историческое здание в Потсдаме
недалеко от Берлина.
Построенный прусским королём Фридрихом Великим
Название ансамбля (Сан-Суси — «без забот») отражает воззрения Фридриха на вопросы жизни и смерти. Король хотел жить и быть похороненным без помпы и торжественных шествий.
в качестве его летней резиденции, он часто упоминается в числе немецких конкурентов Версаля.
Хотя Сан-Суси выполнен в более камерном стиле рококо и намного меньше своего французского барочного аналога, он также примечателен многочисленными храмами и причудливыми сооружениями в окружающем парке. Дворец был спроектирован и построен Георгом Венцеслаусом фон Кнобельсдорфом
в период с 1745 по 1747 год, чтобы удовлетворить потребность Фридриха в частной резиденции, где он мог бы укрыться от помпезности и церемониала королевского двора. Название дворца — это французская фраза (sans souci), означающая «без забот» или «беззаботный», которая подчёркивает, что дворец был задуман как место для отдыха, а не как центр власти.
Сан-Суси — это не более чем большая одноэтажная вилла, больше похожая на замок Марли,
чем на Версаль. В ней всего десять основных комнат, и она построена на вершине террасированного холма в центре парка. Влияние личных предпочтений короля Фридриха на дизайн и убранство дворца было настолько велико, что его стиль получил название «фредерцианское рококо», а его привязанность к дворцу была настолько сильна, что он считал его «местом, которое умрёт вместе с ним»
Из-за разногласий по поводу расположения дворца в парке Кнобельсдорф был уволен в 1746 году Ян Боуман, голландский архитектор, завершил проект.
После смерти Фридриха II в 1786 году новую жизнь в Сан-Суси вдохнул Фридриха Вильгельма IV — король Пруссии с 1840 по 1861 год.
Он нанял архитектора Людвига Персиуса, чтобы тот восстановил и расширил дворец, а Фердинанду фон Арниму было поручено благоустроить территорию и тем самым улучшить вид из дворца. Город Потсдам с его дворцами был излюбленным местом проживания немецкой императорской семьи вплоть до падения династии Гогенцоллернов в 1918 году.
После Второй мировой войны дворец стал туристической достопримечательностью в Восточной Германии. После объединения Германии в 1990 году тело Фридриха было возвращено во дворец и захоронено в новой гробнице с видом на созданные им сады. Сан-Суси и его обширные сады стали объектом Всемирного наследия в 1990 году и находятся под защитой ЮНЕСКО; в 1995 году был создан Фонд прусских дворцов и садов Берлин-Бранденбург для ухода за Сан-Суси и другими бывшими императорскими дворцами в Берлине и его окрестностях. Сейчас эти дворцы ежегодно посещают более двух миллионов человек со всего мира.
Этос Сан-Суси
Расположение и планировка Сан-Суси над виноградником отражали до-романтический идеал гармонии между человеком и природой в ландшафте, упорядоченном человеком. Однако виноделие должно было отойти на второй план в оформлении дворца и садов для увеселений. Холм, на котором Фридрих разбил свой виноградник с террасами, должен был стать центром его владения, увенчанным новым, но небольшим дворцом — «mein Weinberghäuschen» («мой маленький домик на винограднике»), как называл его Фридрих.
Фридрих хотел жить там sans souci («без забот») и заниматься своими личными и творческими интересами, наслаждаясь обширными видами сельской местности. Таким образом, дворец предназначался для Фредерика и его гостей — на его эскизе (иллюстрация) были изображены симметричные апартаменты «для иностранцев»и «для короля» — только в летние месяцы, с конца апреля до начала октября.
Через двадцать лет после создания Сан-Суси Фридрих построил Новый дворец (Neues Palais) в западной части парка. Этот дворец был намного больше и резко контрастировал с непринуждённой атмосферой Сан-Суси. Он демонстрировал миру власть и силу Фридриха в стиле барокко. Проект Нового дворца должен был продемонстрировать, что возможности Пруссии не уменьшились, несмотря на её почти полное поражение в Семилетней войне.
