Найти в Дзене
В моем пузыре

Та самая Алиса, которой почти 50

На Российские экраны с большим шумом вышел фильм «Алиса в стране чудес». Удивительно, но снят он не по книге того который жил Чарльза Лютвиджа До́джсона, и даже не по книге того который был, Льюиса Кэрролла, а по радиопьесе 1976 года. К своему удивлению, я никогда не слышал ни ее, ни что-то про нее. Мне стало любопытно что же это за пьеса и тем, что я узнал, спешу поделиться с вами. История создания радиопьесы начинается с горящих глаз одного конкретного человека. А именно, известного актера и режиссера Олега Герасимова. В свободное от работы время он писал различные сценарии по детским произведениям и ставил сказки по ним для студии грамзаписи "Мелодия". Одним из таких произведений и стала сказка "Алиса в стране чудес". Однако, Герасимову эта сказка особенно запала в душу, и он позднее писывал работу над ней так: "невероятно мучительное, безумно мучительное, сладострастно мучительное счастье". Работа над сказкой началась в 1972 году. Герасимов, занимал позицию декана актёрского факуль
Оглавление

На Российские экраны с большим шумом вышел фильм «Алиса в стране чудес». Удивительно, но снят он не по книге того который жил Чарльза Лютвиджа До́джсона, и даже не по книге того который был, Льюиса Кэрролла, а по радиопьесе 1976 года. К своему удивлению, я никогда не слышал ни ее, ни что-то про нее. Мне стало любопытно что же это за пьеса и тем, что я узнал, спешу поделиться с вами.

Обложка выпущенной пластинки
Обложка выпущенной пластинки

Идейный вдохновитель и его известный ученик

История создания радиопьесы начинается с горящих глаз одного конкретного человека. А именно, известного актера и режиссера Олега Герасимова. В свободное от работы время он писал различные сценарии по детским произведениям и ставил сказки по ним для студии грамзаписи "Мелодия". Одним из таких произведений и стала сказка "Алиса в стране чудес". Однако, Герасимову эта сказка особенно запала в душу, и он позднее писывал работу над ней так: "невероятно мучительное, безумно мучительное, сладострастно мучительное счастье".

Олег Герасимов
Олег Герасимов

Работа над сказкой началась в 1972 году. Герасимов, занимал позицию декана актёрского факультета Школы-студии МХАТ, был знаком со многими известными и не очень актерами. Так, он предложил написать песни для сказки одному из своих бывших учеников, а именно Владимиру Высоцкому. Высоцкий дал согласие, но ознакомившись с текстом сказки отказался, сославшись на абсурдность и запутанность произведения.

Владимир Высоцкий в 70х годах
Владимир Высоцкий в 70х годах

Со слов Людмилы Абрамовой (второй жены поэта) уговорить Высоцкого было не легко, и во многом это заслуга Марины Влади. Именно она смогла повлиять на окончательное решение апеллируя, сыгранной незадолго до этого, ролью все той же Алисы, на радио во Франции.

Удивительно, но будучи известным и любимым исполнителем на тот момент у Владимира Семеновича не было официально изданных пластинок. И возможность пусть даже не как сольного автора и исполнителя попасть на грамзапись от Мелодии была интересной.

В итоге Высоцкий согласился написать песни для пьесы, однако наотрез отказался их исполнять. Однако из-за сложности некоторых партий был вынужден и тут пойти на компромиссы.

Работа - работа - работа

Написание песен и запись длились долгие три года. Это было связанно и постоянной занятостью Высоцкого в кино, театре и на сцене, и с объемом материала, который он написал. Всего было создано более 30 песен, 27 официально вошедших на пластинку, 2 которые не вошли в хронометраж, но сохранились и нескольких, которые были утеряны.

Музыку к песням писал Евгений Геворгян, однако со слов Алексея Чёрного именно он должен был этим заниматься, но рассорившись с Высоцким, из-за финансового вопроса, выбыл из проекта.

Здание Всесоюзной студии грамзаписи
Здание Всесоюзной студии грамзаписи

Запись песен вели еще долгих два года. И все это время вечерами на запись приходили прекрасные голоса: Евгения Ханаева, Всеволод Шиловский, Всеволод Абдулов, Виктор Петров, Наталья Вихрова, Наталья Назарова, Галина Иванова, Клара Румянова, Олег Герасимов и сам Владимир Высоцкий. И все они писались порой больше, чем полную четырехчасовую смену.

Каррамба, коррида и черт побери!

И вот работа была завершена, и казалось, что всего ничего и она увидит свет. Однако нельзя забывать, что в союзе нельзя было выпустить любое творческое произведение без одобрения худсовета. И как ни странно, если верить воспоминаниям участников худсовет прошел отлично и добро на выпуск пластинок было получено.

