Найти в Дзене
Metamorphoses/bmm.ru

Кто такие «мирискусники»?

В 1898 году, когда даже передвижники морально устарели, на помощь художникам, писателям и композиторам в поисках новизны пришёл антрепренёр Сергей Дягилев. Впрочем, у основателя журнала были и личные причины его выпускать: влиятельный критик Стасов публично негативно отозвался об устроенной Дягилевым выставке русских и финляндских художников. А свой ответ Сергей опубликовать не мог, так как издания под влиянием Стасова отказывались публиковать его контраргументы. Тогда-то Дягилев и задумал журнал-аналог британского журнала «Studio». Он стал выпускать журнал «Мир искусства» при поддержке Саввы Мамонтова и Марии Тенишевой, где печатались те, кого реакционная часть деятелей культуры принимала без восторга. Главной целью искусства в нём была провозглашена красота. И она, по мнению Дягилева и его сторонников, могла достигаться любыми способами, а не быть обременённой этикой. «Мир искусства» — это не просто прогрессивный журнал своего времени. Это целое философское течение в российской культ
Оглавление

В 1898 году, когда даже передвижники морально устарели, на помощь художникам, писателям и композиторам в поисках новизны пришёл антрепренёр Сергей Дягилев.

Впрочем, у основателя журнала были и личные причины его выпускать: влиятельный критик Стасов публично негативно отозвался об устроенной Дягилевым выставке русских и финляндских художников. А свой ответ Сергей опубликовать не мог, так как издания под влиянием Стасова отказывались публиковать его контраргументы. Тогда-то Дягилев и задумал журнал-аналог британского журнала «Studio».

Он стал выпускать журнал «Мир искусства» при поддержке Саввы Мамонтова и Марии Тенишевой, где печатались те, кого реакционная часть деятелей культуры принимала без восторга.

Главной целью искусства в нём была провозглашена красота. И она, по мнению Дягилева и его сторонников, могла достигаться любыми способами, а не быть обременённой этикой.

Сергей Дягилев и обложки журнала "Мир искусства"
Сергей Дягилев и обложки журнала "Мир искусства"

«Мир искусства» — это не просто прогрессивный журнал своего времени. Это целое философское течение в российской культуре, а кружок живописцев-мирискусников дважды объединял вокруг себя удивительные таланты. Их картинами мы до сих пор восхищаемся в галереях.

В разное время в состав объединения входили: Леон Бакст, Александр Бенуа, Иван Билибин, Осип Браз, Апполинарий Васнецов, Евгений Лансере, Исаак Левитан, Фёдор Малявин, Михаил Нестеров, Фердинанд Рушиц, Константин Сомов, Валентин Серов.

О ещё нескольких участниках объединения рассказываем подробнее.

-3

Игорь Грабарь — художник-последователь импрессионизма. Ученик Павла Чистякова и Ильи Репина.

  • Известен зимними пейзажами и натюрмортами в стиле дивизионизма — чистые краски наносятся точечно на холст, а их смешение происходит оптически.
  • В журнале «Мир искусства» публиковал критические статьи о живописи.
  • В 1913 году возглавил Третьяковскую галерею. А позже, после революции, — музей-усадьбу Абрамцево.
-4

Александр Бенуа — не только художник и декоратор, но и искусствовед.

  • Наиболее известен изображением Петербурга царских времён, эскизами костюмов и декораций для «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
  • Интересовался эпохой барокко и историческим жанром, но делал это по-своему: запечатлевал исторических персонажей будто невзначай за их повседневными делами.
  • Был главным редактором журнала «Мир искусства».
-5

Мстислав Добужинский — график и художник-декоратор.

  • С 1902 года участвовал в выставках объединения «Мир искусства», был в нём самым молодым художником, быстро впитывающим идеи единомышленников.
  • В разное время писал декорации к театральным спектаклям и Дягилевским антрепризам, городские пейзажи, занимался книжкой графикой.
  • О нём высоко отзывался Станиславский.

В 1904 году журнал «Мир искусства» закрылся, и художественное объединение распалось из-за разногласий о дальнейшем пути российского искусства. Художники переходили в другие союзы.

Однако в 1910 году кружок «Мир искусства» был реставрирован. Его председателем стал Николай Рерих, а в состав вошли как старые «мирискусники», так и новые имена.

-6

Борис Кустодиев — художник, график, выдающийся портретист и театральный оформитель.

  • Вступил в объединение «Мир искусства» во втором составе.
  • По заказу Третьяковской галереи, которую возглавлял Грабарь, написал серию портретов соратников для группового портрета художников общества. Однако сам портрет остался недописанным.
  • Известен стилизованными картинами русской жизни в жанре модерн, монументальными купчихами, изображением праздников русской провинции.
-7

Анна Остроумова-Лебедева — художница и график.

  • Входила в оба состава объединения «Мир искусства».
  • Известна пейзажами Петербурга и его окрестностей, гравюрами и акварелями. Все они кратки, сдержаны по цветовой гамме, но наполнены воздухом и светом. Человеческие фигуры на них почти не представлены в противоположность природе и архитектуре.

А что же было дальше?

Об этом расскажет художник, декоратор и график Всеволод Воинов, представитель младшего поколения круга мирискусников, в своём дневнике «Материалы по современному искусству: 1921-1922».

-8

В нём мелькают как имена уже знакомых нам героев, — Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского, Анны Остроумовой-Лебедевой, Игоря Грабаря — так и тех, кто впервые вышел из тени неизвестности в бурном послереволюционном Петрограде начала 1920-х годов.

Купить книгу на сайте

Промокод ОСЕНЬ даст скидку 15% для всех зарегистрированных пользователей (промокод действует до 30.11.2025).

А ещё - подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы получать книжные рекомендации и мотивацию читать каждый день!