Мы — цивилизация заполнителей. Мы одержимы идеей заполнения. Мы заполняем полки вещами, экраны — пикселями, тишину — фоновой музыкой, а каждую свободную минуту — лентой новостей или срочной задачей. Нас научили, что пустота — это вакуум, который нужно немедленно устранить. Это признак неудачи, бездействия, упущенной возможности. Пустой стол кажется непродуктивным. Тишина в компании кажется неловкой. Свободный вечер ощущается как провал в расписании. И все же, в глубине этого тотального «больше, больше, больше», мы чувствуем странную, почти болезненную тягу к «меньше». Нас гипнотизирует минимализм. Нас влечет к чистому листу, к пустому пляжу на рассвете, к тихой комнате, залитой лунным светом. Почему? Потому что интуитивно мы понимаем то, что наш разум, воспитанный на хаосе, боится признать: пустота — это не отсутствие. Это — присутствие. Это не вакуум. Это — холст. В искусстве и дизайне есть фундаментальное понятие — «негативное пространство». Это не то, что вы нарисовали. Это все, что