Фридрих не скрывал своих намерений и даже называл новое строительство своей «фанфароной» («показухой»).
Эта концепция грандиозного дворца, призванного производить впечатление, привела к тому, что дворцы в Потсдаме стали сравнивать с Версалем, а Сан-Суси отводилась роль одного из Трианонов. Эта аналогия, хоть и понятная, игнорирует изначальные достоинства концепции, лежащей в основе Сан-Суси, дворца, для которого был создан весь парк и прилегающая территория. В отличие от Трианонов, Сан-Суси не был второстепенным дворцом, построенным для того, чтобы сбежать из большого дворца, по той простой причине, что большого дворца не существовало на момент создания Сан-Суси. А когда он появился, Фридрих почти никогда не останавливался в Новом дворце, за исключением редких случаев, когда он принимал дипломатов, на которых хотел произвести впечатление. Однако Сан-Суси действительно задумывался как уединённое место, а не как демонстрация власти, силы и архитектурных достоинств. В отличие от Трианонов, Сан-Суси был спроектирован как единое целое.
Сан-Суси — небольшой дворец, главный корпус которого (или корп-де-лож) представляет собой узкую одноэтажную анфиладу всего из десяти комнат, включая служебный проход и комнаты для персонала за ними. Любительский набросок Фридриха 1745 года ('проиллюстрировано выше') показывает, что его архитектор Кнобельсдорф был в Сан-Суси скорее чертёжником, чем полноценным архитектором. Фридрих, судя по всему, не принял ни одного предложения по изменению своих планов, отвергнув идею Кнобельсдорфа о том, что во дворце должен быть полуподвальный этаж, который не только приблизил бы служебные помещения, но и расположил бы основные комнаты на возвышении piano nobile. Это не только придало бы дворцу более величественный вид, но и предотвратило бы проблемы с сыростью, к которым он всегда был склонен.
Однако Фридриху хотелось, чтобы дворец был уютным и располагал к жизни: например, он хотел, чтобы во дворец можно было попасть сразу из сада, а не поднимаясь по множеству ступенек. Он настаивал на том, чтобы здание располагалось на первом этаже, а его фундаментом служил холм: короче говоря, это должен был быть частный дом для увеселений. Его неизменной темой и требованием было создание дома, в котором стиль сочетался бы со свободой природы. Главные комнаты, освещённые высокими узкими окнами, выходят на юг, в сторону виноградников; северный фасад — это парадный вход, где полукруглый парадный двор образован двумя сегментными коринфскими колоннадами.
В парке, к востоку от дворца, находится Картинная галерея Сан-Суси, построенная с 1755 по 1764 год под руководством архитектора Иоганна Готфрида Бюринга. Она стоит на месте бывшей оранжереи, где Фридрих выращивал тропические фрукты. Картинная галерея — старейший из сохранившихся музеев, построенных для правителя в Германии. Как и сам дворец, это длинное, приземистое здание с центральным купольным эркером из трёх пролётов.
На западе находится Новый дворец, построенный между 1771 и 1775 годами для размещения гостей и проведения развлекательных мероприятий. Здание внешне повторяет Картинную галерею, что придаёт ансамблю Сан-Суси дополнительную симметрию.
После смерти Фридриха началась новая эпоха, видимым признаком которой стала смена архитектурных стилей. Неоклассицизм, популярный в других странах Европы, но игнорируемый Фридрихом, теперь проник в Потсдам и Берлин во время правления нового короля Фридриха Вильгельма II. Он приказал построить новый дворец, Марморпале, в новом, более модном стиле, и лишь изредка останавливался в Сан-Суси.
