Когда в октябре 1975 года братья Роберт и Михаил Болотные вместе с несколькими музыкантами прилетели в Куйбышев, им пришлось три часа ждать автобус, чтобы добраться до гостиницы. Представители Куйбышевской филармонии объяснили: транспорт был занят, и ничего страшного не произошло, мол, не звезды. Через некоторое время, когда вышла пластинка с «Кленом», никому неизвестные артисты в одночасье стали всесоюзными знаменитостями и встречать их в аэропорту приезжали за час до прилета. Как им удалось поймать синюю птицу и сохранить ее на протяжении полувека, расскажем в нашем материале.
«Синяя птица» в обеденный перерыв
Накануне приезда в Куйбышев, в 1974 году, Роберт Болотный играл на саксофоне в ансамбле «Коробейники», базировавшемся в московском мюзик-холле. Тогда он решил создать свой вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) и придумал ему название.
– Как-то я зашел в кафе, и мне долго не приносили заказ. Официанту я сказал, что приходится ждать свой обед, как синюю птицу. Тогда поймал себя на мысли, что это подходящее название, яркое и звучное, в отличие, например, от расхожих в то время «голубых и поющих гитар», – рассказал Роберт Болотный.
Роберт Аронович был родом из белорусского Гомеля, где в то время жил его младший брат Михаил. В один из его приездов домой ему посоветовали послушать местный музыкальный коллектив. Выступление артистов не впечатлило, но троим из группы он предложил поработать вместе – будущим известным солистам ВИА «Синяя птица» Сергею Дроздову и Юрию Метелкину, а также ударнику Борису Белоцерковскому. В таком составе, включая еще нескольких музыкантов из Калининграда и Калуги, «Синяя птица» «прилетела» в Куйбышев, который на долгие годы стал ее «гнездовьем».
Школа выживания
На работу в волжский город музыканты приехали по договоренности с директором Куйбышевской филармонии Константином Лисицыным.
– Я совсем не был уверен, что это надолго, но оказалось навсегда, – писал Роберт Болотный в своей книге «Синяя птица моей судьбы», назвав первые месяцы в Куйбышеве школой выживания, причем в буквальном смысле, так как артистам не платили суточные, но они верили в успех своего первого альбома. И не ошиблись.
Первое время артисты жили в гостинице «Россия». Коллектив был готов для концертов, но не было концертной аппаратуры. Руководство пообещало быстро ее приобрести, и это «быстро» растянулось на полгода. Для поддержания профессиональной формы Михаил Болотный начал проводить с коллегами ежедневные распевки в одном из классов филармонии. Это сослужило добрую службу во время записи судьбоносной пластинки: благодаря регулярным репетициям вокал звучал великолепно.
– Пока ждали оборудование, я занимался выпуском первого альбома. К тому времени я много лет работал на эстраде и был знаком со многими поэтами-песенниками и композиторами, в том числе с Сергеем Дьячковым, Вячеславом Добрыниным, Юрием Антоновым, – вспоминает Роберт Болотный. – Первую пластинку-миньон мы записали на студии звукозаписи «Мелодия» в 1975 году. На ней были четыре песни: Юрия Акулова «Клен», Сергея Дьячкова «Возьми свои слова обратно» и Бориса Терентьева «Родина моя» и «Только море». «Клен» нам принес мгновенный успех, причем на пластинку он попал в последний момент, заменив запрещенную цензурой песню. Тогда же в филармонию пришла, наконец, аппаратура. Она была не самой лучшей, но выбирать не приходилось. Нам назначили первые концерты.
«Клен давай!»
Когда вышла пластинка с «Кленом», музыканты «Синей птицы» всего за несколько недель превратились в кумиров.
