Найти в Дзене
БелПресса

В драмтеатре имени Щепкина поставили спектакль-вербатим о Белгороде в период спецоперации

В постановку «Театр и зритель эпохи СВО» вошли реальные рассказы из жизни белгородцев и интернет-дневник руководителя литературно-драматургической части театра Натальи Почерниной. Премьера документального спектакля прошла в театре им. М. С. Щепкина 6 ноября. Рассказать простыми словами о сложном: коллективном горе, личной трагедии, выборе, решениях, переживаниях реальных людей – такое взаимодействие со зрителем предполагает документальный театр, или вербатим. Именно к нему решили обратиться постановщик спектакля «Театр и зритель эпохи СВО» (12+) – заслуженная артистка РФ Оксана Бгавина – и занятые в нём актёры. В спектакле нет громких и пафосных слов, а есть личные истории тех, кто согласился рассказать о себе, и тех, кто делился своими переживаниями о происходящем вокруг в непростые для Белгорода дни. В спектакль вошли записи из интернет-дневника завлита драмтеатра Натальи Почерниной. О том, как живёт город, театр и его публика, она рассказывает на своей странице во «ВКонтакте» с хешт
Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

В постановку «Театр и зритель эпохи СВО» вошли реальные рассказы из жизни белгородцев и интернет-дневник руководителя литературно-драматургической части театра Натальи Почерниной.

Премьера документального спектакля прошла в театре им. М. С. Щепкина 6 ноября. Рассказать простыми словами о сложном: коллективном горе, личной трагедии, выборе, решениях, переживаниях реальных людей – такое взаимодействие со зрителем предполагает документальный театр, или вербатим.

Именно к нему решили обратиться постановщик спектакля «Театр и зритель эпохи СВО» (12+) – заслуженная артистка РФ Оксана Бгавина – и занятые в нём актёры. В спектакле нет громких и пафосных слов, а есть личные истории тех, кто согласился рассказать о себе, и тех, кто делился своими переживаниями о происходящем вокруг в непростые для Белгорода дни.

В спектакль вошли записи из интернет-дневника завлита драмтеатра Натальи Почерниной. О том, как живёт город, театр и его публика, она рассказывает на своей странице во «ВКонтакте» с хештегом – #театр_эпохи_СВО, который созвучен названию спектакля.

Театр – это и здание, расположенное в самом центре Белгорода, свидетель страшной трагедии 30 декабря 2023 года на Соборной площади, и его люди – труппа, сотрудники, которые вместе со всеми белгородцами переживают события трёх непростых лет, работают, выходят на сцену. Есть в названии и второе, не менее важное – определение: зритель, который посещает театр несмотря ни на что.

К вербатиму Белгородская драма обращается впервые. Оксана Бгавина рассказала, что постановка потребовала от артистов новых умений: выступить в роли и журналиста, и психолога. На сцену в спектакле выходят Анастасия Замараева, Диана Есина, Илья Кузьмин, Илья Штейнмиллер, Дарья Купавцева, Даниил Новаков, Надежда Пахоменко, Наталья Ткаченко, Юлия Шилина.

«Мы, артисты, привыкли работать, когда есть пьеса. А в вербатиме всё должно быть основано на документе, поэтому у нас всё строится на реальных интервью реальных людей. В нашем спектакле нет ни одного выдуманного слова – только то, что рассказали наши герои», – поделилась Бгавина.

Находили их по‑разному.

«Это очень сложный путь – найти человека, попробовать с ним договориться о встрече, разговорить его. Были очень сложные истории у наших героев. Как разговаривать с девушкой, муж которой пропал без вести на СВО? Как с ней договориться, чтобы она согласилась на видеосъёмку? А потом мы пытались эти истории воссоздать. И момент перевоплощения должен был быть очень деликатным, чтобы не уйти в пафос, а быть искренним, достоверным, пронзительным», – отметила собеседница.
Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

8-летняя Вика была на новогоднем спектакле в драмтеатре в то страшное 30 декабря. У мастера маникюра Натальи в марте 2024-го, когда Белгород ежедневно накрывали вражеские ракеты, ни одна из её клиенток не перенесла запись на процедуру. Отец Вадим Багнетов, клирик Михайловского храма Белгорода, свои эмоции от происходящих в Белгороде трагедий выплёскивает на бумагу – в стихах. Они звучат в спектакле.

О себе и своей жизни в Белгороде рассказывают зрительницы театра, волонтёр Дарья и вернувшийся с СВО рабочий сцены. На личные вопросы искренне отвечают жена пропавшего без вести бойца и военная медсестра, студентка кафедры актёрского искусства БГИИК.

Звучат в спектакле и строки из поэмы «Бел-город» белгородца Игоря Чернухина.

«Один из героев спектакля задумывается: а надо ли говорить о том, как живёт Белгород: здесь, в самом городе, где люди это и так на себе прочувствовали?» Мы говорим о городе, который не раз исполнял роль крепости на рубеже государства, мы пытаемся понять, в чём сила наших героев, в чём их крепость», – отметила Оксана Бгавина.
Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

Героиня актрисы Анастасии Замараевой – её знакомая, волонтёр.

«Мы познакомились случайно, добавились в друзья. Я смотрю: человек очень активный, волонтёр, и я поняла, что она может стать героиней моего вербатима. Я пыталась перенять её манеру поведения, вплоть до поворота головы, взгляда, мелодику речи, – рассказала Анастасия. – Лично для меня в этом методе самое сложное было – раскрыть человека. Это даже не актёрская работа, ты уже работаешь как журналист, как драматург».
Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

При этом актриса отметила: её героиня, побывав на генеральном прогоне спектакля, осталась довольна воплощённым образом. Тех, чьи истории прозвучали со сцены, пригласили и на первый показ спектакля 6 ноября.

Премьера прошла в рамках федеральной программы «Международные культурные центры». Белгородский драмтеатр планирует в 2026 году включить постановку в свой репертуар.

Оксана Придворева