Я с удовольствием продолжаю максимально плодотворное сотрудничество с Михаилом Лебедевым, который в очередной раз подогнал мне статью собственного сочинения о том, как он проводил в последний путь легендарный 165 маршрут автобуса в финальный день его работы. Особенность данного рассказа будет в том, что Миха не только описал всё происходившие на прОводах, но и зарядил такую колоду ностальгических воспоминаний, что даже я пустил бы скупую мужскую слезу, будь я ясеневцем. Мне кажется, это даже не столько проводы 165, сколько отповедь прошлому и признание в любви к своему родному району.
Весь текст и фотографии полностью за авторством Мишки, так что более не буду мешать чтению, но если я, как редактор, захочу что-то прокомментировать, то мои слова будут, как обычно, выделены курсивом.
начало авторского текста
Для начала небольшая историческая справка...
По мере застройки Северного и Южного Бутово в тех краях вводились маршруты к Серпуховско-Тимирязевской и Калужско-Рижской линиям метро. Первым из таких маршрутов Бутово - Ясенево на свет появился 262 от метро «Битцевский парк» до 7-го микрорайона Северного Бутово в 1992-м году. Прекрасно помню такой ляп: на его трафаретах значилась Феодосийская улица, по которой он никогда не ходил – видимо, в лихие 90-е сотрудники, отвечающие за трафареты, употребляли что-то ядрёное.
В 1994-м родился 710 от метро «Ясенево» до 2-го микрорайона Южного Бутово.
В 1996-м ввели 202 от метро «Ясенево» до 5-го микрорайона Южного Бутово, впоследствии продлённый до новой конечной «Остафьевская улица».
В 1999-м возник 101, наименее загруженный из всех "южнобутовских", от метро «Ясенево» до той же Остафьевской улицы, но по краю района, где была преимущественно односторонняя застройка.
В 2000-м появился последний из «великолепной пятёрки» – 165 от метро «Ясенево» до комплекса «В» Южного Бутово. Я ещё тогда удивился: что за комплексы такие идиотские, почему не условный какой-то там ещё микрорайон? Впоследствии 165 был продлён до Остафьевской улицы, а конечная станция «Комплекс «В» уничтожена.
Надо заметить, автобусы не пустовали: помимо вывоза бутовцев к метро, они в дополнение ко всему загружались и ясеневцами, живущими вблизи остановки «проезд Карамзина,1», жителями улицы Паустовского, а также на них ездили страждущие пересесть с/на 37 у зоны отдыха «Битца».
Но в Бутово сначала пришло классическое метро, потом построили Бутовскую линию, а особенно, после продления оной до «Битцевского парка», маршруты из Ясенево в Бутово стали потихоньку видоизменяться, хиреть и помирать. Это вполне естественный процесс, не для того метро строится, чтобы оставлять такую прорву маршрутов. По итогу, в живых остались только 262 и 165, но 262 стал чисто внутриясеневским, и лишь 165 возил пассажиров по привычному маршруту. Интервалы росли, и постепенно усохли до неприличных. Если честно, я им пользовался только тогда, когда из Бутово надо было с какой-то поклажей ехать в Ясенево или наоборот, и при этом имелось свободное время, так как метрошных клоунов цирка безопасности я ненавижу всеми фибрами души. На моей памяти всего раза два-три я целенаправленно дожидался 165, чаще уезжал на других маршрутах с пересадками.
Однако был у него в своё время один интересный момент: начало движения в половине пятого утра от метро «Ясенево», благодаря чему можно было попасть на ранние электрички Курского направления. Этим я тоже воспользовался пару раз...
Потом на маршрут решили выпустить электробусы, и интервалы ещё подросли. Стало понятно, особенно учитывая последние тенденции, что это кандидат на отмену.
Но, тем не менее, после выхода новости об отмене 165 (и до кучи ещё и 877) возникло стойкое желание прокатиться на последнем его рейсе, благо график работы позволил. Как обычно в таких случаях, был дан клич на форуме, но составил мне компанию только Лёха «Чебурашка», с которым в своё время мы обкатывали н16. Ещё один участник форума с ником Nonesuch очень старался, но не успел.
Итак, в 1:16 15 ноября 2025 года по плану был последний рейс 165-го...
Днём, возвращаясь из Подольских краёв, я решил бросить машину неподалёку от конечной станции «Остафьевская улица», чтобы ночью спокойно уехать домой. На моё удивление, жулики с Тверской площади уже успели забубенить платную парковку на окрестных улицах, поэтому пришлось заныкаться во дворах Чечёрского проезда.
Домой я вернулся на общественном транспорте ещё засветло, отоспался, и вновь вышел на улицу к закрытию метро, чтобы последним поездом проехать одну станцию.
Новый вестибюль «Новоясеневской», отметивший в этом году своё одиннадцатилетие.
На станции ожидаемо пустынно.
