К 90-летию со дня рождения летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Владислава Николаевича Волкова (1935 – 1971) РГАНТД представляет архивные фотоматериалы. На снимках – яркий, многогранный и целеустремленный человек, участник двух космических полетов, талантливый инженер.
23 ноября мы вспоминаем космонавта Владислава Николаевича Волкова (23.11.1935 – 30.06.1971). В 2025 году исполняется 90 лет со дня его рождения.
Владислав Волков прожил всего 36 лет, но совершил два космических полета в числе первых покорителей звездного пространства. Космонавт № 20, участник первого группового полета трех пилотируемых космических кораблей («Союз-6/7/8»). Во время второго космического рейда в 1971 году – в составе экипажа первой орбитальной научной станции «Салют» – внес большой вклад в развитие орбитальных пилотируемых полетов, провел ряд важнейших научно-технических экспериментов по испытаниям станции, проверке бортовых систем, астрономическим и навигационным исследованиям.
В юбилей у РГАНТД есть возможность оживить прошлое и нарисовать портрет яркого и целеустремленного человека, но не в тени его трагической гибели, а в свете его наполненной событиями и достижениями жизни. В этом нам помогут редкие архивные фотографии и замечательная книга «Шагаем в небо» (М., Молодая Гвардия, 1971 г., 1-е изд. РГАНТД, СИФ, №971), которую Владислав Николаевич успел написать по итогам прожитых лет и первого космического полета.
В двух космических экспедициях – и на «Союз-7», с позывным «Буран-2», и на «Союз-11» с позывным «Янтарь-2» – он был бортинженером. Это назначение – результат большого труда. Небо у Волкова было в «крови», досталось по наследству от родителей.
«Мои родители работали на авиационном заводе, который по распоряжению правительства должен был эвакуироваться на восток. И напрасно отец обивал пороги райвоенкомата с просьбой направить его на фронт. Ответ был один: «Фронт нуждается в новых совершенных самолетах. Ваше место, как авиационного инженера, сейчас только там, на заводе». (РГАНТД. СИФ. № 973. С. 12).
Волков-старший навсегда остался для сына авторитетным советчиком, как на этапе выбора призвания, так и потом, в ответственные моменты личной и профессиональной жизни. «Я на всю жизнь запомню его смущенную улыбку на лице, блестящие глаза при встрече во Внукове после полета и скупые, но идущие от всего отцовского сердца слова: «Поздравляю… маму-то поцелуй! – и он крепко пожал мне руку. Все это, наверное, и сделало нас с отцом не просто близкими людьми, а настоящими большими друзьями». (РГАНТД. СИФ. № 973, С. 49).
На выбор профессии повлиял и жизненный пример дяди Владислава – Петра Михайловича Котова. Фронтовые письма военного летчика – дяди Пети – в военные годы перечитывали всей семьёй. Для Владислава он был кумиром, на которого хотелось стать похожим.
«В 1952 году без особых раздумий я поступил учиться в Московский аэроклуб при МАИ. <…> Нелегко началась моя дорога в небо. Трудно было совмещать занятия в школе. В аэроклубе и в спорт-секциях. И все-таки я уже видел себя одетым в летную форму…» (РГАНТД. СИФ. № 973. С. 35).
В 1959 году Владислав Волков окончил Московский авиационный институт (МАИ) им. Серго Орджоникидзе по специальности «инженер-электромеханик по авиационным реактивным управляемым снарядам». «Да, это моя любовь – МАИ. Московский авиационный институт. Старейшая кузница наследников Икара. Некоторые из них, как и он, сломали крылья. Многие стали крупнейшими авиаторами, их имена яркими звездами горят на небосклоне науки». (РГАНТД. СИФ. № 973. С. 40).
Когда писались эти строки, молодой космонавт не мог знать какая судьба – из перечисленных – ждет его самого. Менее всего думалось тогда о судьбе Икара… Знания, опыт, энергия и упорное освоение нового в профессии предвещали с годами успешную научную карьеру. Об этом говорят факты: на старте, с октября 1958 г. вчерашний студент работал техником в легендарном ОКБ-1, меньше чем через год занял инженерную должность, выполнял чертежи РН «Восход» и межконтинентальной баллистической ракеты Р-9. Спустя чуть более года, с сентября 1961-го, Волков уже исполнял обязанности заместителя ведущего конструктора кораблей «Восток». Участвовал в проектировании, разработке, отработке при испытаниях и пусках кораблей. Именно профессиональный интерес и азарт вывел его за инженерные «границы», ему самому хотелось на деле испытывать то, что разрабатывалось в КБ. В данном случае последующее название его профессии максимально точно отражает переход из инженеров-конструкторов – в инженеры-испытатели.
