Русские хранители сакральной Роты – Перун и Велес. Взаимодействие таких божеств восточных славян, как Перун и Волос известны нам из договоров русских с византийцами.
Они были верховными богами Руси и в договоренности с Царьградом выступали, по мысли М.Л. Серякова, как "...небесные гаранты" соблюдения всех условий. А раз так, то становится видна роль и место Перуна и Волоса среди всего пантеона словенорусских богов. Летописец после похода Олега Вещего на Царьград записал, что:
То есть на Руси до Русской правды Ярослава был свой русский закон.
Князь Олег, по мысли М.Л. Серякова, идёт на роту, а его окружение клянётся как оружием, так и Перуном с Волосом. В связи с этим возникает предположение, что между Ротой, Перуном и Волосом имеется некая сакральная связь. В договоре Игоря с Царьградом этой связи не прослеживается. Но в договоре 971 года Святослава с Царьградом такая связь вновь видна. Там снова упоминается таинственная рота. Что за Рота такая?
В том договоре так же сказано, по мысли М.Л. Серякова, о последствиях, то есть санкциях при несоблюдении условий договоренности. А именно:
Снова упомянуты Перун и Волос, а также сказано о последствиях для русов при нарушении ими клятвы и Роты. Что за золотая болезнь такая? М.Л. Серяков, ссылаясь на труд Меркулова Н.А. "Народные названия болезней", приводит оттуда цитату:
"В вологодских говорах сыпь от золотухи на лице называется божье: "Вишь, как у него божье-то выступило".
Как отмечено выше, в тексте договора отсутствуют некоторые элементы, которые были в договоре Олега.Там нет упоминания Волоса. М.Л. Серяков считает, что с этим связаны особенности личного характера князя Игоря. А вот Рота, Перун и клятва на оружии есть. Вот как летописец в ПВЛ излагает развитие событий после того, как ромейские послы привезут Игорю договор:
Из текста, изложенного в ПВЛ дальше, явно прослеживается серьёзная связь Перуна с таинственным обрядом Роты. В современном прочтении текст летописи звучит об этом так:
«Утром призвал Игорь (византийских) послов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото, и ходил Игорь по роте и люди его – столько было язычников на Руси…».
Получается, Перун выступал верховным гарантом соблюдения таинственной роты, при нарушении которой наступит смерть.
Но князь Игорь нарушил закон Роты. Ведь он пытался дважды сорвать куш с древлян. Вот тогда его и привязали древляне между двух берез и разорвали на две части. Как двуличного. Имеется мнение, что древляне после этого были чисты перед Богом, и князь их Мал сватается к Ольге на вполне законных основаниях. Но она не стала нарушать закон Роты.
Упоминание священного закона русов Роты очень часто упоминается в Русской Правде. Там рота тесно связана с Божьим судом, но также и во многих других моментах.
Имеется мнение, что не только Перун, но и Волос мог без первого выступать гарантом при заключении договоров с иноплеменниками и вообще. Волоса летописец называет "скотьим богом". Поэтому и сложилось представление об этом божестве как о покровителе скота.
Но вот что характерно. На Руси, как минимум до самого 16 века казну называли "скотницей". Поэтому Волос был на самом деле божеством, связанным с богатством. Тем более, что скот на Руси, да и не только, всегда служил неким мерилом состоятельности, то есть богатства.
В древности на Руси богатство или казну можно было достичь как на войне, так и в торговле. Поэтому М.Л. Серяков отмечает:
Исследователь В.В. Мартынов считал, что слово "волос" было заимствовано славянами якобы от персов. Но, как известно, западные славяне теснейшим образом были связаны с Новгородско-Псковским регионом Руси.
Епископ Титмар из Мерзебурга, вещая о вере лютичей-волотов, повествовал:
«Мир заключают они, отрезывая на голове несколько волос, смешивая их с травою и подавая правую руку...».
По мысли М.Л. Серякова:
Но не только у западных славян были такие представления. Близкое родство к этому обряду имелось и у восточных славян. В "Беседе Григория об испытании града", направленной на борьбу с русским "язычеством", отражены такие строки:
«А инъ градъ чьтетъ, овъ же дрьнъ въскроущь на главе покладая присягоу творить. Овъ присягы костьми человечами творить».
То есть на Руси такой обряд совершали либо на человеческих костях, либо возложив на голову кусок дёрна (земля с травой). Случай с человеческими костями, по мысли М.Л. Серякова, связан с восприятием их как костей Первобога.
Получается, если родович совершал нарушение клятвы, то это было преступлением. Но не только против второй стороны договора, но и в большей степени против Бога. Посягательство было совершено не только по отношению к земным законам, но и по отношению к законам Вселенной. Человек, нарушивший клятву, по сути, считается проклятым. А здесь и виден общий корень между словами "клятва" и "проклятие". Клятва соотносится с проклятием. Ведь проклятого человека мог лишить жизни любой. В санскрите слово клятва (sapatha) происходит от слова "sap", означающее проклинаю.
В "Сказании о построении града Ярославля" сказано, что церковь святого Власия была возведена на месте древнего капища, посвященного Волосу. Там также сказано о древних жителях тех мест следующее:
«И людии они клятвою у Волоса обеще Князю жити в согласии и оброци ему дати…».
Исследователь М.Серяков по этому поводу сделал такой вывод:
Он считает, что есть тесная связь Перуна и Волоса с Ротой:
Связь между индийским Варуной и русским Перуном обнаруживается в общем корне "рун". Этот корень имеет общее индоевропейское происхождение.
Адам Бременский, рассказывая о жителях Руяна (Рюгена) называл их не только ругами или ранами, но и рунами. По Иордану готские колдуньи назывались галиуруннами. В древнем верхненемецком диалекте ведьма называлась альруной. А у скандинавов сакральные знаки как письменности, так и различных магических действий назывались рунами. В Индии имеется слово "прана", которое также относится к сакральной вселенской энергии.
Перун отождествлялся со стихией огня и молнии. А Адам Олеарий сообщал уже в 17 веке, что русские в его время по отношению к слову огонь применяли слов "Перун". В Белой Руси Перун означал гром, а в Малой Руси - молнию. Но не только у словенорусов так было. В Болгарии в 18 веке некий отец Спиридон отождествлял Перуна с молнией. Греки (Гераклит) гром и молнию тоже возводили к главным стихиям, командующим порядком во Вселенной. Со слов Ипполита, Гераклит считал: "...этот огонь обладающим сознанием и причиной управления Вселенной. В английском переводе "Гром правит всеми вещами", а во французском переводе: "Это молния, которая направляет ход всего»".
Здесь явно присутствует такое действие, как управление. Правит, направляет. Такие же функции присущи и русскому Перуну. То есть Перун управлял Вселенскими процессами, которые и имеют отношению законам Роты и Риты.