Приёмная и спальни были отремонтированы и полностью переоборудованы сразу после смерти Фридриха. Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф получил заказ на реконструкцию. Пока Фридрих строил Новый дворец в стиле барокко с 1763 по 1769 год, Эрдмансдорф, сторонник нового неоклассического стиля, создал замок Вёрлиц в парке Вёрлиц, первый неоклассический дворец в Германии. Благодаря его влиянию Сан-Суси стал первым из дворцов в Потсдаме и Берлине, интерьер которого был оформлен в неоклассическом стиле. В 1797 году Фридриха Вильгельма II сменил Фридрих Вильгельм III; он посещал Сан-Суси ещё реже, чем его отец, предпочитая проводить летние месяцы во дворце Паретц или на острове Пфауэнинзель в Берлине.
Архитектура
Фридрих неслучайно выбрал для Сан-Суси архитектурный стиль рококо. Лёгкий, почти причудливый стиль, который был тогда в моде, идеально подходил для беззаботного времяпрепровождения, ради которого он и построил это убежище. Стиль искусства рококо появился во Франции в начале XVIII века как продолжение стиля барокко, но в отличие от тяжеловесных тем и тёмных цветов барокко, рококо отличалось пышностью, изяществом, игривостью и лёгкостью. Рококо мотивы были сосредоточены на беззаботной аристократической жизни и легкомысленной романтике, а не на героических битвах и религиозных деятелях. Они также связаны с природой и экстерьером, что соответствовало идеалу Фридриха о полной гармонии природы и дизайна. Дворец был построен почти так, как Фридрих задумал в своих предварительных набросках (см. иллюстрацию выше).
Дворец состоит из одноэтажного главного корпуса с двумя боковыми флигелями. Здание занимает почти всю верхнюю террасу. Потенциальное однообразие фасада нарушается центральной аркой, купол которой возвышается над шатровой крышей, а на нём позолоченными бронзовыми буквами написано название дворца — примечательно, что оно состоит из запятой и точки, а именно: Sans, Souci.—Второстепенные боковые флигели со стороны сада скрыты двумя симметричными рядами деревьев, каждый из которых заканчивается отдельно стоящей шпалерой беседкой, богато украшенной позолотой.
Фасад дворца, выходящий в сад, украшен резными атлантами и кариатидами; сгруппированные попарно между окнами, они как будто поддерживают балюстраду над ними. Выполненные из песчаника, эти фигуры обоих полов изображают вакханок, спутниц винного бога Вакха, и созданы в мастерской скульптора Фридриха Кристиана Глюма. В той же мастерской были созданы вазы на балюстраде и группы керубов над окнами купола.
Северный фасад, напротив, выглядит более сдержанно. Сегментированные колоннады из 88 коринфских колонн, расположенных в два ряда, расходятся от здания дворца, образуя полукруглый парадный двор. Как и на южной стороне, балюстрада с вазами из песчаника украшает крышу главного корпуса.
По обе стороны от центрального корпусарасположены два дополнительных крыла, в которых находятся просторные служебные помещения и внутренние офисы, необходимые для обслуживания монарха XVIII века, даже когда он удалялся от мира. Во времена Фридриха эти одноэтажные крылья были покрыты листвой, чтобы скрыть их утилитарное назначение. В восточном крыле располагались комнаты секретарей, садовников и слуг, а в западном — дворцовая кухня, конюшни и подсобное помещение (каретный сарай).
Фридрих регулярно приезжал во дворец каждое лето на протяжении всей своей жизни, но после его смерти в 1786 году дворец пустовал и приходил в упадок вплоть до середины XIX века. В 1840 году, через 100 лет после восшествия Фридриха на престол, его внучатый племянник Фридрих Вильгельм IV и его жена переехали в гостевые комнаты. Королевская чета сохранила имеющуюся мебель и заменила недостающие предметы мебелью времён Фридриха. Комнату, в которой умер Фредерик, планировалось восстановить в первоначальном виде, но этот план так и не был реализован из-за отсутствия подлинных документов и чертежей. Однако кресло, в котором умер Фредерик, было возвращено во дворец в 1843 году.