В своей книге Владислав Николаевич пишет: «После окончания института я становлюсь работником конструкторского бюро. Потянулись годы напряженного, но удивительно интересного труда. <…> И вдруг – полет человека в космос. Появилась новая профессия – космонавт. «А почему не я – подумалось мне. –Почему бы мне не стать космонавтом?». (РГАНТД. СИФ. № 973. С. 49).
С этого вопроса начался для него новый, непростой, но полный энтузиазма жизненный этап. «Моя веха – 11 мая 1964 года. День, когда меня вместе с другими, кто изъявил желание лететь в космос, испытывать новую технику, вызвали к С.П. Королеву. <…> А когда я осознал все, в мой мозг, в мое сердце вошла одна категорическая мысль – сделаю все, абсолютно все, что в моих силах, но добьюсь заветной цели». (РГАНТД. СИФ. № 973. С. 52).
С этого момента события приобретают космическое ускорение. В 1964 году Волков в числе 14 кандидатов, в рамках целевого отбора, проходит медицинское обследование. На тот момент он – один из 14 кандидатов от ОКБ-1 для полёта на первом трехместном КК «Восход» в качестве космонавта-инженера. «Через несколько дней после разговора с Сергеем Павловичем группа инженеров, в том числе и я, была направлена на медицинское обследование. Никто из нас и представить себе не мог, что нас ожидало». (РГАНТД. СИФ. № 97. С. 52).
До победного конца дойти удалось не сразу. В 1966-м Волков участвовал в первом наборе космонавтов в отряд ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия»), вновь успешно прошел медицинское обследование и, на этот раз, все этапы отбора. Весной 1966 года в летно-испытательном отделе № 90 формируется группа подготовки инженеров-испытателей, кандидатов в космонавты-испытатели ЦКБЭМ. В этом же году он получил допуск военных врачей и начал подготовку в ЦПК им. Ю.А. Гагарина, а в мае 1968-го – долгожданную должность космонавта-испытателя 731-го отдела ЦКБЭМ.«Отец, сам большой любитель спорта, часто ходил на соревнования, когда выступал я, и, забыв, казалось, обо всем на свете, болел за меня. И с какой благодарностью, уже готовясь к поступлению в отряд космонавтов, я вспоминал своего отца. Спорт дал мне здоровье, силу, ловкость и чувство пространственной ориентации». (РГАНТД. СИФ. № 973. С. 44).
О первом полете нам подробно расскажет книга самого космонавта, написанная по горячим следам. А о втором, последнем, рассказали другие книги, написанные уже о них, после гибели экипажа «Союз-11»: командира Г. Добровольского, инженера-исследователя В. Пацаева и бортинженера В. Волкова.
Сегодня, к юбилейной дате, хотелось бы нарисовать портрет не героя, а человека, который очень любил жизнь, Землю, семью, работу, товарищей по Космосу, любил музыку и природу, был полон сил, стремлений, оптимизма … Еще в детстве заслуженный учитель с орденом Ленина, классный руководитель будущего космонавта, А. Г. Волощенко отметила его жизнелюбие и позже делилась воспоминаниями: «Не помню, чтобы Владислав с кем-нибудь ссорился. Веселый, озорной, он всегда был в самом центре ребячьего клубка, энергии — через край. Пел хорошо, рисовал»… Закончить юбилейный очерк хотелось бы очень теплыми семейными снимками, в которых много Любви. А она и звезды – светят вечно. «Человек, видимо, так устроен, что сохраняет в своей памяти добро, которое встретил на земле, радость, что ему дали люди. И не помнит зла, забывает горе. Потому что он человек и мыслит свою жизнь ближе к радости. Пожалуй, так оно и бывает в жизни – ветер времени уносит из памяти прежде всего пыльный пепел пережитых тревог и несчастий». (РГАНТД. СИФ. № 973. С. 8).