– Первый концерт у нас состоялся в Тольятти в феврале 1976 года. Второй – в Тамбове, а третий в Москве во дворце спорта «Сокольники», – вспоминает Роберт Болотный. –Можете себе представить наше состояние: мы – команда, которую еще месяц назад никто не знал, приехали с сольным концертом в Москву, да еще во дворец спорта. Конечно, был жуткий мандраж. Придут ли люди, сможем ли мы с нашей аппаратурой озвучить дворец спорта? Наступил вечер, и зритель потянулся. Мы исполнили несколько песен и из зала пошли выкрики «Клен давай!». И тут я окончательно успокоился, и понял, что нас теперь очень хорошо знает Москва.
По словам Роберта Болотного, проходил на ура и пародийный номер, которого тогда не было ни у одного ВИА. На каждом концерте, кроме исполнения своих песен, артисты «Синей птицы» пародировали «Песняров», квартет «Гая», ансамбль Александрова, что вызывало бурный восторг публики.
Потом концертов в Москве было много. Только с июля 1976 по июль 1977 года «Синяя птица» работала на столичных сценах 12 раз: по неделе гастролей в самых больших залах и дворцах спорта. В то время выступать по несколько дней во дворце спорта «Лужники» при аншлаге было по силам только нескольким коллективам.
На одном из московских концертов за кулисы к куйбышевским музыкантам пришел Вячеслав Добрынин, сказал добрые слова и предложил несколько новых песен, в том числе «Ты мне не снишься» и «Горько». Это стало началом долгой творческой дружбы.
– Когда мы приезжали в Москву и останавливались в гостиницах, то порой невозможно было заснуть. По той причине, что шли постоянные звонки от предлагавших свои песни. Это был какой-то вал, но я старался не упустить хорошую песню.
На пике славы
По опросу газеты «Комсомольская правда» в 1976 году «Синяя птица» сразу оказалась на третьем месте по популярности среди ВИА после «Песняров» и «Ариэль».
– Для нас это было неожиданно, но и очень приятно. Я понимал, что надо двигаться дальше. Материала было много и надо было это как-то реализовывать. Мы стали писать следующую пластинку, в которую вошла песня «Ты мне не снишься» Вячеслава Добрынина на стихи Михаила Рябинина. Там есть такие слова с упоминанием синей птицы: «Ты мне не снишься вот уж неделю, сны пролетают белой метелью, сны пролетают синею птицей, в облаке тают, как небылицы». В плане вокала мы определились сразу – петь должны Сергей Дроздов и Юрий Метелкин. Мы с Мишей хотели достичь того тембра при слиянии их голосов. И это нам удалось. Долгое время эта песня ассоциировалась исключительно с «Синей птицей».
В третью пластинку ВИА вошли песни «Мамина пластинка» Сергей Дьячкова на стихи Леонида Дербенева и Игоря Шаферана, «Горько» Вячеслава Добрынина на стихи тех же авторов.
– Когда я приезжал домой к родителям, моя мама говорила мне, что нашу песню «Мамина пластинка» крутят по белорусскому радио по пять-шесть раз в день. Вот такая у нее была популярность, можно сказать, сродни «Клену».
В 1977 году вышла первая большая пластинка «Синей птицы» – сборник песен с первых трех миньонов плюс «Ветка жасмина» Сергея Дьячкова на стихи Льва Ошанина и «Не обижайся» Вячеслава Добрынина на стихи Михаила Танича.
В 1978 году ВИА «Синяя птица» стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В этом же году ансамбль гастролировал на БАМе. В 1979-м ВИА принимал участие в фестивале «Бранска Быстрица» (Чехия), а также стал лауреатом международного конкурса «Братиславская лира». В 1980 году «Синяя птица» участвовала в культурной программе «Олимпиада 80», а в 1985-м – в международном фестивале молодежи и студентов в Москве.
С гастролями коллектив побывал в десятках стран: Афганистан, Вьетнам, Лаос, Кампучия, Чехия, Германия, Польша, Куба.
