Найти в Дзене
Пещерный лев

Крещение Руси или когда крестились русы?

Существует мнение, что Русь обратилась к Христианству под Византийским влиянием только к 80-ым годам X века. Однако если обратится к историческим источникам, то можно отметить, что Русь крестилась не в 988 году, а раньше. Собственно и летописи, сообщающие нам о крещении в 988 году, пишут, что впервые Русь крестилась от апостола Андрея - в 988 году по их мнению было уже четвёртое крещенье. Был ли апостол на Руси или нет, но христианство в Римской империи изначально развивалось на периферии, каковым в то время был Крым. Как всем известно, у жителей Русской равнины в свою очередь были теснейшие торговые и культурные связи с полуостровом и, соответственно, к 10 веку почти 1000 лет, чтобы ознакомится с христианством. И действительно, согласно житию Кирилла (которого считают создателем славянской письменности), когда в 863 году святой прибыл в Крым, то «Обрѣте же ту Еваньгѣлье и Псалтырь, русьскы писмены писано, и чьловека обрѣтъ» - из этого сообщения можно сделать вывод, что часть русов к с

Существует мнение, что Русь обратилась к Христианству под Византийским влиянием только к 80-ым годам X века.

Однако если обратится к историческим источникам, то можно отметить, что Русь крестилась не в 988 году, а раньше.

Собственно и летописи, сообщающие нам о крещении в 988 году, пишут, что впервые Русь крестилась от апостола Андрея - в 988 году по их мнению было уже четвёртое крещенье.

Был ли апостол на Руси или нет, но христианство в Римской империи изначально развивалось на периферии, каковым в то время был Крым. Как всем известно, у жителей Русской равнины в свою очередь были теснейшие торговые и культурные связи с полуостровом и, соответственно, к 10 веку почти 1000 лет, чтобы ознакомится с христианством. И действительно, согласно житию Кирилла (которого считают создателем славянской письменности), когда в 863 году святой прибыл в Крым, то «Обрѣте же ту Еваньгѣлье и Псалтырь, русьскы писмены писано, и чьловека обрѣтъ» - из этого сообщения можно сделать вывод, что часть русов к середине 9 века уже исповедовала христианство.

От этого сообщения можно было бы и отмахнуться, если не окружное послание Константинопольского патриарха Фотия уже 867 года, в котором Константинопольский патриарх пишет восточным иерархам про исповедование русами христианства:

«И при этом столь воспламенило их (русов) страстное стремление и рвение к вере, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды. Таким вот образом по милости человеколюбивого Бога, желающего, чтобы все люди были спасены и достигли познания истины, переменяются у них старые верования и принимают они веру христианскую.»

И от этого сообщения можно было бы тоже отмахнуться, как от сообщений предвзятых источников, если бы тоже самое в это же время (середина IX века) не сообщали персидские источники. Современник русских князей Рюрика и Олега сын правителя Табаристана персидский автор ибн Хордабех пишет:

«Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей (джинс) славян... Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать (джизью)» - Книга Путей и Стран.

Из этого сообщения персидского автора слдует два вывода:
а) Русы были славянами и уже в IX веке воспринимались в качестве таковых;
б) Русы были христианами (во всяком случае значительная их часть к IX веку уже исповедовала христианство).

И ведь начальника почтовой службы Ирана, у которого в IX веке были не самые ровные отношения с христианским миром нельзя назвать предвзято дружелюбным по отношению к христианству - соответственно, это сообщение вполне отражает действительность и мы вполне можем ему доверять.

Непредвзятый анализ сообщений из трёх независимых источников, два из которых (византийский и персидский) являются диаметрально противоположными по своим взглядам на вопрос, однако сообщения которых совпадают, а также учёт сообщений русских летописей позволяет признать, что Русь приняла христианство значительно раньше 988 года.