Фридрих Вильгельм IV, чертёжник, интересовавшийся как архитектурой, так и ландшафтным дизайном, превратил дворец из убежища своего дяди-затворника в полноценный и модный загородный дом. В период с 1840 по 1842 год были расширены небольшие служебные флигели. Это было необходимо, потому что, хотя Фридрих и философствовал, и музицировал в Сан-Суси, он предпочитал скромную жизнь без излишеств. С возрастом его скромность переросла в скупость. Он не разрешал проводить ремонт внешнего фасада и с большой неохотой соглашался на ремонт в помещениях. Это объяснялось его желанием, чтобы Сан-Суси простоял только до его смерти.
К обоим флигелям был пристроен антресольныйэтаж. Кухня была перенесена в восточный флигель. Небольшой винный погреб Фридриха Великого был расширен, чтобы в нём можно было хранить припасы для увеличившегося штата прислуги, а на новом верхнем этаже разместились спальни для персонала.
Западное крыло стало известно как «Дамское крыло», где размещались фрейлины и гости. Такая планировка была распространена в домах середины XIX века, где часто было соответствующее «Холостяцкое крыло» для неженатых гостей мужского пола и членов семьи. Комнаты были украшены замысловатыми деревянными панелями, обшитыми панелями и гобеленами. Это новое помещение для дам было крайне необходимым: во время правления Фридриха Великого развлечения в Сан-Суси были сведены к минимуму, и, как известно, женщин там никогда не развлекали, поэтому для них не было предусмотрено никаких удобств. Фридрих женился на Елизавете Кристине Брауншвейг-Вольфенбюттельской в 1733 году, но расстался с женой после восшествия на престол в 1740 году. После развода королева жила одна в дворце Шёнхаузен в Берлине, а Фридрих предпочитал Сан-Суси, где было «sans femmes» (без женщин).
Интерьер дворца
В традициях барокко основные помещения (включая спальни и туалеты) располагались на бельэтаже, который в Сан-Суси по выбору Фридриха находился на первом этаже. В то время как во второстепенных крыльях были верхние этажи, центральный корпус, в котором жил король, занимал всю высоту здания. При планировке помещений особое внимание уделялось комфорту. Дворец воплощает современную французскую архитектурную теорию в виде двухрядной анфилады комнат, расположенных друг за другом. Главные комнаты выходят в сад и обращены на юг, в то время как помещения для прислуги в ряду позади них находятся на северной стороне здания. Таким образом, двухкомнатная квартирасостоит из главной комнаты и комнаты для прислуги. Комнаты соединены между собой дверями. Они расположены в виде "анфилады", так что можно сразу оценить всю внутреннюю протяжённость дворца.
Фридрих набросал свои требования к оформлению и планировке, и эти эскизы были воплощены такими художниками, как Иоганн Август Нал, братья Хоппенхаупт, братья Шпиндер и Иоганн Мельхиор Камбли, которые не только создавали произведения искусства, но и украшали комнаты в стиле рококо. Хотя Фридриха мало заботили этикет и мода, он хотел, чтобы его окружали красивые предметы и произведения искусства. Он обустраивал свои личные покои в соответствии со своими вкусами и потребностями, часто игнорируя современные тенденции и моду. Эти «самостоятельные композиции» в стиле рококо привели к появлению термина «фредерицианское рококо".
Главный вход, состоящий из двух залов — «Входного зала» и «Мраморного зала», — расположен в центре. Таким образом, в общих помещениях могли собираться гости и придворные, в то время как основные помещения по обе стороны от Мраморного зала становились всё более уединёнными и приватными в соответствии с концепцией парадных залов эпохи барокко. Таким образом, Мраморный зал был главным залом для приёмов под центральным куполом. Пять гостевых комнат примыкали к Мраморному залу с западной стороны, а королевские покои располагались с восточной: зал для аудиенций, музыкальная комната, кабинет, спальня, библиотека и длинная галерея с северной стороны.
