В Сборнике «Новгородские былины» (1) серии «Литературные памятники», изданном в 1978 году, (далее - Сборник) представлены 26 редакций древней былины о Василии Буслаевиче (2).
Авторы Сборника определяют время возникновения былины 14-15 веком (1, с.368). Некоторые исследователи считали, что прототипом былинного Василия Буслаевича является новгородский посадник Васка Буслаевич, смерть которого зафиксирована русскими летописями под 1171 году.
…известіе, занесенное подъ 6679 (1171) годомъ въ летописный сводъ XVI века: «Того же лета преставися въ Новегороде посадникъ Васка Буславичь»…(3, с.245).
Районы обнаружения былины
Основное место обнаружение былин о новгородце Василии Буслаевиче – это Русский Север.
…Всего известно 75 записей, включая отрывки, пересказы, контаминации с другими текстами, а также повторные записи от одного и того же лица и записи текстов от потомков, продолжающих традиции сказителей, от которых были сделаны записи в прошлом веке. По 43 записей сделано на р. Печоре и на Пудоге, 12 — в Заонежье, по 8 —- на р. Мезени и на Кенозере, по 2 записи — на Зимнем берегу Белого моря, в Шенкурском уезде Архангельской губ., на Водлозере, на Кумбасозере, в Западной Сибири, и по 1 записи — в Повенце, Толвуе, на Карельском берегу Белого моря, на реках Онеге, Кене, Пинеге, в Кадниковском р-не Вологодской обл., Пермской обл., Новоладожском у. Петербургской губ., Москве и на Дону. Подавляющее число записей сделано на Русском европейском Севере…(1, с.362).
В нынешнем В. Новгороде или его области былин о Василии Буслаевиче не обнаружено. Авторы Сборника недоумевают по этому поводу.
…В бывшей Новгородской метрополии, как отмечалось выше, былин или других эпических песен почти не записывали…Можно, конечно, винить собирателей, обходивших Новгородчину стороной, и все же, если бы эпические песни бытовали там достаточно широко, их непременно бы заметили. На Новгородчине былины выходили из бытования, по-видимому, уже в первой половине XIX в. Причины отмирания неясны и, пожалуй, несколько удивительны, ибо тогда и даже на полвека позже былины записывали в средней полосе России (Москве, Коломне, Владимирской губ. и др.) значительно чаще, чем в бывшей Новгородской метрополии… (1, с.330).
Возникает вопрос: почему же в нынешнем В. Новгороде и области былины о новгородце Василии Буслаевиче обнаружены не были?
Новгородский ушкуйник
Былины о Василии Буслаевиче описывают два сюжета. В первом сюжете молодой и удалой новгородец Василий Буславевич со своей дружиной вступает в кулачный бой с новгородцами и едва не перебивает их всех. Во втором - Василий Буслаевич уже в зрелом возрасте совершает паломничество в Иерусалим и гибнет на обратном пути.
Некоторые историки прямо называли Василия Буслаевича новгородским ушкуйником.
…Соловьев, правда, прямо называет Василия «предводителем новгородских ушкуйников». И, хотя тексты былин не дают для этого никакого материала, стало традиционным называть Буслаева ушкуйником…(1, с.364).
…Такъ, былина о Василье Буслаевице повторяетъ въ примененіи къ новгородскому ушкуйнику легенды о покаявшемся разбойнике, о человеке, обреченномъ демону…(3, с.IX).
Маршрут паломничества Василия Буслаевича в Иерусалим по Волге в Каспийское море (к этому мы еще вернемся) совпадает с маршрутами новгородских ушкуйников.
…Следует обратить внимание на маршрут Василия в этом тексте. Путь его по Ильменю и Каспийскому морю в действительности не может привести в Иерусалим. Но по этому пути обычно ходили в XIV в. новгородские ушкуйники, совершая набеги на торговые волжские суда и приволжские населенные пункты…(1, с.384).
Непонятно являлся, все-таки, Василий Буслаевич новгородским ушкуйником или нет.
Мужики Залешена и Братчина Никольская
В первом сюжете былины Василий Буслаевич собирает у себя 30 человек и с этой дружиной приходит на пир в братчину Никольскую.
…«Кто хощет пить и есть из готовова,
Валися к Ваське на широкой двор,
Тот пей и ешь готовое
И носи платье розноцветное!»…(1, с.6).
…Пришли тут мужики Залешена,
И не смел Василей показатися к ним,
Еще тут пришло семь братов Сбродовичи,
Собиралися-соходилися
Тридцать молодцов без единова,
Он сам, Василей, тридцатой стал…
…Послышел Васинька Буслаевич
У мужиков новгородскиех
Канун варен, пива яшныя,—
Пошел Василей со дружинею,
Пришел во братшину в Никол(ь)шину... (1, с.7).
