании этой картины он отказался от ярких красок, ограничившись серо-коричневыми тонами. На портрете предстаёт человек, уверенный в своих силах. На его лице особенно выделяются глаза: серьезный, даже суровый взгляд наполнен внутренним знанием. Минуя зрителя, он устремляется в вечность. Череп, который монах держит в руке, напоминает о скоротечности земной жизни...

Уход Агари из дома Авраама

Дерево, масло, 1615-1617

Санкт-Петербург, Россия. Эрмитаж

Уход Агари из дома Авраама, 1615-1617
Уход Агари из дома Авраама, 1615-1617

Сюжет этой картины взят Рубенсом из Ветхого Завета. Служанка Агарь ждала ребёнка от своего господина Авраама, который до восьмидесяти шести лет оставался бездетным. Между ней и женой Авраама Саррой постоянно вспыхивали ссоры. Не выдержав, Агарь бежит в пустыню... Рубенс переосмыслил известный библейский сюжет, придав своей картине некоторый оттенок театральности. Агарь не уходит тайком из дома, её выгоняет Сарра. Героиня Рубенса привлекает внимание особой красотой ожидания материнства. На её лице нет и следа обиды на несправедливость госпожи. Авраам, растерянно выглядывающий из-за плеча жены, с жалостью смотрит на Агарь, но не рискует вмешаться. Лицо Сарры искажено гневом, сквозь который отчётливо проглядывает зависть к будущей матери. Ещё больше это чувство выдаёт рука, которую Сарра держит на своём животе в напрасной надежде ощутить там новую жизнь.

Битва амазонок

Холст, масло, 1615-1619

Мюнхен, Германия. Старая пинакотека

Битва амазонок, 1615-1619
Битва амазонок, 1615-1619

Легенда об амазонках появилась в Древней Греции. Эти воинственные женщины проводили всю жизнь в битвах с мужчинами. Сражения заменяли им и любовь, и семейный очаг. Не заботясь о женской привлекательности, амазонки сами отрезали себе правую грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука. Битва, которая изображена на картине Рубенса, оказалась роковой для воительниц. Греки под руководством Тесея наголову разбили войско амазонок. Но художник показывает не триумф победителей, а решающий миг схватки, когда ещё не ясно, на чьей стороне окажется удача. Беспощадный бой на картине Рубенса, как ни странно, отнюдь не вызывает отвращения. Его герои упиваются битвой. Сплетаются в смертельной схватке тела людей. Вздымаются на дыбы лошади, опьяненные запахом крови. Тщетно взывают о помощи умирающие. Ярко-красные одежды, на которых не видна кровь, развеваются словно знамёна. Даже раненые и мёртвые как будто позируют художнику. При взгляде на картину создаётся ощущение не настоящего сражения, а красивого театрального представления. Кажется, что все участники битвы - это актёры, которые «оживут» сразу после окончания спектакля.

Персей и Андромеда

Холст, масло, 1620- 1621

Санкт-Петербург, Россия. Эрмитаж

Персей и Андромеда, 1620- 1621
Персей и Андромеда, 1620- 1621

Каждый год жители небольшого приморского города приносили в жертву страшному змею молодую девушку. Однажды жребий пал на царскую дочь Андромеду.... На картине Рубенса царевна спасена от страшной гибели, а морское чудовище повержено. Решительным шагом приближается к Андромеде её избавитель - Персей. Ему, одному из самых известных персонажей древнегреческих мифов, с рождения была уготована участь героя. На щите воина прибита голова недавно убитой Медузы Горгоны. Тревожно бьёт копытами крылатый конь, не успевший успокоиться после схватки со змеем. Летящая над Персеем богиня Победы, его покровительница, возвещает о новом триумфе своего любимца. Смущённо улыбается спасителю Андромеда. Светлые, «воздушные» краски подчёркивают нежность её образа. Сияющие латы Персея, блестящая чешуя морского чудовища - этот грубый и жестокий мир чужд девушке. Она рождена для любви, а Персей - для битвы.

