Найти в Дзене
Terra Insapiens

"Машина времени" как социальная антиутопия эпохи декаданса

Герберта Уэллса называют «отцом научной фантастики». Это верно лишь отчасти. Уэллс по образованию был биологом. Технического образования у него не было. И, честно говоря, научного в его фантастике очень мало. Его больше интересовала социальная фантастика. Вот и "Машина времени" - это не научная фантастика, как мы её сегодня понимаем. Это социальная антиутопия. Научная составляющая там минимальна. В сущности, она ограничивается одним предположением возможности создания машины времени. Причём не описан принцип её работы и подробности её конструкции. Это что-то наподобие мотоцикла, где рычагом вы запускаете перемещение по времени. Всё! - на этом вся "наука" заканчивается. Дальше идёт чисто социальная фантастика - предположение о будущем человечества. Что характерно - всё ограничивается Землёй. Никаких полётов в Космос. Это именно потому, что перед нами социальная фантастика. Не отвлекайтесь. :-) Произведение это называется романом, хотя по всем признакам является повестью или большим расс
Обложка первого издания
Обложка первого издания

Герберта Уэллса называют «отцом научной фантастики». Это верно лишь отчасти. Уэллс по образованию был биологом. Технического образования у него не было. И, честно говоря, научного в его фантастике очень мало. Его больше интересовала социальная фантастика. Вот и "Машина времени" - это не научная фантастика, как мы её сегодня понимаем. Это социальная антиутопия. Научная составляющая там минимальна. В сущности, она ограничивается одним предположением возможности создания машины времени. Причём не описан принцип её работы и подробности её конструкции. Это что-то наподобие мотоцикла, где рычагом вы запускаете перемещение по времени. Всё! - на этом вся "наука" заканчивается. Дальше идёт чисто социальная фантастика - предположение о будущем человечества. Что характерно - всё ограничивается Землёй. Никаких полётов в Космос. Это именно потому, что перед нами социальная фантастика. Не отвлекайтесь. :-)

Произведение это называется романом, хотя по всем признакам является повестью или большим рассказом. У романа обычно более сложная структура, чем сквозное повествование от первого лица. Я понимаю, что английское понятие "novel" (роман) весьма гибко, и в своё время это был вполне себе "роман". Но времена меняются, и понятие "роман" сегодня приобрело иное значение.

Интересно посмотреть на эту повесть в аспекте её явной причастности к эпохе Декаданса. Декаданс, по-французски, означает упадок. Конец XIX века и начало века XX в Европе пропитаны Декадансом. Может быть, он знаменовал собой антипода эпохи Возрождения. Бытует мнение, что эпоха Возрождения закончилась в середине XVII века, сменившись эпохой маньеризма и барокко. Но это культурологическое разделение, не вскрывающее суть явлений. Полной противоположностью эпохе Возрождения стал Декаданс. Он закончил эпоху Возрождения, забив последний гвоздь в крышку гроба. Надежды сменились пессимизмом. Провозглашённое, по крайней мере на словах, равенство и братство сменились индивидуализмом и эгоизмом. Да, в Декадансе было очарование угасания, была эстетика умирания. Человек во всём может находить красоту.

Начало эпохи Декаданса размыто. Первыми признаками его явления, пожалуй, был немецкий романтизм. Он уже нёс в себе основные черты Декаданса - меланхолия, пессимизм, индивидуализм. Но, наряду с этим, в нём ещё были бунтующие силы, были идеалы, были надежды. В нём ещё не было смирения и принятия. Затем наступила эпоха импрессионизма. Реализм отступил, уступив буйным краскам и грубым мазкам. Одновременно с этим зародился Декаданс. Само слово появилось в статье Теофила Готье, посвящённой сборнику стихов "Цветы зла" Бодлера. И вот в 1895 году, в самый расцвет европейского Декаданса, Уэллс пишет "Машину времени". Казалось бы, биологу и фантасту Уэллсу Декаданс должен быть чужд. Но эпоха накладывает на нас невидимый отпечаток. И следы Декаданса в мрачной антиутопии "Машины времени" я вижу. Вообще жанр антиутопии в русле Декаданса. Он пропитан пессимизмом и неверием в человеческие силы.

Что видит в будущем Уэллс? Человечество разделилось на две расы - элои и морлоки. Первые - потомки аристократов и богатеев, живут безбедно и бездумно на поверхности Земли. Вторые - потомки "пролетариата" живут глубоко под землёй, где работают на первых. Они привыкли к темноте и выходят на поверхность только тёмной ночью, чтобы унести с собой несколько беспечных элоев. Кушать хочется, а под землёй ничего не растёт. Вот такое несветлое будущее напророчил Уэллс.

Спустя сто тридцать лет фантазия кажется наивной. Значение пролетариата явно преувеличивали и Владимир Ильич, и Герберт Уэллс. Понятие это размылось, а в перспективе полная замена пролетариата на роботизированные рабочие места. Так что можно сказать - этот вариант антиутопического будущего человечеству не грозит. Тем более через 800 тысяч лет - так далеко закидывает Уэллс своего Путешественника.

В моей книге Адам говорит:

Мне нравится фантастика. Она поднимает настроение. Её нельзя читать без улыбки. Это единственный вид литературы, который меняет со временем свой жанр. Из научно-фантастической она становится юмористической.

В этих словах сквозит ирония. Конечно, ничего юмористического в книге "Машина времени" не появилось. Но смыслы её поменялись. Из мрачного предсказания о будущем книга превратилась в воспоминание о прошлом, о первых шагах фантастики, как литературного жанра. И лавры первопроходца в этом жанре у Герберта Уэллса никто не отнимет.

-2

Всем мира!