Мужики Залешена – это люди, живущие за лесом,
…мужики Залешена, т. е. жители захолустья, залесные жители…(1, с.374).
Братчина – это местная община.
…Своеобразной общественной формой были объединения прихожан — братчины — при уличанской или кончанской церквах. Соответствующие престольные праздники отмечались прихожанами вскладчину, на общем пиру, который также назывался братчиной. По новгородским былинам из. сборника Кирши Данилова, братчина справлялась на Николин день и потому названа Николыциной…(1, с.322).
Авторы Сборника не уточняют где в нынешнем В.Новгороде или рядом с ним жили мужики Залешены и собирались подобные братчины.
Старчище Пилигримище из Сергеева монастыря
Новгородские князья по совету матери Василия Буслаевича отправляются в Сергеев монастырь просить Старчище Пилигримище, крестного отца Василия Буслаевича, приехать в Новгород и усмирить его.
…Есть у моего чада милого
Во том во монастыре во Сергеевом
Крестовый его батюшка Старчище Пилигримище:
Имеет силу нарочитую.
Попросите, князья Новгородские,
Не может ли унять мое чадо милое.
И так князья Новгородские
Приезжают к монастырю ко Сергееву
И просят Старчище Пилигримище,
Со великим просят с унижением: —
Ай же ты, Старчище Пилигримище!
Послужи ты нам верой-правдою,
Сходи ты на мостик на Волховский
Ко своему ко сыну ко крестовому,
Молодому Васильюшке Буславьеву:
Уговори его сердце богатырское,
Чтобы он оставил побоище,
Не бил бы мужиков новгородскиих,
Оставил бы малую часть на семена.
…Одевает Старчище кафтан в сорок пуд,
Колпак на голову полагает в двадцать пуд,
Клюку в руки берет в десять пуд,
И пошел ко мостику ко Волховскому
Со тыма князьмы Новогородскима.
Приходит на мостик на Волховский…(1, с.29-30).
Сергиев монастырь – это Троице-Сергиева Лавра, находящаяся в Сергиевом Посаде в 70 км от Москвы по дороге на Ярославль. Расстояние от В. Новгорода до Сергиева Посада - около 600 км. То есть, новгородские князья отправляются из Новгорода за 600 км в Сергиев монастырь за старцем, с которым должны проехать еще 600 км назад (рис.3). Ситуация фантастическая.
Из Новгорода в Иерусалим
В былине Василий Буслаевич отправляется в паломничество в Иерусалим. Причем плывет он из Новгорода на корабле по озеру Ильмень и Каспийскому морю (1, с.92 – 98).
…Подымали тонки парусы полотняныя.
Побежали по озеру Ильменю…
…Прямым путем в Ерусалим-град
Бежать семь недель,
А окольной дорогой — полтора года:
На славном море Каспицкием,
На том острову на Куминскием
Стоит застава крепкая…
…И завидел Василей гору высокую,
Приставал скоро ко круту берегу,
Походил-су Василей сын Буслаевич
На ту ли гору Сорочинскую…(1, с.93).
Историки считают, что маршрут Василия Буслаевича пролегал по Волге.
…Пересказъ Кирши указываетъ и путь Василья: онъ едетъ <по морю Каспійскому>, не минуя, конечно, Волги, хотя названіе реки и не упомянуто въ песне. Въ Поволжье Василій, какъ видно, былъ уже известенъ: казачьи атаманы, стоявшіе на острове Куминскомъ, не видали еще новгородскаго удальца, но знаютъ о немъ…(3, с.233).
Маршрут Василия Буслаевича, описанный в былине, из В. Новгорода по озеру Ильмень, Волге и Каспийскому морю в Иерусалим, историки считают маловероятным и возникшим уже после создания былины.
…Былина говоритъ о Каспіи при описаніи путешествія Василья въ Іерусалимъ. Но въ такомъ маршруте следуетъ, вероятно, видеть следъ поздняго искаженія песни. Едва ли можно предположить, будто староновгородская былина могла говорить о путешествіи въ Палестину черезъ Волгу и Каспійское море…(3, с.233).
Предлагается следующее объяснение. В былине о Василии Буслаевиче описаны две его поездки: одна по Волге до Каспийского моря, вторая – из нынешнего В. Новгорода в Иерусалим. Каких-либо доказательств этому предположению не приводится. Напротив, это чисто умозрительное и фантастическое предположение объявляется очевидным, то есть, доказательств не требующим.
