Найти в Дзене
В Движении

Простая методика самостоятельной проверки двигателя, доступная каждому автовладельцу

В автосервисах диагностику проводят при помощи специализированного оборудования, которого нет у большинства водителей. Но базовую проверку состояния двигателя можно провести самостоятельно - достаточно знать, на что обращать внимание. Проверка моторного масла Щуп вытаскивается на холодном двигателе, протирается, вставляется обратно и достаётся повторно. Уровень должен находиться между отметками Min и Max. Нормальное масло имеет прозрачно-золотистый, янтарный или тёмно-коричневый цвет. На пробегах свыше 1000 км потемнение - естественный процесс, связанный с работой моющих присадок. Но чёрный цвет указывает на давно просроченную замену, снижение смазывающих свойств, повышенную тепловую нагрузку или неисправность вентиляции картерных газов. Температура охлаждающей жидкости по данным бортового компьютера не должна превышать 105°C. Если показатель выше - проверяйте вентилятор или радиатор. Диагностика по цвету выхлопа Повышенный расход масла определяется по дыму из выхлопной трубы. При холо

В автосервисах диагностику проводят при помощи специализированного оборудования, которого нет у большинства водителей. Но базовую проверку состояния двигателя можно провести самостоятельно - достаточно знать, на что обращать внимание.

Проверка моторного масла

Щуп вытаскивается на холодном двигателе, протирается, вставляется обратно и достаётся повторно. Уровень должен находиться между отметками Min и Max. Нормальное масло имеет прозрачно-золотистый, янтарный или тёмно-коричневый цвет.

На пробегах свыше 1000 км потемнение - естественный процесс, связанный с работой моющих присадок. Но чёрный цвет указывает на давно просроченную замену, снижение смазывающих свойств, повышенную тепловую нагрузку или неисправность вентиляции картерных газов.

Температура охлаждающей жидкости по данным бортового компьютера не должна превышать 105°C. Если показатель выше - проверяйте вентилятор или радиатор.

Диагностика по цвету выхлопа

-2

Повышенный расход масла определяется по дыму из выхлопной трубы. При холодном пуске проверяются маслосъёмные колпачки - масло стекает через изношенные детали и накапливается в камере сгорания. На повышенных оборотах проверяются маслосъёмные кольца - давление продавливает масло по стенкам цилиндра.

Синеватый дым свидетельствует о повышенном расходе масла. Чёрный указывает на богатую топливо-воздушную смесь. Белый со сладким запахом - признак пробитой прокладки головки блока цилиндров. В этом случае антифриз попадает в систему смазки, и на щупе появляется эмульсия серого или коричневого цвета.

Поиск масляных протечек

-3

Потёки встречаются в области масляного фильтра, на стыках клапанной крышки с головкой блока, масляного поддона с блоком цилиндров, в области сальников коленвала и распредвалов, на шлангах масляной системы. Протечки могут привести к воспламенению, если масло попадёт на выпускной коллектор.

Устранение - замена сальника или прокладки. Для очистки загрязнений подходит очиститель тормозных дисков - он не агрессивен к резинотехническим изделиям и лакокрасочным покрытиям.

Охлаждающая жидкость и герметичность

-4

Проверяется только на холодном двигателе - открытие крышки при горячем моторе грозит ожогами от выброса антифриза и пара.

Жидкость должна быть чистой и соответствовать изначальному цвету. После перегрева антифриз обесцвечивается, при загрязнении темнеет от выхлопных газов, масла или разрушения патрубков. Уровень естественным образом снижается спустя годы. Доливать нужно тот же тип или дистиллированную воду - смешивание разных антифризов приводит к осадкам и снижению эффективности.

Герметичность проверяется визуально: осматриваются шланги, хомуты и соединения на наличие влажных пятен, засохших подтёков и вздутий. Обязательна проверка пола в салоне - антифриз нередко течёт из радиатора отопителя.

Приводной ремень и ролики

-5

Ремень не должен иметь сильных потёртостей и трещин. Натяжка умеренная - прогиб при нажатии пальцем около 5-10 мм.

Для проверки роликов и шкивов ремень снимается, каждый элемент вращается и качается отдельно. Неисправный выдаёт себя шуршанием, щелчками или люфтом. Насос охлаждающей жидкости может иметь люфт - на глаз незаметен, но хорошо слышен. Для профилактики проскальзывания применяется специальный состав - натяжитель приводных ремней.

Вентиляция картерных газов

-6

При засорении системы расход масла увеличивается. Масло попадает во впуск, засоряет дроссельную заслонку и камеру сгорания. Появляется нагар на поршнях, клапанах и свечах. В худшем случае давление выдавливает сальники, прокладки и даже масляный щуп.

Проверка на запущенном двигателе: открутить крышку маслозаливной горловины - её должно слегка присасывать.

Состояние свечей

-7

По цвету электродов определяется оптимальность топливо-воздушной смеси. Для бензинового двигателя оптимум - 14,7 частей воздуха на одну часть бензина (стехиометрическая смесь).

Чёрный цвет электрода - обогащённая смесь, белый - обеднённая, кирпичный - оптимальная. Свечи должны быть сухими и одинаковыми. Мокрая свеча указывает на неисправность форсунки или пропуски воспламенения.

Эта методика полезна при покупке автомобиля на вторичном рынке и для регулярного контроля личного транспорта. Своевременная диагностика позволяет выявить проблемы на ранней стадии и избежать дорогостоящего ремонта.