«После капитуляции Германии в Белоруссии мы были месяцев пять. Всего туда пригнали несколько тысяч трофейных машин. Только разных марок машин было сорок девять! Вытащишь пучок проводов – ничего не понятно! Я сидел и часами разбирался. И в конце концов я все машины сдал! Хоть я нигде и не учился, но технику очень любил и с детства с ней возился».
Так начинает свой рассказ о непростом послевоенном времени полковник Тимофей Павлович Дегтярёв. Его история — не про бои, а про битву за справедливость, которую ему пришлось вести уже после Победы.
Командиры деньги предлагали – ни разу ни рубля ни с кого не взял. А если надо было ребят подкормить немножко, то сам – за руль, кого-то наверх сажаю, чтобы деньги собирал, и пассажиров набираю. На эти деньги удавалось солдат дополнительно подкормить.
Но спокойная служба длилась недолго. Пока его часть занималась машинами, дивизию расформировали. Многие офицеры уехали уволенными, но его комбат сказал: «Я остался. И тебя оставляю с собой». В Германию обратно уже никого не пропускали, но они с комбатом всё-таки проехали. И здесь началось самое страшное.
Кадровик дивизии, подполковник Демченко, забрал у него удостоверение личности: «Ты уволен. Чтобы завтра убыл! Если не убудешь, мы тебя арестовываем как дезертира».
На следующий день его ждал новый удар. Начфин, забравший накануне вещевую книжку, заявил: «А у вас талонов не было!». И оказался я в Германии в декабре 1945 года в пилотке, в хэбэ и плащ-накидке без талонов на питание, без удостоверения личности… Вернувшись в квартиру, где жил, он не нашел даже грязных носков. Но это было лишь началом.
Выяснилось, что кадровик меня и ещё несколько офицеров уволил под предлогом отправки в венерический госпиталь. Это была не просто ошибка, а преднамеренная клевета, перечёркивающая всю дальнейшую жизнь. При встрече Демченко даже слушать его не стал: «Немедленно убирайся!».
Куда ехать? Что делать? С такой характеристикой дорога была закрыта везде. Выручили знакомые репатриированные, давшие гражданскую одежду. Переодевшись, Тимофей Павлович поехал в Потсдам, в штаб Группы войск.
На КПП его, разумеется, не пропускали. Отчаявшись, он уговорил часового из Оренбурга: «Ну отвернись на секунду, я через забор перемахну!». Рискуя быть схваченным, он прорвался к кабинету начальника Управления кадров. Тот отнекивался до девяти вечера, но Дегтярёв был настойчив.
«Товарищ генерал, только вы решить можете!». В доказательство своей правоты он показал лишь орденскую книжку и отличную характеристику от комбата. Генерал, разобравшись в ситуации, распорядился устроить его в гостиницу и накормить.
Наутро произошла судьбоносная встреча в коридоре — со своим комбатом! Выслушав обоих, генерал взял документы и зачёркивает фамилию кадровика Демченко, а мою фамилию вписывает. «Езжай к Демченко, забери удостоверение личности».
Возвращение было триумфальным. Демченко уже всё знал, у него на глазах крокодильи слёзы: «Так у менэ же дити!..».
И здесь звучат слова, которые становятся главным моральным итогом всей истории. «А ты мне какую судьбу приготовил? Что я тебе плохого сделал? Ты же меня лишил всего: ни учиться не могу, ни работать. Вообще никуда меня не возьмут с твоей характеристикой венерической. Правда же должна быть! Как ты мне сделал, так тебе и вернулось!».
Справедливость восторжествовала. До своего увольнения он пережил пять расформирований.И пять раз его, беспартийного, держали, не увольняли. Почему? Ответ прост: «При расформировании столько материальных ценностей передвигалось! Но я никогда себе ничего не взял».
Его принципы особенно ярко видны в эпизоде сдачи должности Косте Корниенко. Тот, получив её, радостно воскликнул: «Ну вот теперь я мяса наемся!». На что Дегтярёв мудро заметил: «Коля, так ведь в мясе кости есть! Можно подавиться…». И через год они подавились… Его преемники, оставшись без честной руки, либо были уволены без пенсии, либо сели в тюрьму.
Много чего после войны пришлось мне в жизни пережить. Работал и директором Парка культуры, и военруком в школе, и в коммерческих структурах. Но, как и на фронте, никогда и нигде ничего, кроме положенной зарплаты, себе не брал.
Поэтому его финальные слова — это не просто осуждение, а крик души человека, прошедшего войну и оставшегося честным. Поэтому мне очень больно вспоминать встречи с бандитами и грабителями. Я их никак не могу понять!
История Тимофея Павловича Дегтярёва — это мощное напоминание о том, что честь и достоинство важнее сиюминутной выгоды, а правда, какой бы горькой она ни была, всегда найдет дорогу.
Начало рассказа Тимофея Павловича Дегтярёва здесь. Полный рассказ «Тысяча земных поклонов» читайте здесь. Бумажная книга с этим рассказом «Великая Отечественная в рассказах фронтовиков» здесь.
Буду особенно благодарен, если вы поделитесь ссылкой на канал со своими знакомыми, которым может быть интересна эта тема.
#честь #достоинство #справедливость #правда #память #фронтовик #ВеликаяОтечественнаяВойна #история #ВОВ #память #судьба #война #воспоминания