…Еще более было известно Поволжье, куда новгородцы издавна проложили себе путь. Поэтому, если песня запомнила путь новгородскаго удальца къ устьямъ Волги, то такое воспоминаніе должно, очевидно, относиться не къ паломничеству Василья, а къ другой, более ранней его поездке… Выводъ изъ всехъ этихъ намековъ и соображеній—такой: съ полной вероятностью можно предполагать, что первоначально былина разсказывала о двухъ поездкахъ Василья: сынъ Буслая уезжаетъ изъ Новгорода, <гуляетъ> на Волге; позже его настроеніе меняется: онъ задумываетъ покаяться въ грехахъ, возвращается въ Новгородъ и после беседы съ матерью, получивъ ея благословеніе, отправляется въ Іерусалимъ…(3, с.233-234).
Редакторы Сборника согласны с тем, что описанный в былине маршрут Василия Буслаевича невозможен.
…Следует обратить внимание на маршрут Василия в этом тексте. Путь его по Ильменю и Каспийскому морю в действительности не может привести в Иерусалим…(1, с.384).
Причину появления в былине маршрута из Новгорода по Волге в Каспийское море редакторы Сборника видят в неком «наложении представлений» о двух маршрутах: волжско-балтийского и пути «из варяг в греки».
…Конечно, из Новгорода через Каспийское море в Иерусалим не попасть,однако, по мнению Т. А. Новичковой, в данном случае произошло наложение представлений о двух важнейших водных путях через Новгород — волжско-балтийском и пути «из варяг в греки»…(1, с.460).
Упомянутый выше маршрут «из варяг в греки», т.е. из Балтийского моря через нынешний В. Новгород в Черное море, до сих пор не локализован. Более того, рассматриваемые сегодня варианты этого маршрута содержат минимум два волока.
…Как именно путь проходил от Ловати до Днепра (или в обратном направлении), точно неизвестно. Возможно, маршруты были разными. Один из возможных вариантов пути пролегал через Западную Двину: из Ловати волоком через водораздел до озёр Усвятское и Узмень, откуда по реке Усвяче в Западную Двину. Наиболее удобные переходы из Днепра в Западную Двину были на участке между Смоленском и Оршей, с одной стороны, и Витебском и Суражем, с другой стороны, где расстояние между Днепром и Западной Двиной доходит до 80 км, а притоки этих рек подходят друг к другу на расстояние до 7—15 км, что делало возможным переправлять суда и грузы волоком…(2).
Непонятно зачем был нужен маршрут «из варяг в греки», если из Балтийского моря в Черное возможно было добираться и перевозить грузы другими, более удобными водными маршрутами.
…Некоторые исследователи…подвергают сомнению существование пути «из варяг в греки» как постоянно действующей транзитной торговой магистрали…Трудность плавания, в котором необходимо преодолевать волоком два водораздела — между Ловатью и Западной Двиной и между Западной Двиной и Днепром. Причём расстояние по маршруту Балтика — Волхов — Ловать — Западная Двина — Днепр (с двумя волоками) в 5 раз больше, чем по маршруту Балтика — Двина — Днепр (с одним волоком), проходящему напрямую из Балтийского моря по Западной Двине через города Рига, Полоцк и Смоленск. Затем через волоки в Верхнее Поднепровье (река Друть) и далее вниз по Днепру в Чёрное море. Существует и не менее удобный путь Балтика — Висла — Буг — Припять — Днепр (также с одним волоком), проходящий через города Хельм, Плоцк, Брест, Пинск и Туров, сразу выходящий в район Киева...(2).
В итоге, убедительных и подтвержденных доказательствами объяснений «невозможного» маршрута Василия Буслаевича из нынешнего В.Новгорода по озеру Ильмень и Волге в Каспийское море и далее в Иерусалим, историки привести не могут.
Сорочинская гора и Виранское море
В одной из редакций былины Василий Буслаевич отправляется в Иерусалим уже через Балтийское море, названное Виранским.
…Сходни убрали с берегу,
Ототкнули притычины серебрены,
Подгнули паруса полотнены,
Пошли рекой Волховой,
(Волхов реку проехали)
Вышли в море во Виранское…
Виранское море произойдучись…(1, с.132 – 133).
На обратном пути Василий Буслаевич погибает, и его хоронят на Сорочинской горе. После этого дружина Василия Буслаевича садится на корабль и через Балтийское море и реку Волхов возвращается в Новгород.
…Принесли, где камень, а там голова, и вместе с ним и похоронили. Тут Василий Буслаевич и кончился на Сорочинской горе. Потом пошли на черлен носад.