Счастливое правление королевы (Благоденствие регентства)

Холст, масло, 1622-1625

Париж, Франция. Лувр

Счастливое правление королевы (Благоденствие регентства), 1622-1625
Счастливое правление королевы (Благоденствие регентства), 1622-1625

Рубенса называли «королём художников и художником королей». Последним эпитетом он в значительной степени обязан своему историческому циклу «Жизнь Марии Медичи». Эта серия состоит из 20 больших композиций, предназначенных для украшения одного из залов Лувра. Каждая картина посвящена определенному эпизоду из жизни властительницы. Картина «Счастливое правление королевы» относится к тому периоду, когда после смерти супруга, Генриха IV, Мария Медичи стала управлять Францией. На картине присутствуют аллегорические и мифологические персонажи. Почтительно склоняется перед королевой Слава, держащая в руке лавровый венок. Доверху наполнен рог изобилия, из которого должны пролиться все блага на подданных Марии Медичи. С восторгом взирают на неё древнегреческие боги. Сама правительница, возвышающаяся над всеми, кроме трубящих в небе ангелов, держит в руке весы — символ справедливости.

Пейзаж с радугой

Холст, масло, 1632-1635

Санкт-Петербург, Россия. Эрмитаж

Пейзаж с радугой, 1632-1635
Пейзаж с радугой, 1632-1635

Поздние пейзажи Рубенса лишены тех напряжённости и драматичности, которыми отличались его ранние произведения. Художник постарел, удалился от шумной придворной жизни. Природа и люди на его картинах теперь изображаются в более спокойных тонах. Но, как и раньше, он стремится «поймать» в своём произведении особый момент, в который красота и величие природы проявляются с наибольшей силой. На картине Рубенса запечатлены те удивительные короткие минуты, когда после сильного дождя на небе возникает радуга. Огромная, яркая, она раскинулась по всему небосводу, «вырастая» из гор и «исчезая» в лугах. Рубенс делит картину на две части: правую, которая расцвечена радугой, и левую, попадающую в тень могучих деревьев. Но теперь природа спокойна. Свет и тьма не противостоят друг другу. Пейзаж перестал быть фоном для борьбы человеческих страстей. Идиллическое настроение подчёркивается изображением мирно пасущихся овец. Безмятежный покой природных сил передаётся и пастухам, восхищённо рассматривающим радугу.

Вирсавия

Дерево, масло, 1635

Дрезден, Германия. Картинная галерея

Вирсавия, 1635
Вирсавия, 1635

Сюжет картины взят из Ветхого Завета. Библейский царь Давид однажды увидел купающуюся Вирсавию. Поражённый красотой женщины, он решил во что бы то ни стало жениться на ней. Правитель послал мужа Вирсавии на верную гибель, после чего взял в жёны вдову. Вскоре Вирсавия родила ему сына Соломона, ставшего одним из самых великих и мудрых библейских правителей. В чертах героини можно заметить сходство с Еленой Фурмен, второй женой художника. Любая деталь в картине призвана оттенить красоту женщины, ради которой могущественный царь пошёл на преступление. Красное покрывало и чёрная шуба создают яркий фон для обнажённого тела Вирсавии. Рубенс подчёркивает белизну её кожи, изображая рядом с красавицей мальчика-негра и смуглую служанку. Посланник царя протягивает женщине письмо (в Библии эта деталь не упоминается). Возможно, Рубенс таким образом попытался смягчить вину Давида. Ведь, прислав письмо, царь тем самым предоставил Вирсавии возможность выбора...

Шубка

Дерево, масло, 1638-1639

Вена, Австрия. Музей истории искусств

Шубка, 1638-1639
Шубка, 1638-1639

Известно, что эту картину Рубенс писал для себя и не хотел выставлять перед публикой. «Шубка» создана после женитьбы художника на шестнадцатилетней Елене Фурмен. Юная супруга стала для Рубенса живым воплощением его идеала женской красоты. На картинах, написанных им в последнее десятилетие жизни, героини часто похожи на Елену. Изображение обнажённой женщины, лишь слегка прикрытой меховой шубкой, выходит за рамки портретного жанра. Именно поэтому в названии картины нет имени Елены Фурмен. Стремясь запечатлеть красоту любимой женщины, Рубенс, тем не менее, старается защитить от посторонних свой, личностный, мир. Назвав картину «Шубка», мастер сделал акцент на предмете одежды, а не на том, что он написал портрет жены. При помощи цветовых контрастов художник подчёркивает нежность кожи Елены. Тёмный пушистый мех шубки и ярко-красный ковёр служат фоном для обнажённого тела. Жена Рубенса изображена в такой позе, будто её застигли врасплох, когда она одевалась. Прикрываясь шубкой, молодая женщина нетерпеливо ждёт окончания сеанса, чтобы накинуть на себя одежду, Именно эта картина принесла Елене Фурмен славу одной из первых красавиц в истории мирового искусства.

Пишите в комментариях, как Вам творчество Рубенса?

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: