Василий Петрович Верещагин (1835—1909) — русский исторический и портретный живописец, сторонник академизма, видная художественная личность, средний из трёх пермских художников Верещагиных, брат пейзажиста Петра Верещагина и исторического живописца Митрофана Верещагина. Василий Петрович Верещагин – тёзка и однофамилец знаменитого баталиста Василия Васильевича Верещагина.
Родился Василий Петрович в 1835 году в городе Перми. Отец и дед его были местными живописцами-ремесленниками. Вместе с Василием росли его братья — Пётр (родился в 1834 году) и Митрофан (родился в 1842 году). Все они подростками стали учиться живописному ремеслу. После смерти отца в 1843 году наставником их стал другой местный живописец, дед по матери, И. В. Бабин. В городской книге в записях «о цеховых» о Петре Верещагине сказано «готовится в мастера по живописному ремеслу, а братья его обучаются сему же ремеслу».
В 1850 годах в пригородной слободке поселился заезжий живописец, питомец Арзамасской школы А. У. Орлов. Обладая большим художественным дарованием, Орлов скоро добился успеха. К Орлову потянулась талантливая молодёжь, в том числе и Верещагины. По воспоминаниям Василия Петровича, Орлов, обучая юношей живописи, советовал для получения художественного образования ехать в столицу — Петербург. Вскоре сам Орлов, а в 1856 году Василий Верещагин и затем Митрофан и Пётр Верещагины перебрались в Петербург. Там они стали учениками Академии художеств.
Наиболее успешно из них учился Василий Петрович. На втором году пребывания его в Академии совет профессоров одобрил две написанные им иконы.
Ещё через год — в 1858 году - и затем в 1859 году за рисунки с натуры и этюд он трижды был удостоен наград, которыми отмечались отличные работы. Он исполнял по академическим заданиям исторические картины на темы «Олимпийские игры» (1860) и «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у Василия Тёмного отнимает у князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому» (1861).
Картины на последнюю тему всех трёх живописцев были удостоены Большой золотой медали. Отлично окончившие Академию художеств, все трое получили заграничные командировки.
Для совершенствования своего мастерства В. П. Верещагин в Париже и Риме копировал картины Рубенса, Веронезе, Тициана.
В Париже в 1864 году он исполнил свою первую картину — «Моление Анны, матери пророка Самуила, о даровании ей сына». Картина была удостоена в Париже Большой золотой медали и имела успех на выставке в Петербурге. Эта картина написана на библейский сюжет, но трактуется она как бытовая сцена.
Воздействие реализма сказалось в обращении художника к бытовому жанру. В Риме Верещагин исполнил в 1868 году картину из итальянской жизни «Свидание заключённого со своим семейством».
Художник повествует о тяжёлых переживаниях заключённого, его жёны и сына во время свидания. Хотя картина передаёт жизненную сцену несколько театрально, но в ней живописец обратился к миру человеческих переживаний.
За картины «Свидание заключённого со своим семейством», «Ночь на Голгофе» и ряд других произведений Академия художеств удостоила В. П. Верещагина звания профессора исторической и портретной живописи. Командировка была продлена ему ещё на пять лет.
После возвращения в Россию, в 1872–1874 годах, Верещагин исполнил картины, героями которых были три богатыря русского былинного эпоса, «Илья Муромец на пиру у князя Владимира», «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем», «Поединок Алёши Поповича с Тугарином Змеевичем».
В 80-х годах он написал серию произведений на тему утверждения христианства в Киевской Руси.
В 90-х годах наиболее крупной его картиной была «Осада Троице-Сергиевой лавры в Смутное время».
На протяжении 90-х годов художник писал также картины бытового жанра — «Ау», «Усталая», «Кружевница», «Рыбак» и другие.
Но гораздо больше им выполнено картин обычной академической тематики: «Орфей и Эвридика», «Амур», «Помазание Давида на царство», «Снятие с креста» и др. В 1907 г. В. П. Верещагин прислал в Пермский музей несколько картин своих и брата, именно они послужили началом для организации художественного отдела музея.
Как и большинство художников классического направления, В. П. Верещагин много работает по оформлению строящихся церквей, соборов (эскизы мозаик для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, иконы для главного иконостаса храма Христа Спасителя в Москве и Успенского собора Киево-Печерской лавры).
Как профессор Академии художеств, В. П. Верещагин на протяжении четверти века учил будущих художников тому, чем сам хорошо владел, — чёткому рисунку, умелой композиции, техническому мастерству.