Найти в Дзене
ARTПатруль

10 художников-иллюстраторов советского периода

Ключевое достоинство любой книги – заключенная в ней narrative. Задолго до появления письменности люди передавали сказания посредством наскальных изображений. Впоследствии иллюстрации стали служить визуализации, подчеркивая эмоции от повествования. Крайне важно, чтобы художник смог прочувствовать и передать сущность персонажей, оживить их в воображении читателя. Иллюстрации имеют особое значение в детской литературе, ведь юные читатели воспринимают тексты как визуальные образы, которые глубоко запечатлеваются в их сознании на долгие годы. В нашей памяти навсегда сохранились канонические образы Ивана-царевича, Серого волка, Буратино и Красной Шапочки. И все это благодаря одаренным художникам, которые создали этих героев столь понятными и целостными, что дети искренне полюбили их. Стоит вспомнить нескольких советских художников-иллюстраторов, на книгах которых выросло не одно поколение, включая нас и наших родителей. Ювеналий Дмитриевич Коровин Ювеналий Дмитриевич Коровин (1914-1991) Юве
Оглавление

Ключевое достоинство любой книги – заключенная в ней narrative. Задолго до появления письменности люди передавали сказания посредством наскальных изображений. Впоследствии иллюстрации стали служить визуализации, подчеркивая эмоции от повествования. Крайне важно, чтобы художник смог прочувствовать и передать сущность персонажей, оживить их в воображении читателя.

Иллюстрации имеют особое значение в детской литературе, ведь юные читатели воспринимают тексты как визуальные образы, которые глубоко запечатлеваются в их сознании на долгие годы. В нашей памяти навсегда сохранились канонические образы Ивана-царевича, Серого волка, Буратино и Красной Шапочки. И все это благодаря одаренным художникам, которые создали этих героев столь понятными и целостными, что дети искренне полюбили их.

Стоит вспомнить нескольких советских художников-иллюстраторов, на книгах которых выросло не одно поколение, включая нас и наших родителей.

Ювеналий Дмитриевич Коровин

Ювеналий Дмитриевич Коровин (1914-1991)
Ювеналий Дмитриевич Коровин (1914-1991)

Ювеналий Коровин родился 7 января 1914 года в городе Екатеринбурге.

Завершил обучение в Московском художественном институте. Принимал участие в событиях Великой Отечественной войны.

Ювеналий Дмитриевич мастерски владел разнообразными художественными приемами, включая станковую живопись, гравюру, рисунок и литографию.

Им создано большое количество иллюстраций к произведениям Михалкова, Маршака и русским народным сказкам. Его намеренно брутальная манера, характеризующаяся четкими линиями, некоторой незаконченностью и выразительностью, легко узнаваема. Особенно удачно смотрятся его работы, иллюстрирующие стихи Маяковского, словно дополняя и отражая авторский стиль.

Билибин Иван Яковлевич

Билибин Иван Яковлевич (1876 – 1942)
Билибин Иван Яковлевич (1876 – 1942)

Уникальную манеру Ивана Яковлевича принято именовать билибинской. Эксперты считают этого живописца основоположником профессиональной книжной иллюстрации и выдающимся мастером графики.

Билибин создал иллюстрации к бесчисленному множеству сказок и русских народных былин, выступив автором не только изображений, но и всех оформительских элементов издания: обложки, буквиц, шрифтов и декоративных узоров. Многие художники и дизайнеры черпали вдохновение в его произведениях. Характерной чертой его иллюстраций является исторически достоверное отображение русских нарядов и предметов обихода.

Русские народные сказки. Иллюстрации И. Я. Билибина
Русские народные сказки. Иллюстрации И. Я. Билибина

Дехтерев Борис Александрович

Дехтерев Борис Александрович (1908 – 1993)
Дехтерев Борис Александрович (1908 – 1993)

Борис Александрович придерживался ясного и изысканного подхода к дизайну детских книг. Его иллюстрации легко отличить по четким, точно выверенным контурам и нежной, аккуратной передаче формы с помощью карандаша или акварели.

Благодаря легкому прикосновению кисти Бориса Дехтерева, свои запоминающиеся акварельные образы обрели Золушка и Красная Шапочка, Кот в сапогах и Мальчик-с-пальчик, персонажи сказок А.С. Пушкина.

