Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Личное и коллективное бессознательное Карла Юнга на выставке "Черный вигвам"

Зигмунд Фрейд (1856-1939) в конце 19 века научно обосновал существование автономной сферы человеческой психики - области бессознательного. Его открытие легло в основу психоанализа. Карл Густав Юнг (1875-1961) выделил, что бессознательное имеет два основных слоя: индивидуальное, включающее психический мир человека и коллективное, основу которого составляют архетипы. Для исследования архетипов созданы различными авторами метафорические карты. Так, есть колоды "Оракул Архетипов Юнга", "Архетипы и Тени", "Пути-дороги", "Окна и двери", "Мосты", "ОН", "COPE", "Persona", "Personita", "Saga", "Myth", "Зверь и ребёнок", "Steps" и др. И это далеко не полный перечень метафорических карт, которые создаются авторами, вдохновленными идеей архетипов Карла Юнга, по всему миру. И не только на создание метафорических карт вдохновляют его идеи. Посещение выставки, проходящей в Москве под названием "Черный вигвам", позволила увидеть, какими личное и коллективное бессознательное видят его устроители. Втора
Оглавление

Зигмунд Фрейд (1856-1939) в конце 19 века научно обосновал существование автономной сферы человеческой психики - области бессознательного. Его открытие легло в основу психоанализа. Карл Густав Юнг (1875-1961) выделил, что бессознательное имеет два основных слоя: индивидуальное, включающее психический мир человека и коллективное, основу которого составляют архетипы. Для исследования архетипов созданы различными авторами метафорические карты. Так, есть колоды "Оракул Архетипов Юнга", "Архетипы и Тени", "Пути-дороги", "Окна и двери", "Мосты", "ОН", "COPE", "Persona", "Personita", "Saga", "Myth", "Зверь и ребёнок", "Steps" и др. И это далеко не полный перечень метафорических карт, которые создаются авторами, вдохновленными идеей архетипов Карла Юнга, по всему миру. И не только на создание метафорических карт вдохновляют его идеи.

Посещение выставки, проходящей в Москве под названием "Черный вигвам", позволила увидеть, какими личное и коллективное бессознательное видят его устроители. Вторая часть не относится к результату получения индивидуального опыта, а передаётся в виде врождённой психической структуры по наследству как многовековой опыт предков, обладая при этом огромной психической энергией. Архетипы коллективного бессознательного способствуют восприятию окружающего мира определённым образом, адаптации под него и выработке способов реагирования на стрессовые ситуации. Карл Юнг считал количество архетипов коллективного бессознательного бесконечным. Доктор философии Кэрол Пирсон предложила 12 архетипов для их анализа в работе с личностным развитием, в образовании и бизнесе.

-2

Начинается знакомство с областью бессознательного в Черном вигваме с Персоны, которая представляет собой социальную маску, демонстрируемой человеком социуму. Она помогает скрывать свои слабости и недостатки, уязвимости и пороки. Персона формируется под влиянием прогнозов и требований макро-, микро- социума, честолюбия и стремлений личности. Для адаптации в различных группах и ситуациях человек вырабатывает различные маски.

В этой адаптации Персона принимает компромиссный характер, вырабатывая баланс между истинным «Я» и социальными требованиями, проявляя гибкость и способность менять маски, подстраиваясь под окружение. При этом могут возникать сложности в позиционировании Персоны:

-3

- при идентификации Эго с Персоной происходит полное погружение в социальную роль подменяет истинное «Я». Например, роль ЯжеМать:

О последствиях детоцентризма для ребенка и рекомендации по их минимизации https://www.b17.ru/article/about_the_consequences_of_child_centrism/

- при неразвитой Персоне возникает слабость навыков самопрезентации, что, в свою очередь, создает трудности в адаптации и взаимодействии в социуме;

- при кризисе потери Персоны формируется психическая травма из-за утраты социальной роли (развод, увольнение, выход на пенсию и т.п.).

-4

Следующая локация в Черном вигваме - Лес, название которого говорит само за себя. Согласно концепции Карла Юнга, в нем легко затеряться и сложно найти свою дорогу. Также он может символизировать этап пути к самореализации при столкновении с неизвестным и поиском себя.

-5

Затем можно попасть в зону Самости, символизирующей переход от социальной маски к целостному Я. Она включает в себя целостность, центр личности, динамичность. Самость способствует раскрытию потенциала личности и ведет к внутренней гармонии. Символически может выражаться в образах круга, квадрата, мандалы, камня и др.

Итак, изучение психоанализа на подобных выставках помогает людям расширить свои знания и прикоснуться к психологии. В целом это устроителям выставки удалось.

Автор: Бондаренко Татьяна Алексеевна
Психолог, Канд-пси-наук

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru