Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

От пермского иконописца до профессора Императорской Академии: история Василия Петровича Верещагина

Василий Петрович Верещагин (1835—1909) — русский исторический и портретный живописец, сторонник академизма, видная художественная личность, средний из трёх пермских художников Верещагиных, брат пейзажиста Петра Верещагина и исторического живописца Митрофана Верещагина. Василий Петрович Верещагин – тёзка и однофамилец знаменитого баталиста Василия Васильевича Верещагина. Родился Василий Петрович в 1835 году в городе Перми. Отец и дед его были местными живописцами-ремесленниками. Вместе с Василием росли его братья — Пётр (родился в 1834 году) и Митрофан (родился в 1842 году). Все они подростками стали учиться живописному ремеслу. После смерти отца в 1843 году наставником их стал другой местный живописец, дед по матери, И. В. Бабин. В городской книге в записях «о цеховых» о Петре Верещагине сказано «готовится в мастера по живописному ремеслу, а братья его обучаются сему же ремеслу». В 1850 годах в пригородной слободке поселился заезжий живописец, питомец Арзамасской школы А. У. Орлов. Обл

Василий Петрович Верещагин (1835—1909) — русский исторический и портретный живописец, сторонник академизма, видная художественная личность, средний из трёх пермских художников Верещагиных, брат пейзажиста Петра Верещагина и исторического живописца Митрофана Верещагина. Василий Петрович Верещагин – тёзка и однофамилец знаменитого баталиста Василия Васильевича Верещагина.

Василий Петрович Верещагин
Василий Петрович Верещагин

Родился Василий Петрович в 1835 году в городе Перми. Отец и дед его были местными живописцами-ремесленниками. Вместе с Василием росли его братья — Пётр (родился в 1834 году) и Митрофан (родился в 1842 году). Все они подростками стали учиться живописному ремеслу. После смерти отца в 1843 году наставником их стал другой местный живописец, дед по матери, И. В. Бабин. В городской книге в записях «о цеховых» о Петре Верещагине сказано «готовится в мастера по живописному ремеслу, а братья его обучаются сему же ремеслу».

Святой Григорий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия. 1869 Холст, масло. 147 x 214 см Государственный Русский музей, С.-Петербург
Святой Григорий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия. 1869 Холст, масло. 147 x 214 см Государственный Русский музей, С.-Петербург

В 1850 годах в пригородной слободке поселился заезжий живописец, питомец Арзамасской школы А. У. Орлов. Обладая большим художественным дарованием, Орлов скоро добился успеха. К Орлову потянулась талантливая молодёжь, в том числе и Верещагины. По воспоминаниям Василия Петровича, Орлов, обучая юношей живописи, советовал для получения художественного образования ехать в столицу — Петербург. Вскоре сам Орлов, а в 1856 году Василий Верещагин и затем Митрофан и Пётр Верещагины перебрались в Петербург. Там они стали учениками Академии художеств.

Желанная встреча (Свидание Князя Серебряного с Еленою Морозовой. По роману А. К. Толстого)
Желанная встреча (Свидание Князя Серебряного с Еленою Морозовой. По роману А. К. Толстого)

Наиболее успешно из них учился Василий Петрович. На втором году пребывания его в Академии совет профессоров одобрил две написанные им иконы.

Сцена из Олимпийских игр. Борьба . 1860 Холст, масло. 214 x 168 см  Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Сцена из Олимпийских игр. Борьба . 1860 Холст, масло. 214 x 168 см Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Ещё через год — в 1858 году - и затем в 1859 году за рисунки с натуры и этюд он трижды был удостоен наград, которыми отмечались отличные работы. Он исполнял по академическим заданиям исторические картины на темы «Олимпийские игры» (1860) и «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у Василия Тёмного отнимает у князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому» (1861).

«Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает [с князя Василия Косого] пояс с драгоценными каменьями, который некогда принадлежал Дмитрию Донскому и которым Юрьевичи завладели неправильно», 1861
«Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает [с князя Василия Косого] пояс с драгоценными каменьями, который некогда принадлежал Дмитрию Донскому и которым Юрьевичи завладели неправильно», 1861

Картины на последнюю тему всех трёх живописцев были удостоены Большой золотой медали. Отлично окончившие Академию художеств, все трое получили заграничные командировки.

Портрет Надежды Павловны Боголюбовой (урожденной Нечаевой) 1860-е, Саратовский государственный художественный музей
Портрет Надежды Павловны Боголюбовой (урожденной Нечаевой) 1860-е, Саратовский государственный художественный музей

Портрет художника Степана Владиславовича Бакаловича, холст, масло, 1876-1881
Портрет художника Степана Владиславовича Бакаловича, холст, масло, 1876-1881

Для совершенствования своего мастерства В. П. Верещагин в Париже и Риме копировал картины Рубенса, Веронезе, Тициана.

Моление святой Анны, матери пророка Самуила о даровании ей сына, 1864
Моление святой Анны, матери пророка Самуила о даровании ей сына, 1864

В Париже в 1864 году он исполнил свою первую картину — «Моление Анны, матери пророка Самуила, о даровании ей сына». Картина была удостоена в Париже Большой золотой медали и имела успех на выставке в Петербурге. Эта картина написана на библейский сюжет, но трактуется она как бытовая сцена.

«Девушка с виноградом», 1865
«Девушка с виноградом», 1865

Из серии "Итальянские мужчины в традиционных костюмах", 29 х 18 см
Из серии "Итальянские мужчины в традиционных костюмах", 29 х 18 см

Женская головка, 1884
Женская головка, 1884

Воздействие реализма сказалось в обращении художника к бытовому жанру. В Риме Верещагин исполнил в 1868 году картину из итальянской жизни «Свидание заключённого со своим семейством».

Свидание заключенного со своим семейством, 1868, Третьяковская галерея. В феврале 1868 года художник А.А. Риццони сообщал П.М. Третьякову из Рима: “Здесь была выставка на Piazzo del Popolo и была назначена премия (Римского общества любителей художеств) в 500 франков за лучшее произведение. Премию эту получил наш товарищ Верещагин за картину «Молодая женщина с ребенком посещает своего мужа, заключенного в тюрьму»”.
Свидание заключенного со своим семейством, 1868, Третьяковская галерея. В феврале 1868 года художник А.А. Риццони сообщал П.М. Третьякову из Рима: “Здесь была выставка на Piazzo del Popolo и была назначена премия (Римского общества любителей художеств) в 500 франков за лучшее произведение. Премию эту получил наш товарищ Верещагин за картину «Молодая женщина с ребенком посещает своего мужа, заключенного в тюрьму»”.

Художник повествует о тяжёлых переживаниях заключённого, его жёны и сына во время свидания. Хотя картина передаёт жизненную сцену несколько театрально, но в ней живописец обратился к миру человеческих переживаний. 

Всемирный потоп. 1869 Эскиз. Холст, масло. 53 x 73 см. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Всемирный потоп. 1869 Эскиз. Холст, масло. 53 x 73 см. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Ночь на Голгофе, 1869, Третьяковская галерея. "...В левой, затемненной части композиции на высоком каменистом уступе возвышаются три креста, погруженные в атмосферу холодной лунной ночи. В правой, более светлой, половине картины размещена удаляющаяся погребальная процессия. Один из ее участников несет на руках безжизненное тело Христа, бережно поддерживаемое с двух сторон старцами. Рядом изображены женщины – Мария Клеопова, сестра Богородицы, и Мария Магдалина, помогающие приготовить тело к погребению. Одна из них (в синем хитоне) следует вместе с Иоанном Богословом, единственным из апостолов, присутствующим и скорбящим рядом со Спасителем во время Распятия. Другая (в белом одеянии) страдальчески заламывает руки у ног Учителя. Замыкает печальное шествие одинокая согбенная фигура, полностью закутанная в длинный плащ, соотносимая с образом Богоматери, не покинувшей сына во время страшных крестных мучений на Голгофе..." (Ист. Моя Третьяковка).
Ночь на Голгофе, 1869, Третьяковская галерея. "...В левой, затемненной части композиции на высоком каменистом уступе возвышаются три креста, погруженные в атмосферу холодной лунной ночи. В правой, более светлой, половине картины размещена удаляющаяся погребальная процессия. Один из ее участников несет на руках безжизненное тело Христа, бережно поддерживаемое с двух сторон старцами. Рядом изображены женщины – Мария Клеопова, сестра Богородицы, и Мария Магдалина, помогающие приготовить тело к погребению. Одна из них (в синем хитоне) следует вместе с Иоанном Богословом, единственным из апостолов, присутствующим и скорбящим рядом со Спасителем во время Распятия. Другая (в белом одеянии) страдальчески заламывает руки у ног Учителя. Замыкает печальное шествие одинокая согбенная фигура, полностью закутанная в длинный плащ, соотносимая с образом Богоматери, не покинувшей сына во время страшных крестных мучений на Голгофе..." (Ист. Моя Третьяковка).

За картины «Свидание заключённого со своим семейством», «Ночь на Голгофе» и ряд других произведений Академия художеств удостоила В. П. Верещагина звания профессора исторической и портретной живописи. Командировка была продлена ему ещё на пять лет. 

Коллекция Александра Базилевского в Париже, 1870
Коллекция Александра Базилевского в Париже, 1870

После возвращения в Россию, в 1872–1874 годах, Верещагин исполнил картины, героями которых были три богатыря русского былинного эпоса, «Илья Муромец на пиру у князя Владимира», «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем», «Поединок Алёши Поповича с Тугарином Змеевичем».

Описание священного коронования государя императора Александра III. 1880-е
Описание священного коронования государя императора Александра III. 1880-е

Описание священного коронования государя императора Александра III, 1880-е
Описание священного коронования государя императора Александра III, 1880-е

Владимир принимает иностранных послов. Картон, масло
Владимир принимает иностранных послов. Картон, масло

Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 году, 1884 год
Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 году, 1884 год

В 80-х годах он написал серию произведений на тему утверждения христианства в Киевской Руси. 

Осада Троице-Cергиевой лавры. 1891  Холст, масло. 282 x 458 см Государственный Русский музей, С.-Петербург. Осада Троице-Сергиевой обители объединёнными польско-литовскими войсками под предводительством Яна-Петра Сапеги и Александра Лисовского продолжалась почти шестнадцать месяцев – с 23 сентября 1608 по 12 января 1610. Обороной монастыря руководили воеводы Григорий Долгоруков и Алексей Голохвастов. Неоднократные попытки взять монастырь штурмом осенью 1608 и в мае – июле 1609 с помощью подкопов ни к чему не привели. 19 октяря 1609 года и 4 января 1610 обороняющиеся получали подкрепление от отрядов воевод Жеребцова и Григория Валуева. 12 января 1610 года польско-литовские отряды были разбиты войском воеводы Ивана Куракина (ГРМ).
Осада Троице-Cергиевой лавры. 1891 Холст, масло. 282 x 458 см Государственный Русский музей, С.-Петербург. Осада Троице-Сергиевой обители объединёнными польско-литовскими войсками под предводительством Яна-Петра Сапеги и Александра Лисовского продолжалась почти шестнадцать месяцев – с 23 сентября 1608 по 12 января 1610. Обороной монастыря руководили воеводы Григорий Долгоруков и Алексей Голохвастов. Неоднократные попытки взять монастырь штурмом осенью 1608 и в мае – июле 1609 с помощью подкопов ни к чему не привели. 19 октяря 1609 года и 4 января 1610 обороняющиеся получали подкрепление от отрядов воевод Жеребцова и Григория Валуева. 12 января 1610 года польско-литовские отряды были разбиты войском воеводы Ивана Куракина (ГРМ).

В 90-х годах наиболее крупной его картиной была «Осада Троице-Сергиевой лавры в Смутное время».

"Рыбак", холст, масло, 135 х 107 см Национальная галерея в Праге
"Рыбак", холст, масло, 135 х 107 см Национальная галерея в Праге

Кружевница, 1890-е, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А Врубеля
Кружевница, 1890-е, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А Врубеля

Мордовки
Мордовки

На протяжении 90-х годов художник писал также картины бытового жанра — «Ау», «Усталая», «Кружевница», «Рыбак» и другие.

Усталая, 1883, Пермская государственная картинная галерея
Усталая, 1883, Пермская государственная картинная галерея

Портрет девочки татарки, Вязниковский историко-художественный музей
Портрет девочки татарки, Вязниковский историко-художественный музей

Но гораздо больше им выполнено картин обычной академической тематики: «Орфей и Эвридика», «Амур», «Помазание Давида на царство», «Снятие с креста» и др. В 1907 г. В. П. Верещагин прислал в Пермский музей несколько картин своих и брата, именно они послужили началом для организации художественного отдела музея.

Великая церковь Киево-Печерской лавры. 1905 Холст, масло.  Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
Великая церковь Киево-Печерской лавры. 1905 Холст, масло. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Как и большинство художников классического направления, В. П. Верещагин много работает по оформлению строящихся церквей, соборов (эскизы мозаик для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, иконы для главного иконостаса храма Христа Спасителя в Москве и Успенского собора Киево-Печерской лавры).

Букет в кувшине, XIX век, 31×24 см
Букет в кувшине, XIX век, 31×24 см

Как профессор Академии художеств, В. П. Верещагин на протяжении четверти века учил будущих художников тому, чем сам хорошо владел, — чёткому рисунку, умелой композиции, техническому мастерству.