В 1898 году, когда даже передвижники морально устарели, на помощь художникам, писателям и композиторам в поисках новизны пришёл антрепренёр Сергей Дягилев. Впрочем, у основателя журнала были и личные причины его выпускать: влиятельный критик Стасов публично негативно отозвался об устроенной Дягилевым выставке русских и финляндских художников. А свой ответ Сергей опубликовать не мог, так как издания под влиянием Стасова отказывались публиковать его контраргументы. Тогда-то Дягилев и задумал журнал-аналог британского журнала «Studio». Он стал выпускать журнал «Мир искусства» при поддержке Саввы Мамонтова и Марии Тенишевой, где печатались те, кого реакционная часть деятелей культуры принимала без восторга. Главной целью искусства в нём была провозглашена красота. И она, по мнению Дягилева и его сторонников, могла достигаться любыми способами, а не быть обременённой этикой. «Мир искусства» — это не просто прогрессивный журнал своего времени. Это целое философское течение в российской культ