Найти в Дзене

Спектакль «Идиоты». МХТ им. А.П. Чехова. Премьера 2025 года

Режиссер и автор инсценировки — Сергей Волков.

Художник - Мария Мелешко.

Художник по свету - Тимур Саитов.

Продолжительность - 1 час 50 минут

Четверка зажигает!

Спектакль «Идиоты» - вторая режиссерская работа Сергея Волкова. Первый - «Преступление и наказание» - режиссер поставил в 2013 году на сцене театра им.Ленсовета будучи студентом СПбГАТИ. Над романом «Идиот» Сергей много работал со своим мастером - Ю.Н.Бутусовым, который и благословил, по словам Сергея, эту постановку. Ее отличают необычная компановка текста, новая трактовка героев, блестящие актерские работы, напряженные диалоги в сочетании с неожиданными лирическими и музыкальными перебивами, насыщенная смыслами сценогафия.

Сергей Волков. Сцена из спектакля «Идиоты». МХТ им. А.П. Чехова. Фото автора.
Сергей Волков. Сцена из спектакля «Идиоты». МХТ им. А.П. Чехова. Фото автора.

Персонажей всего четыре: князь Мышкин, Парфен Рогожин, Аглая Епанчина и Настасья Филипповна. Финал изменен.

Действие в основном состоит из диалогов и монологов, в которых герои пытаются понять себя и свою жизнь и завоевать тех, кого любят. Они притягиваются и отталкиваются любовью-ненавистью, и только в редкие минуты между ними возникает гармония, но через короткое время все снова разваливается. Мышкин и Рогожин буквально падают к ногам друг друга.

Сцена представляет собой помещение с разрисованными стенами. На них читаются надписи: «Павловск», «Питер — Швейцария». Можно разглядеть оленя и домик из спектакля Бутусова «Пер Гюнт», есть и «рыцарь бедный» (цитата из романа). На полу расставлены банки со ждановской жидкостью, раскиданы цветы. Во всем беспорядок. Дверь закрыта и облита краской. На стуле прямо у задника сидит Настасья Филипповна (Аня Чиповская), наполовину прикрытая клеенкой.

Сцена из спектакля «Идиоты». МХТ им. А.П. Чехова. Фото автора.
Сцена из спектакля «Идиоты». МХТ им. А.П. Чехова. Фото автора.

Складывается впечатление, что мы видим комнату после убийства, в которой Мышкин заново переживает случившееся. С его воспоминания о счастливых годах, проведенных в Швейцарии, все и начинается. Там была идиллия, даже смерть девушки Мари представляется счастьем.

Но в пространстве спектакля никакого умиротворения нет — сразу видишь смерть. Мы словно в эпицентре трагедии.

Конфликт романа строится на столкновении доброго и прекрасного человека с людьми расколотыми и больными, которым он хочет помочь. Конфликт постановки — между мечтой всех персонажей преодолеть тварную природу и невозможностью это сделать.

Кто смотрел «Идиотов», думаю, помнит почти натуралистичную картину припадка, случившегося с Мышкиным (кажется, впервые она сыграна с таким правдоподобием), а финал точно не оставляет сомнений в торжестве тленной материи. Банки с синей жидкостью, приглушающей трупный запах, бьют в глаза, а потом и загораются адским голубым светом. Картина Гольбейна «Мертвый Христос в гробу» тоже изображает труп. «Тут одна природа!» - произносит Настасья Филипповна.

Сцена из спектакля «Идиоты». МХТ им. А.П. Чехова. Фото автора.
Сцена из спектакля «Идиоты». МХТ им. А.П. Чехова. Фото автора.

Персонажи по ходу действия мучают друг друга резкими переменами мнений. Все они раздвоены и ищут в других оправдание и выход. Рогожин исполняет монолог, в котором пародирует сразу троих — себя, Мышкина и Лебедева. Он ненавидит Мышкина за добрую душу, а Лебедева за холуйство. Аглая выдаст пародию на грозную львицу-мать и писклявого Льва. Настасья Филипповна — на развращенного Тоцкого и гостей. Заявления в духе «я не такая», «а ты что думал?», «а вы думали, я совершенство?», «вы меня спутали со своей швейцарской девкой!», упреки в непонимании и разоблачения мнения другого следуют друг за другом. При этом никто так и не знает истины о себе.

