Ах, вернисаж!.. И какие люди!
Про таких говорят, родился в рубашке. Или еще - с серебряной ложкой во рту. Везунчики и труженики - две ипостаси одной личности - это всегда вызывает интерес. «И от судеб защиты нет»?
Петр Георгиевич Татарников, живописец, график, иллюстратор. Сам он называет себя «традиционным художником». Хотя его письмо не все признают «традиционным»: пустынные и величественно безмолвные пейзажи датских берегов, скалы Армении, ночные пустынные перекрестки больших дорог в тумане, светящиеся одинокие городские окна… - всё ирреально и загадочно. Всё не представляется подлинным, это скорее память о настоящем, слепок воображения. Или сон. Искусство эфемерного. Собственный стиль и запечатленный кистью кадр безмерного мира.
Родился художник в 1953 году в Ленинграде в семье с крепкими творческими (и не только!!!) корнями.
Его отец - Георгий Павлович Татарников (1914, Саратов - 1971, Ленинград) российский советский живописец, мастер ландшафтного и городского пейзажа, чьи работы находятся во многих галереях мира и в коллекции Русского музея. В 1930 году он после окончания школы приехал в Ленинград поступать в Институт пролетарских изобразительных искусств (так назывался тогда Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина - ныне Академия художеств). Попытка поступить в Академию оказалась неудачной и не единственной. Работал слесарем-механиком на Комбинате радиостроения им. Коминтерна. Параллельно занимался в студии народного творчества при ДК им. Горького. Самородок? Упрямый.
Был призван в армию - участвовал в Финской кампании, потом семь лет служил на Балтийском флоте. Много работал для фронтовых газет (плакаты, рисунки, карикатуры). Награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За боевые заслуги». После войны Георгий Павлович посвятил себя живописи. Истосковавшись по обычной мирной жизни, с упоением писал пейзажи и городские мотивы. Получил признание, выставлялся.
Ушел из жизни рано и неожиданно для всех, не дожив до 57-ти лет. Некоторые его работы приведены ниже. И, кажется, видимая перекличка мотивов и сюжетов, которые мы видим на малых (по размеру) полотнах его сына Петра… Фамильные узоры.
Мать - Ирина Павловна Дервиз, из немецкого дворянского рода фон Дервиз, представители которого еще в ХVIII веке перебрались в Россию, дав несколько ветвей известных предпринимателей и промышленников (первые управители железных дорог в России были из рода фон Дервизов), благотворителей (попечители сиротских домов в Москве, финансисты частной гимназии в Рязани и мужского училища на Охте в Петербурге). При этом эти люди были не чужды музыкальной культуры - известны Дервизы - сочинители романсов (!) и оперные певцы. Хорошо, когда твоя фамилия имеет приставку «фон», тогда семейные истории каким-то образом сохраняются, материализуются в печатном слове и доступны прямым потомкам и любопытствующим. Хотя, надо полагать, свою чашу горечи потомки этого рода испили до дна после Октябрьской революции.
Разумеется, за сотни лет Дервизы переженились на русских особах знатного происхождения, став уже собственно российскими гражданами и дав многочисленные потомства талантливых людей в России и за рубежом.
Вот еще один факт из жизни совсем недальнего родственника нашего героя вернисажа.
Фон Дервизы владели домом на Английской набережной в Петербурге. Этот дом известен сегодня каждому ленинградцу-петербуржцу. Так вот в 1903 году этот дворец, чего уж там скромничать - не дом, П.П. фон Дервиз продал (Английская наб., 28). Дворец был позднее перестроен и оформлен архитектором А. Ф. Красовским. Там теперь размещается старейший в нашем городе Дворец бракосочетания, который хранит запись и о браке моей семьи.
Уже после революции некоторые из Дервизов в России стали на время Луговыми (просто переведя свою фамилию на русский). Так выжили.
Из биографической справки рода Дервизов (ист.: Антонов Виктор Васильевич, Род Дервизов в Петербурге и в России):
Потомок того самого фон Дервиза, что продал дворец на Английской наб., «Павел Павлович-младший (1897-1942) после окончания гимназии К. Мая поступил в Политехнический институт, но проучился всего месяц. В 1919 году Дервиз начал работать в Эрмитаже, занимаясь изучением ювелирного искусства.
