Конструктор написания сочинения на сопоставление
Разберем , как писать сочинение на сопоставление, на конкретном примере.
Задание 4 на ОГЭ по творчеству А.С.Пушкина звучит так:
4. Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье...») с приведенным ниже стихотворением Ф. И. Тютчева «К. Б.». К каким выводам вас привело это сопоставление?
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь
А. С. Пушкин, 1825
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, -
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Ф.И.Тютчев ,1870
Конструктор сочинения на сопоставление
ШАБЛОН-АЛГОРИТМ
ШАГ 1: Вступление (1-2 предложения)
Цель: Обозначить тему и представить произведения.
Формула: Оба стихотворения, [Название, автор первого] и [Название, автор второго], посвящены теме…, однако раскрывают эту тему по-разному.
Пример:
Стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Ф.И. Тютчева «К.Б.» являются жемчужинами любовной лирики. Оба обращены к женщине, оставившей яркий след в душе поэтов, но образ лирического переживания и его развитие в них различаются.
ШАГ 2: Формулировка тезиса (Критерий К1)
Цель: Четко и однозначно заявить, в чем заключается СХОДСТВО и/или РАЗЛИЧИЕ. Это самый важный шаг для выполнения критерия К1.
Формула: «Таким образом, основное сходство заключается в [...], а ключевое различие — в [...]».
Пример:
Таким образом, сходство стихотворений заключается в самой ситуации неожиданной встречи с героиней после долгой разлуки, которая пробуждает в лирическом герое яркие воспоминания. Однако коренное различие проявляется в том, какую трансформацию переживает герой и его чувство: у Пушкина — это путь от забвения к воскресению и обновлению, а у Тютчева — осознание невозвратимости прошлого и горькое примирение с судьбой.
(Обратите внимание: тезис уже содержит зачатки будущих пояснений, что облегчит выполнение К2).
ШАГ 3: Сопоставительный анализ с примерами (Критерий К2)
Это основная часть. Строится по блочной схеме: сначала об одном произведении, затем о другом, постоянно держа в уме тезис о сходстве/различии.
БЛОК 1: Анализ первого произведения (Пушкин)
1. Приведите пример-цитату (Требование 1 для К2).
2. Дайте пояснение к примеру (Требование 2 для К2). Объясните, КАК эта цитата подтверждает ваш тезис о различии/сходстве.
Пример для Пушкина:
В стихотворении Пушкина лирический герой проходит полный, почти религиозный цикл духовного обновления. Сначала он переживает «чудное мгновенье» встречи, затем наступают «заботы суетного света» и «томленье безмятежной жизни», которые стирают образ героини. Цитата: «В глуши, во мраке заточенья // Тянулись тихо дни мои // Без божества, без вдохновенья.
Пояснение: Эта цитата показывает, что жизнь без любви и образа героини для пушкинского героя лишена высшего смысла («божества») и творческого начала («вдохновенья»). Однако новая встреча становится воскрешением: «И сердце бьется в упоенье, // И для него воскресли вновь // И божество, и вдохновенье...».
БЛОК 2: Анализ второго произведения (Тютчев)
1. Приведите пример-цитату (Требование 1 для К2).
2. Дайте пояснение к примеру (Требование 2 для К2). Сразу проводите мысленную связь с первым произведением.
Пример для Тютчева:
Совершенно иную эмоциональную динамику мы видим у Тютчева. Его герой не переживает возрождения, а с горечью констатирует, что прошлое безвозвратно. Встреча с К.Б. (Амалией Крюденер) не воскрешает юность, а лишь заставляет остро ощутить её утрату. Цитата: «Я встретил вас – и всё былое // В отжившем сердце ожило; // Я вспомнил время золотое – // И сердцу стало так тепло...».
Пояснение: Ключевые слова здесь — «отжившем сердце» и «время золотое». Герой говорит не о воскресении, а о временном, призрачном «оживлении» того, что уже отжило. Воспоминание согревает, но не воскрешает. Финальные строки «Тут не одно воспоминанье, // Тут жизнь заговорила вновь» звучат не как триумф (у Пушкина), а как редкий, почти мистический миг, подчеркивающий общую грусть ушедшего времени. Чувство лирического героя Тютчева не обновляется, а лишь на мгновение озаряется светом печального воспоминания.
ШАГ 4: Вывод (1-2 предложения)
Цель: Подвести итог сопоставлению, вернувшись к тезису и сделав обобщающее заключение.
Формула: «Таким образом, сопоставление позволяет прийти к выводу, что [...]».
Пример для нашей темы:
Таким образом, сопоставление привело меня к выводу, что оба поэта видят в любви могучую силу, способную преобразить внутренний мир человека. Однако если для пушкинского оптимизма характерна вера в возможность полного духовного возрождения через любовь, то тютчевский лиризм проникнут трагическим ощущением необратимости времени, где даже сильнейшее чувство не в силах вернуть утраченную молодость и полноту бытия.
Итоговый текст сочинения
Стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Тютчева «К.Б.» рассказывают о встрече с женщиной из прошлого. Оба поэта вспоминают былое чувство, но переживают эту встречу по-разному.
Общее между ними в том, что герои вдруг встречают ту, которую давно не видели, и это пробуждает в их душах сильные воспоминания. А главное различие в том, что пушкинский герой будто заново рождается для любви и счастья, а герой Тютчева понимает, что счастливое прошлое уже не вернуть, и смиряется с этим.
В стихотворении Пушкина мы видим настоящую историю возрождения человека. Сначала герой был счастлив, встретив свою «гений чистой красоты». Потом в его жизни наступили трудные времена, он забыл её «нежные голос» и «милые черты». Автор пишет: «В глуши, во мраке заточенья // Тянулись тихо дни мои…». Это значит, что без любви его жизнь стала серой и пустой, в ней не было радости и вдохновения. Но когда герой снова видит её, его душа воскресает. Строки «И сердце бьется в упоенье, // И для него воскресли вновь // И божество, и вдохновенье…» показывают, что он снова чувствует себя живым и счастливым. Выходит, его любовь оказалась сильнее всех невзгод.
А у Тютчева всё иначе. Его герой тоже рад встрече, но эта радость грустная. Он говорит: «Я встретил вас – и всё былое // В отжившем сердце ожило». Слова «отжившем сердце» сразу показывают, что он считает свои лучшие чувства уже в прошлом. Воспоминания согревают его («И сердцу стало так тепло…»), но не делают по-настоящему счастливым. Ему кажется, что ненадолго «жизнь заговорила вновь», но это лишь короткий миг, который лишь сильнее напоминает о том, что молодость и прежняя любовь ушли навсегда. Он не возрождается, а просто тихо радуется тому, что было.
Таким образом, оба поэта пишут о силе любви и памяти. Но если Пушкин верит, что настоящее чувство может воскреснуть и вернуть человеку радость жизни, то Тютчев смотрит на это печальнее. Для него встреча с прошлым — это горькое и светлое напоминание о том, что уже никогда не повторится.