Сцена из спектакля «Идиоты». МХТ им. А.П. Чехова. Фото автора.
Сцена из спектакля «Идиоты». МХТ им. А.П. Чехова. Фото автора.

Это и вправду напоминает безумие, когда люди настолько потеряны и расколоты, что в них словно вселился дух противоречия, заставляющий бросаться из крайности в крайность.

Что же толкает их снова и снова мучить друг друга и пускаться в хоровод вокруг князя? Настасья Филипповна считает себя падшей, рогожинской, и одновременно рвется к Мышкину, который говорит ей, что она невиновна. Рогожин до крайности злобный человек, но и в нем есть раскол. Данил Стеклов прекрасно передает буйство и своенравность своего героя через активную пластику. Он буквально впрыгивает в действие, подбрасывает букет цветов, даже рычит. Однако, когда Парфен рядом с князем, он тих, готов даже отказаться от своей любви.

Сцена из спектакля «Идиоты». МХТ им. А.П. Чехова. Фото автора.
Сцена из спектакля «Идиоты». МХТ им. А.П. Чехова. Фото автора.

Лев Николаевич Мышкин — самая парадоксальная роль. Сергей Волков обладает такой актерской природой, которая способна передавать неоднозначность и инакость. Ему хочется сострадать, а его князь создает вокруг себя атмосферу хаоса. Он внушает другим, что они не подлые, а просто ошиблись. Но в нем самом нет жизненной устойчивости. Проповедует жажду веры в русском человеке, а потом разбивает вазу. Не может осудить никого, любит одновременно двух женщин и потенциального убийцу своей любимой, зная, что за Рогожиным нож. Более того, после убийства Настасьи Филипповны (по роману) остается с Парфеном в комнате, проявляя неслыханную братскую любовь!

В спектакле Мышкин сам полон противоречий, как и все остальные, а в финале и вовсе становится убийцей от непереносимости горя. Какой тут «Князь Христос», как писал о нем Достоевский. Он верит Рогожину, видя огромный садовый нож в его кабинете и в руках названого брата. Обманывается в том, что Парфен хочет через картину Гольбейна возродить в себе веру. Позволяет Настасье Филипповне в своем присутствии унизить Аглаю.

Сцена из спектакля «Идиоты». МХТ им. А.П. Чехова. Фото автора.
Сцена из спектакля «Идиоты». МХТ им. А.П. Чехова. Фото автора.

Градус безумия постоянно повышается. Мужчины и женщины попеременно уступают друг другу своих возлюбленных. Роковая красавица Настасья временами проявляет такую нежность к Парфену и к Мышкину, что начинаешь думать: и она любит двоих. Аглая (Полина Романова) ведет себя как большой, добрый и капризный ребенок: и говорит слишком быстро, и юбки задирает, и чересчур эмоциональна — она в мать. Девушка устраивает целое представление из своего ухода (проигрывает все читанные сценарии расставания). Героиня наивно верит в любовь Льва Николаевича, но он от нее отступается. В этой версии романа Епанчина не такая гордячка, и ее искренне жалко.

Сцена из спектакля «Идиоты». МХТ им. А.П. Чехова. Фото автора.
Сцена из спектакля «Идиоты». МХТ им. А.П. Чехова. Фото автора.

Одна из самых ярких сцен — припадок, после которого сумасшествие князя уже необратимо. Настасью Филипповну убивают во время безумного танца с участием и его, и Парфена.

В финале после невероятной концовки с голосом Ю.Н.Бутусова рождается та самая вертикаль, к которой молодые герои так стремились, но остались в комнате, среди тлена. Как же это горько! Но Мастер завещал этот текст своему ученику, чтобы думать, чтобы, падая и поднимаясь, преодолевать безумие и находить смыслы.

Браво актерам и всей постановочной группе!!!

Читайте меня в Телеграмм . Будем ближе! https://t.me/theatre_ma