– Гастролей было так много, что мы просыпались в гостинице и не могли сразу понять, в каком городе мы находимся: во Владивостоке, в Барнауле или Калининграде. Всегда хотелось попасть домой, в Куйбышев, хотя бы ненадолго. Но и здесь нам не давали передышки, так как мы играли по 13-15 концертов в неделю, почти всегда во дворце спорта в переполненном зале.
Песни «Синей птицы» звучали повсюду: «Клен», «В море ходят пароходы», «Белый теплоход», «Так вот какая ты» знала наизусть вся страна. Постоянные гастроли сделали ансамбль узнаваемым и мегапопулярным. Состав обновлялся довольно часто. В Куйбышеве, например, к «Синей птице» присоединились гитарист Юрий Хумарьян, певица Светлана Лазарева и солист Евгений Войнов.
В 1991 году гастроли в США стали завершающими в истории успеха «Синей птицы». С этого момента наступил перерыв в творчестве группы. Большинство участников стали заниматься личными проектами. За 16 лет музыканты коллектива во главе с Робертом и Михаилом Болотными записали восемь виниловых гигантов-альбомов и два виниловых гиганта-сборника, 11 миньонов, которые разошлись миллионными тиражами.
Как рассказал Евгений Войнов, который был солистом «Синей птицы» с 1988 по 1991 год и выступает с хитами коллектива и сейчас, к нему часто подходят после концертов и говорят, что пластинки «птицы» были самыми затертыми из всех, что называется, заслушанными до дыр.
– Золотым голосом ВИА был Сергей Дроздов. Именно в его исполнении и запомнились главные шлягеры «Синей птицы», любимые многими до сих пор и спустя десятки лет, – сказал музыкант.
Душа народа
Вячеслав Добрынин считал песни «Синей птицы» искренними, теплыми, добрыми. Тем они и привлекали людей, их пели, ими заслушивались, они становились спутниками жизни, были «душой народа»: «Именно душой. Слушая песни давно минувших дней из репертуара «Синей птицы», задаешься вопросом: «А есть ли душа у сегодняшних песен, и будут ли слушать современные песни завтрашние поклонники российской эстрады, и доживут ли вообще эти песни до завтра, как дожили, продлив свой век, и остались в благородной памяти целого поколения «наши» фирменные, радующие людей и сегодня - песни 70-х…»»
Поэт-песенник Игорь Кохановский писал, что диски «Синей птицы» пользовались большим успехом и продавались многомиллионными тиражами, что и позволяло ансамблю собирать на свои концерты многотысячные стадионы: «Песни для своего репертуара писали сами братья или те из молодых композиторов (Вячеслав Добрынин, Сергей Дьячков, Юрий Антонов), которые понимали специфику жанра. Это в итоге и определило то «не общее выражение» лица «Синей птицы», что выделяло группу из числа ей подобных».
Хитовый «Клен»
Песня «Там, где клен шумит» в исполнении «Синей птицы» после выхода первой пластинки ансамбля стала всесоюзным шлягером. Кто не знает этих слов, ставших почти народными: «Там, где клен шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой. Опустел тот клен, в поле бродит мгла, а любовь, как сон, стороной прошла».
Стихи этой песни были впервые опубликованы в 1960 году в сборнике «Рябиновая осень».
Автором известных слов является ленинградский поэт Леонтий Шишко. Позже он написал музыку к своим стихам и предложил песню Людмиле Зыкиной. В ее исполнении «Клен» прозвучал в 1964 году в фильме-концерте «Когда песня не кончается». В 1971-м песня снова появилась на эстраде, но в музыкальной обработке Юрия Акулова, работавшего гитаристом в ВИА «Калинка».
– Мы услышали эту песню в 1974 году на концерте коллектива «Калинка» в Гомеле. Композицию из шести куплетов они исполняли в шуточной манере с переодеванием в женское платье, – рассказал Роберт Болотный. – Мой брат Михаил и Сергей Дроздов придумали для «Клена» новую музыкальную обработку: добавили инструментальное вступление и современное звучание. Еще мы сократили количество куплетов до трех и изменили слова под мужское исполнение. В такой музыкальной интерпретации в исполнении Сергея Дроздова эта песня стала хитовой. В конце 1970-х – начале 1980-х не было окна, откуда бы она не звучала. Такой это был феноменальный успех.
