Найти в Дзене

Готовимся к экзамену по литературе

Конструктор написания сочинения на сопоставление Разберем , как писать сочинение на сопоставление, на конкретном примере.
Задание 4 на ОГЭ по творчеству А.С.Пушкина звучит так:
4. Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье...») с приведенным ниже стихотворением Ф. И. Тютчева «К. Б.». К каким выводам вас привело это сопоставление? Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и лю

Конструктор написания сочинения на сопоставление

Разберем , как писать сочинение на сопоставление, на конкретном примере.

Задание 4 на ОГЭ по творчеству А.С.Пушкина звучит так:

4.
Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье...») с приведенным ниже стихотворением Ф. И. Тютчева «К. Б.». К каким выводам вас привело это сопоставление?

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь

А. С. Пушкин, 1825



Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, —

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, -

И вот — слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, -

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Ф.И.Тютчев ,1870

Конструктор сочинения на сопоставление

ШАБЛОН-АЛГОРИТМ

ШАГ 1: Вступление (1-2 предложения)

Цель: Обозначить тему и представить произведения.

Формула: Оба стихотворения, [Название, автор первого] и [Название, автор второго], посвящены теме…, однако раскрывают эту тему по-разному.

Пример:

Стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Ф.И. Тютчева «К.Б.» являются жемчужинами любовной лирики. Оба обращены к женщине, оставившей яркий след в душе поэтов, но образ лирического переживания и его развитие в них различаются.

ШАГ 2: Формулировка тезиса (Критерий К1)

Цель: Четко и однозначно заявить, в чем заключается СХОДСТВО и/или РАЗЛИЧИЕ. Это самый важный шаг для выполнения критерия К1.

Формула: «Таким образом, основное сходство заключается в [...], а ключевое различие — в [...]».

Пример:

Таким образом, сходство стихотворений заключается в самой ситуации неожиданной встречи с героиней после долгой разлуки, которая пробуждает в лирическом герое яркие воспоминания. Однако коренное различие проявляется в том, какую трансформацию переживает герой и его чувство: у Пушкина — это путь от забвения к воскресению и обновлению, а у Тютчева — осознание невозвратимости прошлого и горькое примирение с судьбой.

(Обратите внимание: тезис уже содержит зачатки будущих пояснений, что облегчит выполнение К2).

ШАГ 3: Сопоставительный анализ с примерами (Критерий К2)

Это основная часть. Строится по блочной схеме: сначала об одном произведении, затем о другом, постоянно держа в уме тезис о сходстве/различии.

БЛОК 1: Анализ первого произведения (Пушкин)

1. Приведите пример-цитату (Требование 1 для К2).

2. Дайте пояснение к примеру (Требование 2 для К2). Объясните, КАК эта цитата подтверждает ваш тезис о различии/сходстве.

Пример для Пушкина:

В стихотворении Пушкина лирический герой проходит полный, почти религиозный цикл духовного обновления. Сначала он переживает «чудное мгновенье» встречи, затем наступают «заботы суетного света» и «томленье безмятежной жизни», которые стирают образ героини. Цитата: «В глуши, во мраке заточенья // Тянулись тихо дни мои // Без божества, без вдохновенья.

Пояснение: Эта цитата показывает, что жизнь без любви и образа героини для пушкинского героя лишена высшего смысла («божества») и творческого начала («вдохновенья»). Однако новая встреча становится воскрешением: «И сердце бьется в упоенье, // И для него воскресли вновь // И божество, и вдохновенье...».

БЛОК 2: Анализ второго произведения (Тютчев)

1. Приведите пример-цитату (Требование 1 для К2).

2. Дайте пояснение к примеру (Требование 2 для К2). Сразу проводите мысленную связь с первым произведением.

Пример для Тютчева:

Совершенно иную эмоциональную динамику мы видим у Тютчева. Его герой не переживает возрождения, а с горечью констатирует, что прошлое безвозвратно. Встреча с К.Б. (Амалией Крюденер) не воскрешает юность, а лишь заставляет остро ощутить её утрату. Цитата: «Я встретил вас – и всё былое // В отжившем сердце ожило; // Я вспомнил время золотое – // И сердцу стало так тепло...».
Пояснение: Ключевые слова здесь — «отжившем сердце» и «время золотое». Герой говорит не о воскресении, а о временном, призрачном «оживлении» того, что уже отжило. Воспоминание согревает, но не воскрешает. Финальные строки «Тут не одно воспоминанье, // Тут жизнь заговорила вновь» звучат не как триумф (у Пушкина), а как редкий, почти мистический миг, подчеркивающий общую грусть ушедшего времени. Чувство лирического героя Тютчева не обновляется, а лишь на мгновение озаряется светом печального воспоминания.

ШАГ 4: Вывод (1-2 предложения)

Цель: Подвести итог сопоставлению, вернувшись к тезису и сделав обобщающее заключение.

Формула: «Таким образом, сопоставление позволяет прийти к выводу, что [...]».

Пример для нашей темы:

Таким образом, сопоставление привело меня к выводу, что оба поэта видят в любви могучую силу, способную преобразить внутренний мир человека. Однако если для пушкинского оптимизма характерна вера в возможность полного духовного возрождения через любовь, то тютчевский лиризм проникнут трагическим ощущением необратимости времени, где даже сильнейшее чувство не в силах вернуть утраченную молодость и полноту бытия.

Итоговый текст сочинения

Стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Тютчева «К.Б.» рассказывают о встрече с женщиной из прошлого. Оба поэта вспоминают былое чувство, но переживают эту встречу по-разному.

Общее между ними в том, что герои вдруг встречают ту, которую давно не видели, и это пробуждает в их душах сильные воспоминания. А главное различие в том, что пушкинский герой будто заново рождается для любви и счастья, а герой Тютчева понимает, что счастливое прошлое уже не вернуть, и смиряется с этим.

В стихотворении Пушкина мы видим настоящую историю возрождения человека. Сначала герой был счастлив, встретив свою «гений чистой красоты». Потом в его жизни наступили трудные времена, он забыл её «нежные голос» и «милые черты». Автор пишет: «В глуши, во мраке заточенья // Тянулись тихо дни мои…». Это значит, что без любви его жизнь стала серой и пустой, в ней не было радости и вдохновения. Но когда герой снова видит её, его душа воскресает. Строки «И сердце бьется в упоенье, // И для него воскресли вновь // И божество, и вдохновенье…» показывают, что он снова чувствует себя живым и счастливым. Выходит, его любовь оказалась сильнее всех невзгод.

А у Тютчева всё иначе. Его герой тоже рад встрече, но эта радость грустная. Он говорит: «Я встретил вас – и всё былое // В отжившем сердце ожило». Слова «отжившем сердце» сразу показывают, что он считает свои лучшие чувства уже в прошлом. Воспоминания согревают его («И сердцу стало так тепло…»), но не делают по-настоящему счастливым. Ему кажется, что ненадолго «жизнь заговорила вновь», но это лишь короткий миг, который лишь сильнее напоминает о том, что молодость и прежняя любовь ушли навсегда. Он не возрождается, а просто тихо радуется тому, что было.

Таким образом, оба поэта пишут о силе любви и памяти. Но если Пушкин верит, что настоящее чувство может воскреснуть и вернуть человеку радость жизни, то Тютчев смотрит на это печальнее. Для него встреча с прошлым — это горькое и светлое напоминание о том, что уже никогда не повторится.