Обычно во дворец попадают через парадный вход, где сдержанная форма классической внешней колоннады продолжается и внутри. Стены прямоугольного помещения разделены десятью парами коринфских колонн из белого лепного мрамора с позолоченными капителями. Три наддверных барельефа с сюжетами из мифа о Вакхе перекликаются с темой виноградника, созданной снаружи. За позолоченную лепнину отвечал Георг Франц Эбенхех. Строгую классическую элегантность разбавлял расписной потолок, созданный художником шведского происхождения Йоханом Харпером, на котором была изображена богиня Флора со своими служительницами, бросающими цветы с неба.
Бело-золотой овальный Мраморный зал("Мраморный зал") был главным залом для торжественных приёмов во дворце. Его купол венчал купол. Парные колонны были выполнены из белого каррарского мрамора, а над карнизом свесили ножки лепные путти. Купол белый с позолоченным орнаментом, а пол выложен итальянским мрамором интарсия в виде ячеек, расходящихся от центрального овального узора. Три арочных окна выходят в сад; напротив них, в двух нишах по бокам от входа, фигуры ВенерыУрании, богини свободной природы и жизни, и Аполлона, бога искусств, работы французского скульптора Франсуа Гаспара Адама определили иконографию Сан-Суси как места, где искусство сливается с природой.
Соседняя комната служила одновременно залом для аудиенций и столовой. Она украшена картинами французских художников XVIII века, в том числе Жана-Батиста Патера, Жана Франсуа де Труа, Пьера-Жака Казе, Луи Сильвестра и Антуана Ватто. Однако здесь, как и в большинстве комнат, резные путти, цветы и книги на дверных рельефах были выполнены Глюмом, а потолочные росписи подчёркивают дух рококо во дворце. Эта пышная форма орнамента в стиле рококо, рокайль, в изобилии использовалась на стенах и потолке в музыкальном зале. Большая часть работ была выполнена скульптором и декоратором Иоганном Михаэлем Хоппенхауптом (старшим). Фортепиано 1746 года от Готфрида Зильбермана, которое когда-то принадлежало Фридриху Великому, до сих пор служит ностальгическим напоминанием о первоначальном предназначении комнаты.
Кабинет короля и спальня, перестроенные после смерти Фридриха Фридрихом Вильгельмом фон Эрдмансдорфом в 1786 году, теперь разительно отличаются от комнат в стиле рококо. Здесь преобладают чистые и строгие линии классицизма. Однако письменный стол Фридриха и кресло, в котором он умер, были возвращены в комнату в середине XIX века. Портреты и некогда утраченные предметы мебели времён Фридриха также были восстановлены.
Круглая библиотека отличалась от пространственной структуры французской дворцовой архитектуры. Комната почти незаметна, в неё можно попасть только через узкий проход из спальни, что подчёркивает её приватный характер. Кедр использовался для обшивки стен и арочных книжных шкафов. Гармоничные оттенки коричневого, дополненные богатым золотым орнаментом в стиле рококо, должны были создавать умиротворяющую атмосферу.
В книжных шкафах хранилось около 2100 томов греческих и римских сочинений и историографий, а также собрание французской литературы XVII и XVIII веков, в котором особое внимание уделялось произведениям Вольтера. Книги были переплетены в коричневую или красную козлиную кожу и богато украшены позолотой.
Выходящая на север галерея выходила во внутренний двор. И здесь Фридрих отошёл от французского стиля оформления помещений, при котором в этом месте располагались бы служебные комнаты. Во внутренней стене этой длинной комнаты были ниши с мраморными скульптурами греко-римских божеств. Пять окон, чередующихся с витражами на внешней стене, отражают картины Николя Ланкре, Жана-Батиста Патера и Антуана Ватто, висящие между противоположными нишами.