В 1925 - 1938 гг. он заведовал в музее Особой кладовой. Дважды арестовывался. Женат был два раза на родных сестрах Принтц, от двух браков. Имел дочь Ирину и сына Павла (любимое имя в этой семье). Дочь Ирина окончила Институт им. И. Е. Репина как искусствовед, вышла замуж за ленинградского художника Г. П. Татарникова и скончалась, не дожив до 50 лет…».
…Ну, вот и мы добрались до конца истории земной жизни родителей художника Петра Татарникова. Наши корни имеют значение, они питают нас опытом предков.
У Петра Татарникова замысловато переплелись в один узел судьбы его родителей - людей с талантами и характерами: вполне себе пролетарская, созвучная социалистической эпохе, линия жизни отца и другая - баронская, с немецкими оттенками в генах и историческими волнами взлетов и падений судьба семьи матери. Россияне - отдельный этнос, сложносоставной по горизонтали и вертикали.
История, достойная кинематографа.
…Так что все «неоднозначно», как говорят мои современники. Я же считаю, все многозначно! И не случайно. Стоит только проявить здоровое любопытство и задуматься. И тогда пустынные пейзажи других (?) берегов наполнятся смыслом и памятью, и посланием, и перекличкой с прошлым. И никогда они больше не покажутся нам ирреальными.
Обожаю такие истории: они, как многослойный затейливый пирог, когда ингредиенты высочайшего качества и требовательного отбора надо собрать воедино с разных полочек, а до этих полочек еще дотянуться надо!
***
Раздумывая о судьбе человека, я часто пытаюсь отгадать: твоя родословная благо или бремя?.. Этот вопрос так и остался загадкой в недавней истории о еще одной современнице, представительнице арт цеха - Семеновой, дочери Юлиана Семенова и представительницы рода Михалковых-Кончаловских. А здесь, у Татарниковых, все кажется более определенным.
***
Итак, к началу рассказа, к герою вернисажа.
Петр Георгиевич Татарников довольно рано, как мы уже поняли, остался без родителей - они ушли из жизни один за другим…
Дальше он будет идти своим путем. Но таланты-то предков унаследовал и поддержку родовую получил. Поэтому выбранный им путь представляется предопределенным. Неужели судьба?
Из престижнейшей Средней художественной школы он поступил на Отделение монументального искусства Факультета живописи Академии художеств в мастерскую легендарного Андрея Мыльникова, прожил длинную плодотворную творческую жизнь. Член Союза художников с 1982 г. Сегодня он преподает на факультете искусств СПбГУ (Кафедра мастерства художника кино и телевидения), учит, получается, молодежь видеть мир «незамыленным взглядом».
Выставка его малых (по размеру) работ с говорящим названием «Мало- помалу» открылась в галерее 14/45. Народу на вернисаж набилось тьма: давно не было выставок работ этого стильного петербуржского художника. А художник любит вариации, как большой музыкант: у него много работ с повторяющимися мотивами. И это не скучно, скажу я вам. Говорят, Петр Георгиевич не любит пафоса и знает бессилие красивых слов. Так что, к барьеру?
«Жить и как все, и как не все
Мне надоело нынче очень.
Есть только мокрое шоссе,
Ведущее куда-то в осень.
Не жизнь, не бой, не страсть, не дрожь,
А воздух, полный бескорыстья,
Где встречный ветер,
Мелкий дождь
И влажные от капель листья»
(©️Наум Коржавин)
**
Да, тут еще одна семейная ветвь открывается - сын.
Сын Петра Татарникова - известный талантливый дирижер Михаил Татарников, красавец-мужчина с даром повелителя музыкальных стихий (даже на открытом воздухе). Но это уж совсем другая страница и повод для пристального взгляда.
Так что у Татарниковых родословная - благо. Без сомнения. Благо для многих. Их частная биография - и наша с вами история.
Жить и как все, и как не все - это привилегия.
***
…А моя любимая работа - вторая в галерее картин. Чайки - моя непреходящая любовь. И даже, если это не чайки, я вижу именно их… Аберрация вкуса. И предпочтений.
©️ Мила Тонбо 2025
💌 Вернисажи. Современное искусство России в авторской подборке «Современное (новейшее) искусство России ХХI века»