Пришли-то они на черлен носад,
Ототкнули притычины серебрены,
Подогнули парусы полотнены,
Пошли-то они во синё море.
Носад побежал, как сокол полетел.
Синее море произойдучись,
Вышли в море во Виранское,
В устье реки Волхови…
Выходила Васильева матушка,
Чесна вдова Амельфа Тимофеевна,
Смотрела в подзорьную трубочку, —
Нет Василия на месте на хозяйском.
Та и дружина ро́зошлась…(1, с.137).
Тот же маршрут описан в еще одном варианте былины о Василии Буслаевиче, не попавшем в Сборник.
…Дак поплыл Васильюшко по Волхову
Да на тоё на озёро на Ладужско,
Да поплыл Васильюшко по матушке Неве-реке —
Да выплыл Васильюшко на синё морё.
Да поплыл Васильюшко по синю морю,
Подплывает под горы да Сорочинския (4, с.514).
В других редакциях былины, представленных в Сборнике, дружина Василия Буслаевича тоже проплывала Сорочинские горы, но на пути из Новгорода в Иерусалим по Волге и Каспийскому морю и обратно.
И завидел Василей гору высокую,
Приставал скоро ко круту берегу,
Походил-су Василей сын Буслаевич
На ту ли гору Сорочинскую,
…Пошли со горы Сорочинския,
Сходят оне на червлен карабль,
Подымали тонки парусы полотняны,
Побежали по морю Каспицкому…
…А и едут неделю споряду,
А и едут уже другую,
И завидел Василей гору высокую Сорочинскую…
Захотелось Василью на горе побывать.
Приставали к той Сорочинской горе…
…Побежали дружина с той Сорочинской горы
На свой червлен карабль,
Подымали тонки парусы полотняныя,
Побежали ко Нову-городу…(1, с.93 – 98).
Сорочинские горы (они же Сарацинские) (5, с.364) находятся на Волге в районе Самары.
…Сорочинские (Сорокинские) горы являются южной (субмеридиональной) ветвью возвышенности Сокольих гор, простирающейся в Самарском Заволжье вдоль левого берега р. Сок от бечевника Саратовского водохранилища на западе до верховьев р. Падовки на востоке. Границы Сорочинских гор: на севере – Коптев овраг, на юге – Студеный овраг, на западе – левый берег Саратовского водохранилища. Условной границей Сорочинских гор на востоке являются улица Демократическая и Волжское шоссе. Сорочинские горы находятся в пределах Красноглинского административного района г. о. Самара. Приблизительная площадь Сорочинских гор составляет 800 га…(6).
Еще один вариант былинных Сорочинских гор - территория нынешнего Волгограда.
… в новгородских былинах Сорочинская гора находится там, где ей полагается – на Волге у впадения в нее реки Царица – в черте современного Волгограда…(7).
В любом случае Сорочинские горы находились на Волге. Непонятно каким образом Василий Буслаевич и его дружина могли попасть из нынешнего В. Новгорода через Балтийское море на Сорочинские горы на Волге и вернуться оттуда водным путем обратно в нынешний В. Новгород.
Вопросы
В ходе анализа былины о Василии Буслаевиче возникли следующие вопросы.
- Почему в нынешнем В. Новгороде и области не были обнаружены записи былины о новгородце Василии Буслаевиче?
- Являлся ли Василий Буслаевич новгородским ушкуйником?
- Где в нынешнем В.Новгороде или рядом с ним жили мужики Залешены?
- Где находилась братчина, на пир в которую пришел Василий Буслаевич со своей дружиной?
- Как новгородские князья добирались 600 км. от В.Новгорода до Сергиева монастыря, где жил Старчище Пилигримище, и 600 км. обратно?
- Каким маршрутом Василий Буслаевич и его дружина плыли из Новгорода в Иерусалим и обратно?
- Каким образом Василий Буслаевич и его дружина могли доплыть из нынешнего В. Новгорода через Балтийское море до Сорочинских гор на Волге и вернуться оттуда водным путем обратно?
Ответы
Я предлагаю следующие ответы на эти вопросы.
1. Согласно гипотезе авторов Новой Хронологии летописным Великим Новгородом был Ярославль с прилегающей к нему территорией (8). После прихода к власти Романовых в 17 веке или позднее с целью создания «правильной» и нужной им истории события прошлого Ярославля – летописного Великого Новгорода на бумаге были «перенесены» в историю нынешнего В. Новгорода, в которую (согласно моей гипотезе) также были включены события прошлого Пскова (9,10), Ивангорода (11,12) и, возможно, других городов. Письменные источники были отредактированы соответствующим образом или уничтожены.
