Найти в Дзене
Арт КомодЪ

Татарников. «Традиционный» художник безмолвных пейзажей. Отцы и дети

Ах, вернисаж!.. И какие люди! Про таких говорят, родился в рубашке. Или еще - с серебряной ложкой во рту. Везунчики и труженики - две ипостаси одной личности - это всегда вызывает интерес. «И от судеб защиты нет»? Петр Георгиевич Татарников, живописец, график, иллюстратор. Сам он называет себя «традиционным художником». Хотя его письмо не все признают «традиционным»: пустынные и величественно безмолвные пейзажи датских берегов, скалы Армении, ночные пустынные перекрестки больших дорог в тумане, светящиеся одинокие городские окна… - всё ирреально и загадочно. Всё не представляется подлинным, это скорее память о настоящем, слепок воображения. Или сон. Искусство эфемерного. Собственный стиль и запечатленный кистью кадр безмерного мира. Родился художник в 1953 году в Ленинграде в семье с крепкими творческими (и не только!!!) корнями. Его отец - Георгий Павлович Татарников (1914, Саратов - 1971, Ленинград) российский советский живописец, мастер ландшафтного и городского пейзажа

Ах, вернисаж!.. И какие люди!

Про таких говорят, родился в рубашке. Или еще - с серебряной ложкой во рту. Везунчики и труженики - две ипостаси одной личности - это всегда вызывает интерес. «И от судеб защиты нет»?

Петр Георгиевич Татарников
Петр Георгиевич Татарников

Петр Георгиевич Татарников, живописец, график, иллюстратор. Сам он называет себя «традиционным художником». Хотя его письмо не все признают «традиционным»: пустынные и величественно безмолвные пейзажи датских берегов, скалы Армении, ночные пустынные перекрестки больших дорог в тумане, светящиеся одинокие городские окна… - всё ирреально и загадочно. Всё не представляется подлинным, это скорее память о настоящем, слепок воображения. Или сон. Искусство эфемерного. Собственный стиль и запечатленный кистью кадр безмерного мира.

-2

-3

-4

-5

-6

 Петр Георгиевич Татарников
Петр Георгиевич Татарников

Родился художник в 1953 году в Ленинграде в семье с крепкими творческими (и не только!!!) корнями.

Георгий Павлович Татарников. Автопортрет. 1950 (Отец художника Петра Татарникова)
Георгий Павлович Татарников. Автопортрет. 1950 (Отец художника Петра Татарникова)

Его отец - Георгий Павлович Татарников (1914, Саратов - 1971, Ленинград) российский советский живописец, мастер ландшафтного и городского пейзажа, чьи работы находятся во многих галереях мира и в коллекции Русского музея. В 1930 году он после окончания школы приехал в Ленинград поступать в Институт пролетарских изобразительных искусств (так назывался тогда Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина - ныне Академия художеств). Попытка поступить в Академию оказалась неудачной и не единственной. Работал слесарем-механиком на Комбинате радиостроения им. Коминтерна. Параллельно занимался в студии народного творчества при ДК им. Горького. Самородок? Упрямый.

Был призван в армию - участвовал в Финской кампании, потом семь лет служил на Балтийском флоте. Много работал для фронтовых газет (плакаты, рисунки, карикатуры). Награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За боевые заслуги». После войны Георгий Павлович посвятил себя живописи. Истосковавшись по обычной мирной жизни, с упоением писал пейзажи и городские мотивы. Получил признание, выставлялся.

Ушел из жизни рано и неожиданно для всех, не дожив до 57-ти лет. Некоторые его работы приведены ниже. И, кажется, видимая перекличка мотивов и сюжетов, которые мы видим на малых (по размеру) полотнах его сына Петра… Фамильные узоры.

Георгий Павлович Татарников. Полдень на Волге. 1952. Холст, масло. 129х259. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова
Георгий Павлович Татарников. Полдень на Волге. 1952. Холст, масло. 129х259. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова

Георгий Павлович Татарников
Георгий Павлович Татарников

Георгий Павлович Татарников
Георгий Павлович Татарников

Георгий Павлович Татарников
Георгий Павлович Татарников

Мать - Ирина Павловна Дервиз, из немецкого дворянского рода фон Дервиз, представители которого еще в ХVIII веке перебрались в Россию, дав несколько ветвей известных предпринимателей и промышленников (первые управители железных дорог в России были из рода фон Дервизов), благотворителей (попечители сиротских домов в Москве, финансисты частной гимназии в Рязани и мужского училища на Охте в Петербурге). При этом эти люди были не чужды музыкальной культуры - известны Дервизы - сочинители романсов (!) и оперные певцы. Хорошо, когда твоя фамилия имеет приставку «фон», тогда семейные истории каким-то образом сохраняются, материализуются в печатном слове и доступны прямым потомкам и любопытствующим. Хотя, надо полагать, свою чашу горечи потомки этого рода испили до дна после Октябрьской революции.

Разумеется, за сотни лет Дервизы переженились на русских особах знатного происхождения, став уже собственно российскими гражданами и дав многочисленные потомства талантливых людей в России и за рубежом.

Вот еще один факт из жизни совсем недальнего родственника нашего героя вернисажа.

Фон Дервизы владели домом на Английской набережной в Петербурге. Этот дом известен сегодня каждому ленинградцу-петербуржцу. Так вот в 1903 году этот дворец, чего уж там скромничать - не дом, П.П. фон Дервиз продал (Английская наб., 28). Дворец был позднее перестроен и оформлен архитектором А. Ф. Красовским. Там теперь размещается старейший в нашем городе Дворец бракосочетания, который хранит запись и о браке моей семьи.

Уже после революции некоторые из Дервизов в России стали на время Луговыми (просто переведя свою фамилию на русский). Так выжили.

Из биографической справки рода Дервизов (ист.: Антонов Виктор Васильевич, Род Дервизов в Петербурге и в России):

Потомок того самого фон Дервиза, что продал дворец на Английской наб., «Павел Павлович-младший (1897-1942) после окончания гимназии К. Мая поступил в Политехнический институт, но проучился всего месяц. В 1919 году Дервиз начал работать в Эрмитаже, занимаясь изучением ювелирного искусства.
В 1925 - 1938 гг. он заведовал в музее Особой кладовой. Дважды арестовывался. Женат был два раза на родных сестрах Принтц, от двух браков. Имел дочь Ирину и сына Павла (любимое имя в этой семье). Дочь Ирина окончила Институт им. И. Е. Репина как искусствовед, вышла замуж за ленинградского художника Г. П. Татарникова и скончалась, не дожив до 50 лет…».

…Ну, вот и мы добрались до конца истории земной жизни родителей художника Петра Татарникова. Наши корни имеют значение, они питают нас опытом предков.

У Петра Татарникова замысловато переплелись в один узел судьбы его родителей - людей с талантами и характерами: вполне себе пролетарская, созвучная социалистической эпохе, линия жизни отца и другая - баронская, с немецкими оттенками в генах и историческими волнами взлетов и падений судьба семьи матери. Россияне - отдельный этнос, сложносоставной по горизонтали и вертикали.

История, достойная кинематографа.

П.П. Дервиз-Луговой с последней женой и детьми (фотография, 1939).
П.П. Дервиз-Луговой с последней женой и детьми (фотография, 1939).

…Так что все «неоднозначно», как говорят мои современники. Я же считаю, все многозначно! И не случайно. Стоит только проявить здоровое любопытство и задуматься. И тогда пустынные пейзажи других (?) берегов наполнятся смыслом и памятью, и посланием, и перекличкой с прошлым. И никогда они больше не покажутся нам ирреальными.

Обожаю такие истории: они, как многослойный затейливый пирог, когда ингредиенты высочайшего качества и требовательного отбора надо собрать воедино с разных полочек, а до этих полочек еще дотянуться надо!

***

Раздумывая о судьбе человека, я часто пытаюсь отгадать: твоя родословная благо или бремя?.. Этот вопрос так и остался загадкой в недавней истории о еще одной современнице, представительнице арт цеха - Семеновой, дочери Юлиана Семенова и представительницы рода Михалковых-Кончаловских. А здесь, у Татарниковых, все кажется более определенным.

***

Итак, к началу рассказа, к герою вернисажа.

Петр Георгиевич Татарников довольно рано, как мы уже поняли, остался без родителей - они ушли из жизни один за другим…

Дальше он будет идти своим путем. Но таланты-то предков унаследовал и поддержку родовую получил. Поэтому выбранный им путь представляется предопределенным. Неужели судьба?

Из престижнейшей Средней художественной школы он поступил на Отделение монументального искусства Факультета живописи Академии художеств в мастерскую легендарного Андрея Мыльникова, прожил длинную плодотворную творческую жизнь. Член Союза художников с 1982 г. Сегодня он преподает на факультете искусств СПбГУ (Кафедра мастерства художника кино и телевидения), учит, получается, молодежь видеть мир «незамыленным взглядом».

Выставка его малых (по размеру) работ с говорящим названием «Мало- помалу» открылась в галерее 14/45. Народу на вернисаж набилось тьма: давно не было выставок работ этого стильного петербуржского художника. А художник любит вариации, как большой музыкант: у него много работ с повторяющимися мотивами. И это не скучно, скажу я вам. Говорят, Петр Георгиевич не любит пафоса и знает бессилие красивых слов. Так что, к барьеру?

П. Татарников. Лебяжья канавка
П. Татарников. Лебяжья канавка

П. Татарников. Лебяжья канавка
П. Татарников. Лебяжья канавка

П. Татарников. Шоссе
П. Татарников. Шоссе

«Жить и как все, и как не все

Мне надоело нынче очень.

Есть только мокрое шоссе,

Ведущее куда-то в осень.

Не жизнь, не бой, не страсть, не дрожь,

А воздух, полный бескорыстья,

Где встречный ветер,

Мелкий дождь

И влажные от капель листья»

(©️Наум Коржавин)

-17

-18

-19
-20

-21

**

Да, тут еще одна семейная ветвь открывается - сын.

Сын Петра Татарникова - известный талантливый дирижер Михаил Татарников, красавец-мужчина с даром повелителя музыкальных стихий (даже на открытом воздухе). Но это уж совсем другая страница и повод для пристального взгляда.

Михаил Петрович Татарников, сын художника
Михаил Петрович Татарников, сын художника

Михаил Петрович Татарников
Михаил Петрович Татарников

Так что у Татарниковых родословная - благо. Без сомнения. Благо для многих. Их частная биография - и наша с вами история.

Жить и как все, и как не все - это привилегия.

***

…А моя любимая работа - вторая в галерее картин. Чайки - моя непреходящая любовь. И даже, если это не чайки, я вижу именно их… Аберрация вкуса. И предпочтений.

©️ Мила Тонбо 2025

💌 Вернисажи. Современное искусство России в авторской подборке «Современное (новейшее) искусство России ХХI века»