Как вспоминает Роберт Аронович, как-то после концерта в Калуге он пришел в ресторан поужинать. Ресторанные музыканты за вечер исполнили «Клен» 18 раз!
В 2018 году на самарской набережной установили скульптурную композицию, посвященную песне «Клен». Это один из немногих монументов в России, лейтмотивом которых является песенная тематика (в нашей стране около 150 памятников, увековечивших песни).
В бронзе «Клен» исполнил заслуженный художник России Константин Чернявский. По его словам, он много раз слушал песню и вдохновлялся ее волшебной аурой.
– Я слушал и думал, как соединить в одной композиции клен и синюю птицу. В итоге я представил песню в образе символического клена, из которого выпорхнула сказочная птица. О легендарном ансамбле напоминает «автограф» на грифе электрогитары, – поделился скульптор.
Табличка на монументе с надписью: «Легендарной песне «Клен» ВИА «Синяя птица» Куйбышевской филармонии посвящается» сейчас на реставрации. Скоро она вернется на свое место.
Новый виток «Синей птицы»
Спустя полвека «Синяя птица» по-прежнему живет в своем «гнездовье», в Самаре, где она так высоко взлетела. Продолжаются концерты, гастроли по всей стране, полные залы и звучащий по два-три раза «Клен» на каждом выступлении. В числе зрителей – и верные поклонники старшего поколения, и молодежь, которой по душе лиризм и мелодичность легендарного репертуара, ставшего эстрадной классикой. Роберт и Михаил Болотный по-прежнему сотрудничают с коллективом. Музыканты исполняют песни основателей «Синей птицы», в том числе новые – «Знаешь ты», «Моя любовь жива» и другие.
Как рассказал художественный руководитель возрожденного ВИА «Синяя птица» Алексей Комаров, который с 1985 года работал в ансамбле ударником, добрая память о том коллективе помогла им триумфально вернуться на сцену: «По инициативе моего старшего брата Александра Комарова в декабре 1996 года в зале Самарской филармонии на концерте по случаю одного из праздников студенческой молодежи, прозвучало несколько песен из репертуара ВИА «Синяя птица». Положительная, бурная реакция зала подтвердила правильность и своевременность идеи возвращения».
В январе 1997 года Алексей Комаров встретился в Москве с Робертом Болотным.
– Мы обсуждали все детали, все нюансы этого дела, – вспоминал он. – Я рассказывал, что мы в Самаре постепенно бросаем пробные камни. Пытаемся работать по области, по соседним областям. Роберт Аронович поддерживал это наше решение, но при этом предлагал вариант, при котором в ансамбле должен быть кто-то из двоих – Сергей Дроздов или Сергей Левкин. Или оба. В начале 1999 года я вызвал в Самару Дроздова и Левкина. И 26 мая состоялся концерт на сцене ОДО, который прошел с огромным успехом. Зрительный зал был переполнен. Была очень добрая память о той «Синей птице». С тех пор начался ее стремительный взлет.
Нынешний репертуар – это незабываемые и всеми любимые хиты прошлых лет, композиции, написанные Вячеславом Добрыниным и Юрием Антоновым, а также новые – «Луна», «Надо же», «Здравствуй и прощай», «Город любви» – которые уже полюбились как «старым», так и молодым поклонникам. На новом творческом витке музыканты записали альбом «О чем молчат календари», в который вошли 18 произведений. По лиризму они перекликаются со старой доброй классикой «Синей птицы» и дают простор для полета к новым вершинам, которые по «крылу» легендарному ансамблю, вошедшему в историю Самары.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Татьяна ПЕТУНИНА