Найти в Дзене

Образование будущего: что обсуждали на конференции в СберУниверситете

Система образования заметно изменилась за последние десятилетия: экзамены по билетам заменили на ЕГЭ, на смену обычным доскам пришли интерактивные, появились электронные дневники, облачные хранилища, онлайн-обучение и, конечно, искусственный интеллект. Как это повлияет на будущее образования? Новые тренды обсудили на IX конференция СберУниверситета «Больше чем обучение». «Школа изобретателей. Москва» побывала на мероприятии и собрала для вас основные инсайты. Основной темой конференции кампусе стал «Homo cogitans (человек думающий): шаг в новый этап эволюции человека». И этим шагом стал искусственный интеллект. Вы только посмотрите на цифры, которые представили аналитики Сбера: Статистика говорит сама за себя. Мир меняется, а вместе с ним и образование – и куда быстрее, чем мы думаем. Образование больше не ограничивается учебниками и меловой доской – ИИ и цифровые технологии создают принципиально новые возможности для обучения. Так, открывая конференции, президент и председатель правле

Система образования заметно изменилась за последние десятилетия: экзамены по билетам заменили на ЕГЭ, на смену обычным доскам пришли интерактивные, появились электронные дневники, облачные хранилища, онлайн-обучение и, конечно, искусственный интеллект. Как это повлияет на будущее образования? Новые тренды обсудили на IX конференция СберУниверситета «Больше чем обучение». «Школа изобретателей. Москва» побывала на мероприятии и собрала для вас основные инсайты.

Основной темой конференции кампусе стал «Homo cogitans (человек думающий): шаг в новый этап эволюции человека». И этим шагом стал искусственный интеллект. Вы только посмотрите на цифры, которые представили аналитики Сбера:

  • 80% студентов уже используют AI в обучении
  • Каждый день в ChatGPT отправляют более 2,5 млрд. запросов
  • К 2030 году изменится 70% востребованных навыков. В топ-5 ключевых компетенций ближайших лет будет входить умение работать с ИИ

Статистика говорит сама за себя. Мир меняется, а вместе с ним и образование – и куда быстрее, чем мы думаем. Образование больше не ограничивается учебниками и меловой доской – ИИ и цифровые технологии создают принципиально новые возможности для обучения.

Так, открывая конференции, президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф подчеркнул, что «Искусственный интеллект это уже не просто технология. Это инструмент, который меняет то, как мы думаем, чему мы учимся и как мы действует. Сегодня AI – полноценный участник образовательного процесса. Он помогает человеку осваивать все больше областей знаний и деятельности, делая это быстрее и точнее. Важно не ограничивать, а разумно интегрировать ИИ в процесс обучения, чтобы подготовить человека мыслящего — Homo cogitans — к жизни в новой технологической реальности».

Профессия преподавателя переживает самую радикальную трансформацию за последние столетия. Если раньше главной задачей было передать знания, то теперь — научить ориентироваться в океане информации. Рутинные задачи уходят к машинам: составить план урока, сгенерировать примеры, подготовить визуальный контент (графики, диаграммы). У преподавателя освобождается время для главного: живого общения с учениками, развития критического мышления и творческих способностей.

Фото: Сбер
Фото: Сбер

По словам ректора Российской экономической школы Антона Суворова, «В условиях, когда ИИ меняет рынок труда быстрее, чем учебные программы успевают перестраиваться, важно учить подрастающее поколение не только знаниям, но и умению адаптироваться. Это развитие психологической устойчивости и способности сотрудничать с ИИ как с партнёром, а как с соперником».

Статистика подтверждает: отношение преподавателей к ИИ стремительно меняется. По данным Tyton Partners, за полгода 2023 года количество педагогов, регулярно использующих генеративный ИИ, выросло с 9% до 22%.

На конференции эксперты подчеркнули, что сейчас важно:

  • интегрировать ИИ в образовательные процессы;
  • перейти к модели lifelong learning, где обучение продолжается на протяжении всей жизни;
  • возможность оперативно менять учебные программы. Они должны быстро реагировать на изменения в экономике и технологиях;
  • научить учителей грамотно использовать ИИ для работы.
Фото: Школа изобретателей. Москва
Фото: Школа изобретателей. Москва

Может ли искусственный интеллект заменить учителя? Эксперты уверены, что нет. Так, по словам директора «Школы изобретателей. Москва» Эльнары Коротковой, «ИИ – это инструмент, который сделает образование более гибким, а учителю даст возможность помочь ученику освоить один из ключевых навыков в современном мире – «научиться учиться». Роль педагогов сейчас - поддерживать в учениках любознательность, аналитическое мышление и веру в себя. Это требует создания интересной образовательной среды, которая стимулирует саморазвитие. В нашей «Школе изобретателей» мы даем возможность детям стать настоящими исследователями. Это помогает сохранить и развить природную любознательность ребенка, научить его задавать вопросы и находить ответы».

Будущее образования — это диалог человека с собой и окружающим миром в партнерстве с умной машиной. И от того, каким будет этот диалог, зависит будущее не только образования, но и всей нашей цивилизации.