Но это был только мнимый успех. Буквально спустя несколько дней, на телефон ответственного редактора фирмы "Мелодия" Евгении Лозинской, поступил звонок. В нем, Борис Владимирский сообщил, что накануне состоялось заседание коллегии Министерства культуры, и что теперь вопрос не только в выпуске пластинки, а вообще в возможности работы и Евгении и самого Бориса.

Евгения Лозинская
Евгения Лозинская

Но почему же все пошло так, и почему это было весьма ожидаемо? Давайте сделаем небольшой шаг в сторону, чтобы разобраться.

Шаг в сторону

Вся сложность была конечно же в фигуре Высоцкого. В начале семидесятых, он был уже очень популярен, но при этом его отношения с властями было сложным. Первый записи Высоцкого были написаны в жанре "блатной" лирики, и переписывались с одной магнитной записи на другую в обход органов и цензоров. Именно с этими записями Высоцкий и попал в поле зрения КГБ и заработал свое реноме. При этом цензура не запрещала концерты Высоцкого и его театральную деятельность. То есть будучи голосом народа, любимым и востребованным неофициально, когда многие партийные деятели приглашали его на частные концерты, официально не выходило ни его пластинок, ни сборников стихов. И пусть сам Высоцкий никогда открыто не боролся с системой и писал "Мне претит роль „мученика“, этакого „гонимого поэта“, которую мне навязывают… Я хочу только одного — быть поэтом и артистом для народа, который я люблю… в согласии с идеями, которые организуют наше общество", признанным артистом он не был. При этом его брак с француженкой Мариной Влади и его выезд заграницу рассматривался органами как весьма неблагонадежный. Сам же Высоцкий выезжал не только во Францию, но и в Канаду, США и другие страны, где общался с эмигрантами, что так же не добавляло ему в глазах КГБ.

При этом песни в пьесе весьма иносказательны в силу исходного материала, и интерпретировать их можно весьма и весьма разными способами. Та же "странная страна" четко ассоциировалась со страной советов, даже если такой задумки не было. Антиподы и антипяты вполне годились для поиска в них диссидентов. Возможностей для интерпретаций и поиска скрытого смысла хоть отбавляй.

Конец истории?

Именно такое, сложившееся отношение к поэту, и неоднозначно трактуемый материал и позволяли предполагать результаты заседания коллегии Министерства культуры. Если говорить детальнее, то на этом заседании Наталья Сац, не последний человек, первая в мире женщина оперный режиссер, обвинила Всесоюзную студию грамзаписи в развращении детей чудовищными песнями Высоцкого.

Наталья Сац
Наталья Сац

Такое заключение могло поставить крест на всей проделанной работе, однако все решил один разговор и одна заметка. Разговор состоялся между Владимиром Высоцким и Беллой Ахмадулиной, улетавшей в Париж. Поэт попроси что-то придумать в сложившейся ситуации и Белла Ахатовна придумала. В "Литературной газете", которая тогда была весьма значимым печатным изданием вышло ее поздравление с Новым годом в которым она писала "Алиса опять и всегда в стране чудес, как в моем и в вашем детстве. "Алиса в стране чудес" – вот еще один подарок – пластинка, выпущенная к Новому году фирмой "Мелодия", пришла ко мне новым волшебством. И как бы обновив в себе мое давнее детство, я снова предаюсь обаянию старой сказки, и помог мне в этом автор слов и мелодий песен к ней Владимир Высоцкий...".

Белла Ахмадулина
Белла Ахмадулина

Финал!

И этого было достаточно чтобы пластинка вышла. (и не беспокойтесь о судьбе Евгении и Бориса, то они остались на своих должностях) Есть мнение, что это только красивая сказка, но даже если это и не повлияло на выход пластинки, то уж точно повлияло на ее популярность.

Пьеса стала очень востребованной, точных данных о продажах и суммарных тиражах нет, но тиражи допечатывались вплоть до 90х годов. Можно смело говорить о сотнях тысяч если не миллионах экземпляров. Послушать ее вы можете на большинстве площадок, например тут https://music.yandex.ru/album/13002641

И даже найти пластинку в продаже не составит труда.

Вариант обложки пластинки
Вариант обложки пластинки
Вариант обложки пластинки
Вариант обложки пластинки
Вариант обложки пластинки
Вариант обложки пластинки
Вариант обложки пластинки
Вариант обложки пластинки
Вариант обложки пластинки
Вариант обложки пластинки
Вариант обложки пластинки
Вариант обложки пластинки
Вариант обложки CD
Вариант обложки CD