Найти в Дзене
Финансовый вопрос

Санкт-Петербург. Платные парковки. Решена ли проблема?

Как вы знаете, я работаю водителем малотоннажного автомобиля — ГАЗель — и для меня платные парковки в центре Санкт‑Петербурга — это не абстрактная тема, а повседневная реальность, которая напрямую влияет на доход и на то, сколько времени я трачу на одну доставку. Последнее повышение тарифов объясняли желанием упорядочить парковочный поток и «пересадить» людей на общественный транспорт. Но с моей точки зрения, и с точки зрения многих водителей, которые комментируют эту тему в соцсетях, всё оказалось гораздо сложнее. Проблемы остались. Проблема первая: нехватка парковочных мест. По своей теме скажу, что в рабочие часы, особенно в часы-пик нет парковки в ключевых местах для разгрузки. Когда я приезжаю в торговую точку или к клиенту на дом, мне нужно 10-15 минут и небольшой участок у входа, чтобы выгрузить коробки и быстро уехать. Повышение тарифа, к сожалению, не создаёт дополнительных мест для разгрузки и не расширяет тротуары — оно просто делает стоянку дороже. Иногда я вынужден встать
Платные парковки в Санкт-Петербурге.
Платные парковки в Санкт-Петербурге.

Как вы знаете, я работаю водителем малотоннажного автомобиля — ГАЗель — и для меня платные парковки в центре Санкт‑Петербурга — это не абстрактная тема, а повседневная реальность, которая напрямую влияет на доход и на то, сколько времени я трачу на одну доставку. Последнее повышение тарифов объясняли желанием упорядочить парковочный поток и «пересадить» людей на общественный транспорт. Но с моей точки зрения, и с точки зрения многих водителей, которые комментируют эту тему в соцсетях, всё оказалось гораздо сложнее. Проблемы остались.

Проблема первая: нехватка парковочных мест. По своей теме скажу, что в рабочие часы, особенно в часы-пик нет парковки в ключевых местах для разгрузки. Когда я приезжаю в торговую точку или к клиенту на дом, мне нужно 10-15 минут и небольшой участок у входа, чтобы выгрузить коробки и быстро уехать. Повышение тарифа, к сожалению, не создаёт дополнительных мест для разгрузки и не расширяет тротуары — оно просто делает стоянку дороже. Иногда я вынужден встать на запрещённом участке на пару минут, потому что иначе товар не вынести: слишком тяжелый или объёмный груз, нет подъезда для тележки. За такие «пару минут» можно получить штраф, и получается, что цена ошибки для меня и бизнеса растёт. Когда привозишь мебель по адресу, то времени нужно гораздо больше, чем 15 минут и, если повезет и найдется платное место, то жильцам приходится возмещать оплату парковки. Но, если ставишь машину на тротуаре или вторым рядом, то это уже проблемы водителя и никто ему штраф не возместит.

Проблема вторая. В соцсетях я часто вижу похожие настроения не только от коллег‑доставщиков, но и от обычных автолюбителей, которые ездят на работу на машине. Это те, кого власти хотят пересадить на общественный транспорт. В комментариях они пишут прямо: «Как мне доехать до работы с коробкой инструментов и материалов?», «Нужно отвезти ребенка в сад и ехать на работу — с пересадками это нереально». Для многих автолюбителей машина — это не просто комфорт, это инструмент, который позволяет просто успевать на работу. Многие используют автомобиль по рабочим делам. Пересаживать таких людей в метро или на автобус — значит не учесть особенности их перемещения.

Многие из них жалуются, что повышение цен чувствуется даже тогда, когда мест предостаточно. Комментарии типа «дорого даже в выходной, когда мест полно» повторяются регулярно. Люди говорят, что тарифы назначаются централизованно и не отражают реальную загрузку конкретной улицы в конкретный момент — нет гибкой цены, привязанной к спросу. В итоге плата остаётся высокой вне зависимости от наличия мест, а эффект «отсечения лишних машин» не достигается.

В моём случае это ощущается особенно остро: адресная доставка требует возможности подъехать максимально близко к дому клиента. Часто это одноэтажные магазины в переулках, где просто нет свободных парковочных мест. Эту проблему будет кто-то решать?

Насколько повышение тарифов решает эти проблемы? На мой взгляд — мало. Это скорее инструмент фискальной политики, а не инструмент управления доступностью парковок и логистикой. Без выделенных зон для разгрузки, без гибкого ценообразования, без учёта потребностей тех, кто делает город живым — водителей доставки, торговцев, специалистов, просто автолюбителей — тарифы останутся просто дополнительной статьёй расходов. И пока решения принимаются формально, в соцсетях будут появляться те же жалобы: «дорого, но мест нет», «места есть, но все равно дорого».

Я не против порядка и разумной тарификации. Но порядок должен рождаться вместе с инфраструктурой: выделенные парковочные места для разгрузки, временные разрешения для коммерческого транспорта, может даже ночные часы поставок, динамическая цена, которая учитывает реальную загрузку улиц. А еще улучшение инфраструктуры как личного, так и общественного транспорта: развитие метрополитена, оптимизация маршрутов для общественного наземного транспорта. Появление общественных стоянок для личного транспорта, пусть и не бесплатно, пусть за 300 рублей в сутки, но не в час, было бы вообще хорошим решением проблемы на мой взгляд. Тогда, в связке со всем вышеперечисленным, повышение тарифов может и сработать. А пока это выглядит как попытка решить сложную логистическую проблему только через увеличение цен, не учитывая интересов тех, кто каждый день делает город работоспособным.