Найти в Дзене
Дизайн с Алексом Маком

Художник Эрик Булатов. Между реальностью, текстами и снами

Эрик Булатов родился 24 сентября 1933 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1958 году он окончил Художественный институт имени В. И. Сурикова в Москве, где получил классическое академическое образование. В 1960‑е годы, работая в детских издательствах «Детгиз» и «Малыш», Булатов осваивал приёмы композиции и цветоведения, которые позже легли в основу его авторского стиля. Предполагал ли тогда скромный оформитель детских книг что получит титул одного из самых дорогих русских художников... На рубеже 1960–1970‑х годов художник начинает эксперименты с синтезом живописи и текста, что становится его визитной карточкой. Удивительно, но в это время о нем заговорили за рубежом. Расчетливые иностранцы зачастую приезжали в СССР, скупая его картины, перепродавали потом их на аукционах за миллионы долларов.... Одна из его картин "Советский космос", с портретом Брежнева Л. И. на фоне герба СССР и флагов союзных респуб­лик, була перепродана на аукционе в 2007 году за один миллион шестьсот тысяч
Оглавление

Эрик Владимирович Булатов — один из самых значимых художников постсоветского пространства. Его творческая эволюция отражает сложные трансформации отечественного искусства второй половины XX — начала XXI века.

Разрез. 1965–1966. Холст, масло. 110 × 110 см
Разрез. 1965–1966. Холст, масло. 110 × 110 см

Его работы стали мостом между официальным советским искусством и альтернативными художественными направлеиями, а уникальный стиль — синтез живописи и текста — определил новое направление в современном искусстве.

-2

Эрик Булатов родился 24 сентября 1933 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1958 году он окончил Художественный институт имени В. И. Сурикова в Москве, где получил классическое академическое образование. В 1960‑е годы, работая в детских издательствах «Детгиз» и «Малыш», Булатов осваивал приёмы композиции и цветоведения, которые позже легли в основу его авторского стиля. Предполагал ли тогда скромный оформитель детских книг что получит титул одного из самых дорогих русских художников...

-3

На рубеже 1960–1970‑х годов художник начинает эксперименты с синтезом живописи и текста, что становится его визитной карточкой. Удивительно, но в это время о нем заговорили за рубежом. Расчетливые иностранцы зачастую приезжали в СССР, скупая его картины, перепродавали потом их на аукционах за миллионы долларов....

Одна из его картин "Советский космос", с портретом Брежнева Л. И. на фоне герба СССР и флагов союзных респуб­лик, була перепродана на аукционе в 2007 году за один миллион шестьсот тысяч долларов...

-4

В 1980‑е, столкнувшись с ограничениями нашей советской художественной системы, Булатов эмигрирует во Францию, где получает международное признание и продолжает творческую деятельность.

Лувр. Джоконда. 1997–1998 / 2004–2005. Холст, масло. 150 × 225 см
Лувр. Джоконда. 1997–1998 / 2004–2005. Холст, масло. 150 × 225 см

Ключевая особенность творчества Булатова — игра с пространством и семантикой. Его картины строятся на контрасте живописного фона (пейзажи, абстрактные композиции) и текстовых элементов (фразы, лозунги, отдельные слова).

Этот синтез создаёт эффект «двойного зрения»: зритель одновременно воспринимает изображение и размышляет над смыслом написанного.

Слава КПСС II. 2002–2005. Холст, масло. 200 × 200 см
Слава КПСС II. 2002–2005. Холст, масло. 200 × 200 см

Для этого он использовал основные мотивы и приёмы. Вот они:

Пространство и граница. Булатов исследует границы картины как метафору границ восприятия. В работах типа «Горизонт» (1971–1972) линия горизонта становится символом недостижимого идеала.

Горизонт. 1971–1972. Холст, масло. 150 × 180 см
Горизонт. 1971–1972. Холст, масло. 150 × 180 см

Текст как объект. Слова в его картинах — не подписи, а полноправные элементы композиции. Например, в «Свобода есть свобода II» (1980–2000) фраза повторяется на фоне неба, создавая философский парадокс, ведь черно-белые буквы по периметру полотна немного напоминают тюремную решетку...

Свобода есть свобода II. 2000–2001. Холст, масло. 200 × 200 см
Свобода есть свобода II. 2000–2001. Холст, масло. 200 × 200 см

Ирония и деконструкция. Художник переосмысляет советские лозунги, обнажая их риторическую природу. Работа «Наше время пришло» (1984) демонстрирует столкновение коллективного дискурса и личного восприятия.

Наше время пришло». Холст масло. 200х200. 2009-2010. Коллекция Ш.Бреуса.
Наше время пришло». Холст масло. 200х200. 2009-2010. Коллекция Ш.Бреуса.

По поводу этой картины 2010 года художник однажды написал: "...Словами «Наше время пришло» я обращаюсь именно к зрителю, в том смысле, что пришло время самоопределения, отдать себе отчет, где мы находимся и что будет завтра, куда идти и что делать. Идти ли нам в прошлое, или шагнуть в будущее. Вот такая была идея. На самом деле я очень долго мучился с этой картиной, и мне дорого, что она цепляет людей..."

Тучи растут. 2007. Холст, масло. 200 × 200,5 см
Тучи растут. 2007. Холст, масло. 200 × 200,5 см

Свет и цвет. Булатов использует цвет как эмоциональный инструмент: холодные тона создают ощущение дистанции, тёплые — приближают объект к зрителю.

Творчество Булатова оказало глубокое влияние на развитие современного искусства. Он стал одним из основателей «московского концептуализма» — направления, объединившего интеллектуальный подход и визуальную выразительность. Его метод вдохновил поколения художников, работающих с текстом как художественным медиа.

Поезд — поезд» (2007)
Поезд — поезд» (2007)

Сегодня работы Булатова входят в коллекции крупнейших музеев мира (Центр Помпиду в Париже, МОМА в Нью‑Йорке).

В 2015 году Эрик Булатов стал первым российским художником, чьё творчество было представлено персональной выставкой в Уффици (Флоренция), что подтвердило его статус мастера мирового уровня.

Живу — вижу II (1999)
Живу — вижу II (1999)

Эрик Булатов — художник, сумевший превратить язык советской эпохи в инструмент философского высказывания. Его творчество — это диалог с пространством, временем и зрителем, где каждая картина становится полем для размышлений о свободе, идентичности и природе искусства. В эпоху цифровых коммуникаций его работы обретают вновь актуальность, напоминая о силе визуального образа и слова в формировании человеческого сознания.

Дверь. 2009–2011 год. Холст, масло. 210 × 150 см
Дверь. 2009–2011 год. Холст, масло. 210 × 150 см

А вам, дорогие читатели, понравились эти картины? Напишите в комментариях. Нажав эту кнопку, вы сможете

Поддержать автора

Заранее спасибо Вам, самым преданным читателям канала. До новых интересных встреч, Ваш Алекс.