Режиссер и автор инсценировки — Сергей Волков.
Художник - Мария Мелешко.
Художник по свету - Тимур Саитов.
Продолжительность - 1 час 50 минут
Четверка зажигает!
Спектакль «Идиоты» - вторая режиссерская работа Сергея Волкова. Первый - «Преступление и наказание» - режиссер поставил в 2013 году на сцене театра им.Ленсовета будучи студентом СПбГАТИ. Над романом «Идиот» Сергей много работал со своим мастером - Ю.Н.Бутусовым, который и благословил, по словам Сергея, эту постановку. Ее отличают необычная компановка текста, новая трактовка героев, блестящие актерские работы, напряженные диалоги в сочетании с неожиданными лирическими и музыкальными перебивами, насыщенная смыслами сценогафия.
Персонажей всего четыре: князь Мышкин, Парфен Рогожин, Аглая Епанчина и Настасья Филипповна. Финал изменен.
Действие в основном состоит из диалогов и монологов, в которых герои пытаются понять себя и свою жизнь и завоевать тех, кого любят. Они притягиваются и отталкиваются любовью-ненавистью, и только в редкие минуты между ними возникает гармония, но через короткое время все снова разваливается. Мышкин и Рогожин буквально падают к ногам друг друга.
Сцена представляет собой помещение с разрисованными стенами. На них читаются надписи: «Павловск», «Питер — Швейцария». Можно разглядеть оленя и домик из спектакля Бутусова «Пер Гюнт», есть и «рыцарь бедный» (цитата из романа). На полу расставлены банки со ждановской жидкостью, раскиданы цветы. Во всем беспорядок. Дверь закрыта и облита краской. На стуле прямо у задника сидит Настасья Филипповна (Аня Чиповская), наполовину прикрытая клеенкой.
Складывается впечатление, что мы видим комнату после убийства, в которой Мышкин заново переживает случившееся. С его воспоминания о счастливых годах, проведенных в Швейцарии, все и начинается. Там была идиллия, даже смерть девушки Мари представляется счастьем.
Но в пространстве спектакля никакого умиротворения нет — сразу видишь смерть. Мы словно в эпицентре трагедии.
Конфликт романа строится на столкновении доброго и прекрасного человека с людьми расколотыми и больными, которым он хочет помочь. Конфликт постановки — между мечтой всех персонажей преодолеть тварную природу и невозможностью это сделать.
Кто смотрел «Идиотов», думаю, помнит почти натуралистичную картину припадка, случившегося с Мышкиным (кажется, впервые она сыграна с таким правдоподобием), а финал точно не оставляет сомнений в торжестве тленной материи. Банки с синей жидкостью, приглушающей трупный запах, бьют в глаза, а потом и загораются адским голубым светом. Картина Гольбейна «Мертвый Христос в гробу» тоже изображает труп. «Тут одна природа!» - произносит Настасья Филипповна.
Персонажи по ходу действия мучают друг друга резкими переменами мнений. Все они раздвоены и ищут в других оправдание и выход. Рогожин исполняет монолог, в котором пародирует сразу троих — себя, Мышкина и Лебедева. Он ненавидит Мышкина за добрую душу, а Лебедева за холуйство. Аглая выдаст пародию на грозную львицу-мать и писклявого Льва. Настасья Филипповна — на развращенного Тоцкого и гостей. Заявления в духе «я не такая», «а ты что думал?», «а вы думали, я совершенство?», «вы меня спутали со своей швейцарской девкой!», упреки в непонимании и разоблачения мнения другого следуют друг за другом. При этом никто так и не знает истины о себе.
Это и вправду напоминает безумие, когда люди настолько потеряны и расколоты, что в них словно вселился дух противоречия, заставляющий бросаться из крайности в крайность.
Что же толкает их снова и снова мучить друг друга и пускаться в хоровод вокруг князя? Настасья Филипповна считает себя падшей, рогожинской, и одновременно рвется к Мышкину, который говорит ей, что она невиновна. Рогожин до крайности злобный человек, но и в нем есть раскол. Данил Стеклов прекрасно передает буйство и своенравность своего героя через активную пластику. Он буквально впрыгивает в действие, подбрасывает букет цветов, даже рычит. Однако, когда Парфен рядом с князем, он тих, готов даже отказаться от своей любви.
Лев Николаевич Мышкин — самая парадоксальная роль. Сергей Волков обладает такой актерской природой, которая способна передавать неоднозначность и инакость. Ему хочется сострадать, а его князь создает вокруг себя атмосферу хаоса. Он внушает другим, что они не подлые, а просто ошиблись. Но в нем самом нет жизненной устойчивости. Проповедует жажду веры в русском человеке, а потом разбивает вазу. Не может осудить никого, любит одновременно двух женщин и потенциального убийцу своей любимой, зная, что за Рогожиным нож. Более того, после убийства Настасьи Филипповны (по роману) остается с Парфеном в комнате, проявляя неслыханную братскую любовь!
В спектакле Мышкин сам полон противоречий, как и все остальные, а в финале и вовсе становится убийцей от непереносимости горя. Какой тут «Князь Христос», как писал о нем Достоевский. Он верит Рогожину, видя огромный садовый нож в его кабинете и в руках названого брата. Обманывается в том, что Парфен хочет через картину Гольбейна возродить в себе веру. Позволяет Настасье Филипповне в своем присутствии унизить Аглаю.
Градус безумия постоянно повышается. Мужчины и женщины попеременно уступают друг другу своих возлюбленных. Роковая красавица Настасья временами проявляет такую нежность к Парфену и к Мышкину, что начинаешь думать: и она любит двоих. Аглая (Полина Романова) ведет себя как большой, добрый и капризный ребенок: и говорит слишком быстро, и юбки задирает, и чересчур эмоциональна — она в мать. Девушка устраивает целое представление из своего ухода (проигрывает все читанные сценарии расставания). Героиня наивно верит в любовь Льва Николаевича, но он от нее отступается. В этой версии романа Епанчина не такая гордячка, и ее искренне жалко.
Одна из самых ярких сцен — припадок, после которого сумасшествие князя уже необратимо. Настасью Филипповну убивают во время безумного танца с участием и его, и Парфена.
В финале после невероятной концовки с голосом Ю.Н.Бутусова рождается та самая вертикаль, к которой молодые герои так стремились, но остались в комнате, среди тлена. Как же это горько! Но Мастер завещал этот текст своему ученику, чтобы думать, чтобы, падая и поднимаясь, преодолевать безумие и находить смыслы.
Браво актерам и всей постановочной группе!!!
Читайте меня в Телеграмм . Будем ближе! https://t.me/theatre_ma