Эпизод с героиней Руслановой, безымянной подругой Афони, короткий, но очень емкий. Красивая, статная и явно знающая себе цену женщина горько признает, что потратила впустую 2 года своей жизни. Как так вышло? Она ведь не наивная на все готовая Катя Снегирева. На такую как сядешь, так и слезешь. Афоня это признает: у него и в мыслях нет помешать ей выгнать Колю из ЕГО квартиры, врет ей про купленные духи, хотя понимает, что эта встреча последняя.
Героиня Руслановой имела вполне конкретные планы на жизнь и на Афоню: "Думала, мы с тобой поженимся. И все у нас будет, как у людей". Можно заподозрить, что стержень у этой женщины не такой крепкий, раз она позволила Афоне "поломать ей жизнь". Но это не более чем минутная слабость после горького осознания, что придется все начинать сначала. Героиня Руслановой уходит навсегда из убогой квартиры Афони, залепив ему смачную пощечину на прощание. Она не вернется, это факт. И все же: как ее угораздило?!
Принято считать, что алкоголиков тянут только слабые, имеющие психологические проблемы женщины. Но говорить о силе или слабости конкретного человека можно только в текущий момент его жизни. Безусловно, героиня Руслановой пребывала в иллюзиях относительно Афони. Но она имела и конкретные планы на жизнь, поэтому, окончательно и бесповоротно убедившись, что строить отношения с таким мужчиной, бессмысленная затея, просто ушла от него.
Почему не сделала этого раньше? Судя по пассажу с духами Москва и внешнему виду женщины — мини-платье, босоножки на платформе, прическа и модный блонд — Афоня предпринимал конкретные действия, чтобы удерживать ее рядом с собой. Она явно не из тех, кто пожалеет и, налив чаю с вареньем, покорно расстелет постель. Но даже это не объяснение. Во время этой последней встречи она подводит итоги на основании всего, что видела раньше: Афоня — алкаш, водит непонятных личностей в свою квартиру, в погоне за градусом выпьет дорогущие духи, предназначенные в подарок якобы любимой.
Всего два года понадобилось героине Руслановой, чтобы понять, что ей не кажется. Целых два года ей понадобилось, чтобы понять, что этому человеку не надо ничего, кроме пьянки. Еще раз повторюсь: она не наивная дурочка Катя, она взрослая опытная женщина. Почему же думала, что "поженимся и все у нас будет, как у людей"?
Во-первых, потому что Афоня врал и манипулировал. Но это его часть работы. Невозможно строить отношения в одно лицо. Отношения — это всегда совместная работа. Каждый партнер вкладывается в них, иначе быть не может. И героиня Руслановой вкладывалась. В то, во что вкладываться не имело смысла.
Почему так? Потому что героиня Руслановой, как миллионы других женщин — сильных, слабых, наивных, умных, с высшим образованием и без такового — не знала сути такого распространенного явления, как зависимость. Имея дело с зависимым человеком, мы видим только внешнее проявление этого пагубного явления.
Афоня пил, кутил, тратил деньги, саботировал работу, запускал себя, квартиру. Трезвел, оправдывался, обещал, что бросит и утверждал, что понимает, что так нельзя. Иными словами демонстрировал социально одобряемое в его случае поведение. Он же не дурак и понимал, что по-прежнему живет в социуме и должен хоть как-то соответствовать его нормам.
На самом же деле тяга к алкоголю медленно, но верно становилась смыслом его жизни. Целью и наградой. И он всеми силами души стремился к стакану, преодолевая любые преграды на пути и изо всех сил защищая возможность пить. Такова суть зависимости: медленно, но верно она поглощает жизнь человека. Когда его собственных ресурсов не хватает, он начинает затягивать близких в этот порочный круг. Если же близкие сами не против и, жалея такого по-настоящему слабого человека, потакают ему, все происходит еще быстрее.
Зависимый понимает, что жалость к нему условная: люди, опекающие его делают это с тем, чтобы зависимость была побеждена. Но эта победа самому зависимому не нужна. Поэтому он врет и манипулирует, чтобы не лишиться поддержки и ресурсов тех, кто входит в его окружение. Поэтому Афоня и врет про купленные в качестве подарка духи.
Тем не менее он не останавливает женщину, понимая: ее больше не проведешь. Ему не надо принимать решение: она или водка. Выбор давно сделан.
Обратите внимание: на стене в квартире Афони висит картинка, вырезанная из журнала: девушка в коротком платье и босоножках. Точно так же одета героиня Руслановой. Эта картинка символизирует прошлые устремления Афони: он хотел такую женщину и он ее добился. Но за эти два года зависимость прогрессировала и дошла до уровня, когда притязания надо "урезать": отпустить ту, о которой мечтал и искать что-то попроще.
Такую, как Русланова ему больше нет смысла тянуть. Он знает, что все имеет свою цену. Во все надо вкладываться: в отношения, в зависимость. Выбор, повторяюсь, сделан. Теперь Афоне нужна женщина, которая не будет препятствовать ему все глубже погружаться в бездну пьянства.
Героине Руслановой понадобилось 2 года, чтобы понять это. Не факт, что теория помогла бы, некоторые вещи, особенно связанные с делами сердечными, можно усвоить только на практике, заплатив соответствующую цену.
Но в общем и целом, каждой из нас надо знать: бороться и тянуть человека из зависимости практически бесполезно, потому что это осознанный выбор. Точка невозврата проходится самим зависимым, отследить ее со стороны невозможно. Можно только уйти, чтобы жить нормальную жизнь. Иногда именно это становится помощью для зависимого. Правда, это все же исключения, подтверждающие правила.
P.S. Мне жаль зависимых людей, губящих свою жизнь. Но еще большее сочувствие я испытываю к тем, кому они лгут, превращая их жизнь в питательную среду для своей зависимости. Это очень тяжелое испытание, никому не желаю пройти его.