В поезде тоже было немноголюдно.
Еду одну остановку, и вижу, что на «Ясенево» схожая ситуация.
В переходе к остановке 165-го, среди прочих, есть знаменитый плакат.
Каждый раз, видя вот это, мне вспоминается бородатый анекдот:
- Дайте мне, пожалуйста, вон ту красную плюшевую жопу.
- Мужчина, это не жопа, а сердце!
- Знаете, я 20 лет кардиохирургом работаю и знаю, как выглядит сердце. Дайте мне вон ту красную плюшевую жопу!
Выхожу на улицу и вижу на остановке скорбный плакат.
За плакатом – ТЦ «Форт», в прошлом «Золотой Вавилон», построенный на месте рынка, где случился памятный погром. И, конечно же, не могу не вспомнить про замечательную торговую точку, которая попала в кадр телерепортажей про то событие.
Расписание. Лет 20-25 назад интервалы были в разы меньше.
Теперь на остановке, где некогда куча людей ожидала бутовские маршруты, всегда малолюдно. Наступит утро, и здесь останется только 648…
Вид в сторону МКАД. Здесь на месте заброшенного котлована запилили центр фигурного катания Этери Тутберидзе, который в местных ясеневских чатах прозвали «ледовой избушкой».
Вид в сторону центра. В беззаботные детские годы мы тут катались на всяких аттракционах.
Вид на запад. Скульптура «Материнство» и ТЦ «Калита», построенный на месте другого рынка. Впрочем, Лужков и рынки – это неразрывные понятия. Правда, сравнивая его заслуги с деяниями текущего градоначальника, я даже уже не знаю, что думать…
На остановке обнаружился человек с трафаретом 204 маршрута, который тоже решил прокатиться на последнем рейсе 165-го, но при всём при этом, что весьма уникально, он абсолютно ни на каких транспортных форумах не сидит, хотя знает об их существовании...
Прибыл наш 460131.
Водитель вышел покурить, поэтому в путь мы выдвинулись с небольшим опозданием. На остановке «Паустовского, 1» подсел Лёха, который из своего Чертаново немного не успел на последний поезд по КРЛ, и вынужден был шлепать под дождём.
По дороге несколько раз из чрева автоинформатора транслировалось аудио-объявление об умерщвлении 165-го и 877-го маршрутов с советами, как дальше жить:
Голубинская улица.
Пересекаем МКАД.
Улица Грина.
Покидаем Северное Бутово.
Человейники на месте бывшего посёлка Радиоконтроль. При этом в названии остановки сохранилось историческое название центральной улицы данного поселка – Старокрымская.
Окрестности конечной станции «2-й микрорайон Южного Бутово».
Зловеще выглядит вышка ЛЭП между улицами Адмирала Руднева и Горчакова. И где-то здесь вышел человек с трафаретом 204-го.
Что касательно лично меня, то я бы очень сильно обосрался, если бы в 1:20 ночи в Ясенево встретил человека с трафаретом 204. Мне было бы страшно не только находиться рядом с ним, но и ответить самому себе на вопрос "что он там делал, почему 204 и где и как он его раздобыл..." - примечание от издателя
Академика Семёнова, 21. Здесь когда-то заканчивался 165 до его продления.
Делаем последний поворот на маршруте, на Академика Понтрягина.
На часах 2:12. Наш электробус прибыл на конечную «Остафьевская улица» и поехал на подзарядку, чтобы потом хватило электричества уже до парка.
Что насчёт пассажиров последнего рейса? Всю дорогу, кроме нас, троих любителей, на отдельных участках маршрута проехало четыре незаменимых иностранных специалиста, естественно, ни один из них не приложил карту к валидатору.
Когда-то это место было краем географии, а теперь появились новые человейники и огромный ТЦ «Бутово Молл».
ОРП Остафьевская. Заряжается н8.
Идём к машине. Чечёрский проезд.
Дублёр Чечёрского призван доить население. Не удивлюсь, что такие знаки когда-нибудь появятся в Рогово и Вороново. Знай, мсье оленевод: в аду для тебя уже готовится специальный котёл!
Прогреваем нажитый непосильным трудом автомобиль.
Дождь стал переходить в мокрый снег, на улице холодало...
Я завёз Лёху, как и обещал, домой на его пустынную Кировоградскую.
И прекрасно доехал домой.
А утром всё уже было в снегу, впрочем пролежал он всего несколько дней. Что характерно для климата Москвы последнего десятилетия...
Итак, эпоха маршрутов из глубины Ясенево вглубь Бутово окончена. Самый молодой из них стал последним на этом направлении. А самый старый из пяти остался единственным, кто остался в живых, правда, изменившись до неузнаваемости...
конец авторского текста
За сим вечно ваши автор и корреспондент Михаил "Антикарг" Лебедев и редактор и издатель Илья "Касым" Ковалёв.
(с) Касым, 2025