Известный художник-иллюстратор, преподаватель МГХИ имени Сурикова, отдал три десятилетия своей творческой карьеры воспитанию будущих художников. На протяжении 32 лет Борис Дехтерев занимал должность главного художника в издательстве "Детская литература", подарив вход в волшебный мир сказок множеству поколений юных читателей.

Сутеев Владимир Григорьевич

Сутеев Владимир Григорьевич (1903 – 1993)
Сутеев Владимир Григорьевич (1903 – 1993)

Выдающийся деятель искусств, Владимир Григорьевич, оставил яркий след как художник, литератор, сценарист и один из пионеров советской анимации. Фронтовик, прошедший горнила Великой Отечественной войны.

Уникальной особенностью Сутеева было его равноценное владение обеими руками. Он мог одновременно правой рукой писать текст, а левой создавать рисунок.

Первое признание пришло к нему в качестве мастера карикатуры. Сутеев являлся иллюстратором произведений таких детских классиков, как Барто, Чуковский, Маршак, Михалков, а также собственных сказок. В период работы в детском издательстве, он создал около сорока оригинальных и занимательных сказок, среди которых наиболее известны "Кто сказал мяу?", "Мешок яблок" и "Палочка-выручалочка".

Сказки. Иллюстрации В. Г. Сутеева
Сказки. Иллюстрации В. Г. Сутеева

Чижиков Виктор Александрович

Чижиков Виктор Александрович (1935-2020)
Чижиков Виктор Александрович (1935-2020)

Виктор Чижиков, удостоенный звания народного художника России, является одним из наиболее значимых фигур в отечественной детской книжной иллюстрации. Именно он разработал образ Олимпийского Мишки, ставшего символом московской Олимпиады 1980 года.

Завершив обучение в художественном отделении Московского полиграфического института, Чижиков начинал свою карьеру как карикатурист, публикуясь в таких изданиях, как «Крокодил» и «Огонек». Впоследствии он посвятил себя детской иллюстрации, сотрудничая с журналами «Веселые картинки», «Мурзилка», газетами «Пионерская правда», «Юный натуралист» и многими другими.

Не представляется возможным точно установить общий тираж книг с иллюстрациями Виктора Александровича, изданных за шесть десятилетий его творчества.

Однако, несомненно, миллионы юных читателей знакомились с произведениями «Айболит», «Винни Пух» и «Волшебник изумрудного города», воспринимая персонажей этих книг через призму видения художника Чижикова.

Чарушин Евгений Иванович

Чарушин Евгений Иванович (1901-1965)
Чарушин Евгений Иванович (1901-1965)

Евгений Иванович, разносторонний деятель искусства – график, скульптор, литератор – появился на свет в семье известного зодчего И.А. Чарушина, чьи проекты оставили заметный след в архитектурном облике городов Прикамья и Предуралья.

В юные годы будущий художник проявлял интерес к литературе о природе, увлеченно перечитывая знаменитую «Жизнь животных» А. Брема. По завершении обучения в Академии художеств, Чарушин реализовался как художник-анималист, посвятив свою деятельность иллюстрированию детских произведений о мире животных.

Образы зверей, созданные Чарушиным, отличаются особой душевностью и выразительностью. Он концентрировал внимание на изображении животного крупным планом, стремясь не только к созданию яркого художественного образа, но и к максимально достоверной передаче биологических особенностей своего героя.

Выдающиеся иллюстрации Чарушина к произведениям Виталия Бианки удостоились внимания Третьяковской галереи. А сотрудничество с Самуилом Маршаком в работе над книгой «Детки в клетке» побудило Чарушина, по совету писателя, попробовать себя в роли автора. Так родились его известные рассказы «Томка», «Волчишко» и другие.

Иллюстрации Е. И. Чарушина
Иллюстрации Е. И. Чарушина

Семенов Иван Максимович

Семенов Иван Максимович (1906-1982)
Семенов Иван Максимович (1906-1982)

Выходец из донских казаков, Иван Максимович, подобно многим, начинал свой творческий путь с карикатур. Преданность рисованию заставила его оставить учебу в Медицинском институте, ведь совмещать занятия и любимое дело оказалось невозможным. В 1931 году он перебрался в столицу из Ростова-на-Дону. Его работы публиковались на страницах «Комсомольской правды», а также он трудился в редакции известного журнала «Крокодил».