На западе располагались гостевые комнаты, в которых размещались те друзья короля, которых он считал достаточно близкими, чтобы пригласить в этот самый уединённый из своих дворцов. Двое из гостей Фридриха были настолько выдающимися и частыми гостями, что комнаты, в которых они жили, были названы в их честь.Комната Ротенбурга названа в честь графа Ротенбурга, который жил в этой круглой комнате до своей смерти в 1751 году. Эта комната архитектурно уравновешивает библиотеку. Комната Вольтера часто посещалась философом во время его пребывания в Потсдаме в период с 1750 по 1753 год. Комната Вольтера отличалась своим убранством, из-за которого её называли «Цветочной комнатой». На жёлтой лакированной стене были наслоены красочные, богато украшенные резьбой по дереву. Обезьяны, попугаи, журавли, аисты, фрукты, цветы, гирлянды придавали комнате жизнерадостный и естественный вид. Иоганн Кристиан Хоппенхаупт (младший) оформлял комнату с 1752 по 1753 год по эскизам Фридриха.
Сады с террасами
Панорамный вид на сад Сан-Суси — результат решения Фридриха Великого создать террасныйвиноградник на южном склоне холмов Борнштедта. Раньше на этом месте был лес, но деревья вырубили во время правления «короля-солдата» Фридриха Вильгельма I, чтобы расширить город Потсдам.
10 августа 1744 года Фридрих приказал превратить голый склон холма в террасные виноградники. Были созданы три широкие террасы с выпуклыми центрами, чтобы максимально использовать солнечный свет (см. план). В кирпичной кладке перегородок несущих стен проделано 168 застеклённых ниш. Виноградные лозы из Португалии, Италии, Франции, а также из близлежащего Нойруппина были высажены вдоль кирпичной кладки, а инжир рос в нишах. Отдельные части террасы были разделены полосами газона, на которых были высажены тисовые деревья. Низкая живая изгородь из самшита окружала шпалерные плодовые деревья, образуя круглый декоративный партер. В центре этого «колеса» 120 ступеней (сейчас их 132) вели вниз, разделяя террасы на шесть частей.
В 1745 году у подножия холма был разбит барочный декоративный сад по образцу партера в Версале. В центре этого сада в 1748 году был построен Большой фонтан. Фридрих так и не увидел, как работает фонтан, потому что инженеры, участвовавшие в строительстве, плохо разбирались в гидравлике. С 1750 года вокруг чаши фонтана были установлены мраморные статуи. Это снова была деталь, скопированная с Версаля: фигуры Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорические изображения четырёх стихий — огня, воды, воздуха и земли. Венера и Меркурий, работы скульптора Жана Батиста Пигаля, и две группы охотников, аллегории стихий (ветра и воды) работы Ламбера Сигисбера Адама, были подарены владельцем Версаля, французским королём Людовиком XV. Остальные фигуры были созданы в мастерской Франсуа Гаспара Адама, известного скульптора из Берлина. К 1764 году Французский рондель, как его стали называть, был завершён.
Рядом находился огород, который Фридрих Вильгельм I разбил незадолго до 1715 года. Король-солдат в шутку назвал этот простой огород «Мой Марли», имея в виду очень похожий огород в летней резиденции Людовика XIV в Марли-ле-Руа.
В своих планах по обустройству территории Фридрих придавал большое значение сочетанию декоративного и практического сада, тем самым демонстрируя свою веру в то, что искусство и природа должны быть едины.
Парк
После террасирования виноградника и завершения строительства дворца Фридрих занялся благоустройством прилегающей территории и приступил к созданию парка Сан-Суси. В организации парка Фридрих продолжил то, что начал в Нойруппине и Рейнсберге. Была проложена прямая главная аллея длиной 2,5 км, которая начиналась на востоке у обелиска 1748 года и с годами протянулась до Нового дворца, обозначив его западную оконечность.
Продолжая садовую тематику террасных садов, в парке высадили 3000 фруктовых деревьев, а также построили теплицы и питомники, где выращивали апельсины, дыни, персики и бананы. Также были установлены скульптуры и обелиски с изображениями богинь Флоры и Помоны. Фридрих приказал возвести несколько храмов и причудливых сооружений в том же стиле рококо, что и сам дворец. Некоторые из них представляли собой небольшие дома, которые компенсировали отсутствие залов для приёмов в самом дворце.