2. Былина о Василии Буслаевиче, вероятно, тоже подверглась редактированию. В оригинале былины Василий Буслаевич проживал в летописном Великом Новгороде – Ярославле. Записи былины, найденные в Ярославской области или прилегающем к нему регионе, вероятно, были уничтожены. Сохранились записи только на Русском Севере, территории, которая в прошлом подчинялась летописному Великому Новгороду – Ярославлю. Вероятно, поэтому до сих пор и не было обнаружено записей былины о новгородце Василии Буслаевиче в районе нынешнего В.Новгорода.
3. Василий Буславич, вероятно, был новгородским ушкуйником и совершал разбойничьи набеги из Ярославля по реке Волге.
4. Один из притонов ушкуйников залешан, упомянутых в былине, был в районе Ростова Великого под Ярославлем (рис.6).
…На промысел ходили они (ушкуйники новгородские – п.н.) всегда на реки Волгу и Оку, доходили они и до царства Хвалисского и до столицы оного, города Ателя, мерились силами с хвалисским царем, с Кей-Магомедом, под рукой царевича хвалисского Анчал- Усана. Главный притон их был в Водской пятине, на реке Которосли, который и прозвали местные жители Братовщиной…(13, с.131).
…Ушкуйники Залешаны - новгородские речные разбойники. Их притон находился на месте села Приимкова на реке Которосли и назывался Братовщиной…(13, с. 447).
5. Новгородские (ярославские) князья отправились за крестным отцом Василия Буслаевича Старчищем Пилигримищем в Сергиев монастырь, расположенный на древнем тракте между Москвой и Ярославлем.
6. В Иерусалим Василий Буслаевич добирался из Ярославля по Волге через Каспийское море. На своем пути Василий Буслаевич и его дружина проплывали мимо Сорочинских гор. Похожий маршрут описан в "Хожении в Иерусалим и Египет Василия Гагары" в 1634–1637 гг (2;14;15). По мнению авторов Новой Хронологии настоящий древний Иерусалим находился на горе Бейкос на месте крепости Йерос на слиянии Босфора и Чёрного моря. (2;16) Согласно письменным источникам маршрут Василия Гагары проходил недалеко от этого места (рис.7).
7. В ходе «бумажного» переноса Великого Новгорода из Ярославля на его сегодняшнее место маршрут Василия Буслаевича из Ярославля в Каспийское море был, вероятно, заменен на маршрут из нынешнего В. Новгорода через озеро Ильмень или через реку Волхов, Ладожское озеро и реку Неву в Балтийское море. Упоминание в былине Сорочинских гор при этом сохранилось. В результате получившийся новый «правильный» маршрут поездки Василия Буслаевича из Новгорода в Иерусалим стал физически невозможен.
8. Попытки историков каким-либо образом объяснить появление нереального маршрута в былине о Василии Буслаевиче неубедительны и бездоказательны. Маловероятно, что из нынешнего В. Новгорода в Иерусалим Василий Буслаевич плыл принятым сегодня (но не локализованным) путем «из варяг в греки» с двумя волоками да ещё каким-то образом смог попасть на Сорочинские горы на Волге.
Выводы
- Выявлены следы фальсификации былины о Василии Буслаевиче. Маршрут Василия Буслаевича и его дружины из Ярославля – летописного Великого Новгорода по Волге в Каспийское море в 17 веке или позднее был, вероятно, заменен на маршрут из нынешнего В. Новгорода в Каспийское море через озеро Ильмень или через Балтийское море. Это привело к противоречиям в былине и появлению физически нереального маршрута Василия Буслаевича и его дружины в Иерусалим и обратно.
- Гипотеза авторов Новой Хронологии о том, что летописным Великим Новгородом был Ярославль с прилегающей к нему территорией, а не нынешний В. Новгород, получила дополнительное подтверждение.
Использованная литература:
- Головлёв А. А., Макаров Ю. В., Прохорова Н. В. «К характеристике растительности Сорочинских гор» //Региональное развитие: электронный научно-практический журнал, 2016,
- География северных русских былин // Сетевое издание Военное обозрение,
- Носовский Г.В., Фоменко А.Т., Фоменко Т.Н. «Господин Великий Новгород. С Волхова или с Волги пошла Русская земля?», 2010,
- Сказания Великого Новгорода и Ростова Великого, записанные А. Я. Артыновым, 2019,
- Хожение в Иерусалим и Египет Василия Гагары // Интернет портал «Азбука веры»,
- Решетова А.А. «Паломник, посланник или Негоциант? (исследование историко-литературной основы «Хождения» Василия Гагары)» // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. № 17, 2007,