Во время Великой Отечественной войны он работал корреспондентом в военно-морской газете «Красный флот». Участвовал в операции по снятию блокады Ленинграда.

Иван Семенов – человек, подаривший миру знаменитого Карандаша и популярный детский журнал «Веселые картинки». Первую известность ему принесли иллюстрации к забавным рассказам Николая Носова, таким как «Фантазеры» и «Живая шляпа». Книга «Бобик в гостях у Барбоса» с его рисунками разошлась тиражом более трех миллионов экземпляров.

Иллюстрации И. М. Семенова
Иллюстрации И. М. Семенова

Владимирский Леонид Викторович

Владимирский Леонид Викторович (1920-2015)
Владимирский Леонид Викторович (1920-2015)

В семье Леонида Викторовича не было творческих личностей, его художественное образование началось с копирования изображений на марках и оформления школьных изданий.

После окончания школы, следуя рекомендации отца, он стал студентом инженерного факультета МИСИ, но с третьего курса ушел на фронт. После войны он подал документы в художественный факультет ВГИКа. Его дипломный проект произвел сенсацию – это был новаторский цветной диафильм «Руслан и Людмила» в 80 кадрах, первый в истории ВГИКа. Этот проект положил начало его карьере. За три года работы на студии «Диафильм» Владимирский создал 400 иллюстраций для 10 диафильмов, а затем начал иллюстрировать книги. В 1953 году Владимирский создал знаменитый образ Буратино, который быстро стал очень популярным. Та же участь ждала и персонажей «Волшебника Изумрудного города», которые покорили сердца многих читателей.

Рачев Евгений Михайлович

Рачев Евгений Михайлович (1906-1997)
Рачев Евгений Михайлович (1906-1997)

Евгений Михайлович – выдающийся художник-анималист, обладающий исключительным воображением. В его работах животные предстают в одежде, наделены человеческими выражениями лица и индивидуальностью. Рачев, уроженец Сибири, получил свои первые представления о мире фауны, наблюдая за дикой природой в тайге, где и начал делать наброски с натуры.

Вдохновленный детскими воспоминаниями, художник создал иллюстрации к простым и любимым сказкам, таким как "Теремок", "Колобок", "Петушок – Золотой гребешок" и "Волк и семеро козлят". Евгений Рачев также иллюстрировал произведения Пришвина, басни Крылова, "Алёнушкины сказки" Мамина-Сибиряка, произведения В. Бианки, а также русские народные сказки и сказания народов Севера. Помимо иллюстрации, талант Рачева ярко проявился в резьбе по дереву. Из причудливых коряг и корней он создавал удивительные фигурки зверей, птиц и рыб. Около двух десятилетий он занимал должность главного художника в издательстве "Малыш", где способствовал созданию благоприятной творческой атмосферы для художников-иллюстраторов детской литературы.

Иллюстрации Е. М. Рачева
Иллюстрации Е. М. Рачева

Васнецов Юрий Алексеевич

Васнецов Юрий Алексеевич (1900-1973)
Васнецов Юрий Алексеевич (1900-1973)

Непревзойденный мастер книжной иллюстрации, горячо любимый юными читателями, Юрий Васнецов прославился своими работами к произведениям устного народного творчества: сказкам, стихам и потешкам. Нарисованные им животные и птицы выглядят как забавные игрушки и сразу же вызывают симпатию у детей.

Родился Юрий Алексеевич в старинной Вятке, в семье священнослужителя, а образование получил в Академии художеств. Его предки имели дальнее родство с известными русскими художниками, Виктором, автором знаменитых полотен, таких как «Богатыри», «Аленушка» и «Иван-Царевич на сером волке», и Аполлинарием Васнецовым. Другой родственник, Александр Васнецов, являлся фольклористом, собравшим обширрную коллекцию из более чем 350 народных песен северных регионов России.

Признание таланта художника пришло к Юрию Алексеевичу еще при жизни. Он был удостоен звания Народного художника РСФСР и стал лауреатом Государственной премии СССР.

Информация взята из открытых источников.

Ставьте лайки и пишите в комментариях, какую сказку любили в детстве больше всего!