Фридрих вложил значительные средства в тщетную попытку создать систему фонтанов в парке Сан-Суси, стремясь подражать другим великим садам в стиле барокко в Европе. Гидравлика на том этапе развития была ещё в зачаточном состоянии, и, несмотря на строительство насосных станций и резервуаров, фонтаны в Сан-Суси оставались безмолвными и неподвижными в течение следующих 100 лет. Изобретение паровой машины решило эту проблему столетие спустя, и резервуар наконец-то стал выполнять свою функцию. Примерно с 1842 года прусская королевская семья наконец-то могла любоваться такими достопримечательностями, как Большой фонтан под террасами виноградников, струи которого поднимались на высоту 38 метров. Сама насосная станция стала ещё одним садовым павильоном, замаскированным под турецкуюмечеть, а её дымоход превратился в минарет.
Парк был расширен при Фридрихе Вильгельме III, а затем при его сыне Фридрихе Вильгельме IV. Архитекторы Карл Фридрих Шинкель и Людвиг Персиус построили дворец Шарлоттенхоф в парке на месте бывшей фермы, а Петеру Йозефу Ленне было поручено спроектировать сад. Широкие луга создавали визуальные связи между Шарлоттенхофом, Римскими банями и Новым дворцом, а также включали в себя причуды, такие как Храм дружбы Фридриха Великого.
История после Первой мировой войны
После Первой мировой войны и несмотря на упразднение монархии в Германии, дворец оставался во владении династии Гогенцоллернов. В конце концов, 1 апреля 1927 года он перешёл под защиту прусской «Verwaltung der Staatlichen Schlösser und Gärten» (Администрации национальных дворцов и садов).
Когда во время воздушных налётов на Берлин в ходе Второй мировой войны наиболее ценные произведения искусства из бывших императорских дворцов были перевезены в безопасное место в Райнсберг (Бранденбург) и Бернтероде (недалеко от Ворбиса, Тюрингия). Здание дворца осталось невредимым, несмотря на ожесточённые бои в окрестностях в 1945 году, но старинная ветряная мельница, которую Фридрих оставил в парке для придания ему деревенского колорита, была разрушена.
После окончания войны большая часть предметов, перевезённых в Райнсберг, была передана в качестве трофеев Советскому Союзу; лишь небольшая часть была возвращена во дворец в 1958 году. Предметы искусства из Бернтероде, найденные американскими солдатами, сначала были отправлены в Висбаден в «Центральный пункт сбора произведений искусства», а в 1957 году — в Шарлоттенбургский дворец в Западном Берлине.
По сравнению со многими аналогичными зданиями, дворец хорошо сохранился за почти 50 лет коммунистического правления в Восточной Германии. Церковь Святого Спасителя в Закрове и центр Потсдама были заброшены, а часть исторического центра Потсдама была снесена. Городской дворец в Потсдаме, построенный по проекту Кнобельсдорфа, был снесён в 1960 году, но Сан-Суси уцелел, и правительство Восточной Германии попыталось включить его в список объектов Всемирного наследия. Это удалось сделать в 1990 году, и Сан-Суси был внесён в список со следующей формулировкой:
Дворец и парк Сан-Суси, которые часто называют «прусским Версалем», представляют собой синтез художественных направлений XVIII века в городах и при дворах Европы. Этот ансамбль является уникальным примером архитектурных творений и ландшафтного дизайна на фоне интеллектуального наследия монархических идей государства.
В 1991 году, после объединения Германии, гроб с телом Фридриха был захоронен на террасе виноградника Сан-Суси — в построенном им склепе, который сохранился до наших дней, — после наступления темноты, без особой помпезности, в соответствии с его завещанием.
Библиотека Фридриха была возвращена в 1992 году на прежнее место в Сан-Суси. В период с 1993 по 1995 год были возвращены 36 картин, написанных маслом. В 1995 году был создан Фонд прусских дворцов и садов в Берлине-Бранденбурге. Задача организации — управление и забота о Сан-Суси и других бывших королевских дворцах в Берлине и Бранденбурге.