Найти в Дзене
Есть Контакт!

«Почему вы всё время придумываете новые слова?» или как эволюционирует язык молодежи

Язык — живой организм, который меняется каждый раз, когда меняется общество. Но в настоящее время изменения происходят стремительно, и главным двигателем этой трансформации стало частое онлайн-общение.  Эмодзи, аббревиатуры, сленг, которые частоневозможно перевести дословно, — всё это стало не просто «украшением» переписки, а полноценной частью нового языка со своими правилами и культурой, на котором общается молодое поколение. Мне 20 лет, и я выросла в реальности, где сообщения отправляются быстрее, чем успеваешь придумать ответ. Иногда я даже не задумываюсь о том, насколько непривычно наша манера общения выглядит для старших поколений. Но чем больше я наблюдаю за тем, как мы общаемся в интернете, тем яснее вижу: язык в онлайне не упрощается, а скорее открывает новые способы выражения мыслей и эмоций, он не разрушается — он адаптируется к скорости жизни Эмодзи давно перестали быть лишь милыми картинками. Они стали третьим уровнем общения — между словами и интонацией. В реальном разго

Язык — живой организм, который меняется каждый раз, когда меняется общество. Но в настоящее время изменения происходят стремительно, и главным двигателем этой трансформации стало частое онлайн-общение. 

Эмодзи, аббревиатуры, сленг, которые частоневозможно перевести дословно, — всё это стало не просто «украшением» переписки, а полноценной частью нового языка со своими правилами и культурой, на котором общается молодое поколение.

Мне 20 лет, и я выросла в реальности, где сообщения отправляются быстрее, чем успеваешь придумать ответ. Иногда я даже не задумываюсь о том, насколько непривычно наша манера общения выглядит для старших поколений. Но чем больше я наблюдаю за тем, как мы общаемся в интернете, тем яснее вижу: язык в онлайне не упрощается, а скорее открывает новые способы выражения мыслей и эмоций, он не разрушается — он адаптируется к скорости жизни

Эмодзи давно перестали быть лишь милыми картинками. Они стали третьим уровнем общения — между словами и интонацией. В реальном разговоре мы слышим голос, видим выражение лица, жесты. В онлайне всё это исчезает — и на их место приходят эмодзи.

Например, «Хорошо.», «Хорошо❤️» и «Хорошо🙄» — это три совершенно разных сообщения. Первое звучит холодно, второе — более дружелюбно, а третье — с сарказмом. Эмодзи компенсируют то, что в письменной речи невозможно передать голосом.

В цифровой среде эмодзи работают как новая пунктуация. Они сокращают риск недопонимания и позволяют передать эмоции без лишних слов.

«Вайб», «пикми», «скуф», «тильтануть», «шипперить» — многие взрослые слышат эти слова как странный набор звуков, но это, по сути, то же самое, что когда-то было «лавэ», «чувак» и «ништяк».

Каждое поколение придумывает свои слова. Просто интернет ускорил этот процесс в разы, и сегодня новые слова распространяются со скоростью вирусного видео.

И когда моя бабушка меня спросила: «Почему вы всё время придумываете новые слова?»

Ответ был прост: потому что старые не всегда подходят для новых явлений, эмоций или ситуаций, которые в традиционном языке выразить трудно или долго.

Чтобы понять, как воспринимают молодежный язык те, кто жил без смартфонов, мы провели небольшой опрос среди двух возрастных групп — 60+ и 40+, задав им вопрос: «Как вы относитесь к молодежному сленгу (разговорной лексике и сообщениям) и эмодзи (смайликам в переписках)?

Мнения представителей 60+

Наталья, 60 лет:

«Я еще не до конца разобралась, как пользоваться интернетом и писать сообщения там, а мои внуки еще придумывают общаться со мной на непонятном языке. Когда я что-то не понимаю, переспрашиваю, что они мне хотели сообщить своими «новыми словечками»»

Светлана, 61 год:

«Иногда читаю свои переписки с внуками — и половину слов не понимаю. Но эмодзи мне нравятся: удобно, что можно показать настроение. Особенно сердечки и смешные лица.»

Людмила, 64 года:

«Больше всего меня пугает, когда внук пишет сокращения. Вот эти «лол», «агык», «рофл» «имба» — как будто кодовые слова. Он мне их объясняет, но все равно, нельзя разве писать нормальным языком?.»

Мнения представителей 40+

Юлия, 41 год:

«Да, сленг молодежи иногда раздражает, но ведь мы тоже говорили «клево», «прикольно», «отстой». Всё повторяется. Я стараюсь быть на одной волне со своими детьми и разговаривать «на их языке», сама порой использую слова «треш», «кринж», «пикми», а дети мне говорят, что слово «кринж» уже кринж, что оно устарело, и нужно меня новым словам учить. Стараюсь идти в ногу со временем!»

Кристина, 40 лет:

«Мне нравится, что молодёжь умеет передавать эмоции в одно слово или картинку. Я и сама часто их использую в чатах — это реально очень удобно и быстро. А вот новый сленг — да, тяжеловато. Приходится спрашивать у детей»

Альбина, 43 года:

«Язык меняется — это естественно. Главное, чтобы дети умели говорить и письменно, и нормально, остальное — только форма. Но сленг меня периодически ставит в тупик.»

Дополнительно к опросу я попросила мою бабушку объяснить значение некоторых «молодежных слов», ее ответы нарисовали искреннюю улыбку на моем лице:

Вайб — «это что-то со связью связано»

Скам — «скамейка, наверное»

Чиназес — «я даже не представляю, что это может быть… обзывательство, наверное, какое-то»

Кринж — «ну значит хороший»

Скуф — «гора что ли такая?»

База — «дом или квартира какая-то»

Парацетамол —  «таблетки, конечно же»

Иногда кажется, что взрослые воспринимают изменения в молодежном сленге как угрозу, они переживают, что мы забываем «настоящий русский язык». Но мы его не забываем — мы просто используем другие форматы в других условиях. Мы общаемся быстро, потребляем информацию мгновенно, выражаем мысли коротко, но ярко и насыщенно. 

Сленг, эмодзи и сокращения стали естественными инструментами этого нового цифрового общения, чтобы экономить время и выражать эмоции точнее. И в этом нет ничего страшного, ведь язык всегда менялся вместе с обществом. И я уверенна, что через 10–20 лет именно эти способы общения будут казаться классикой, а новое поколение придумает что-то ещё.

Автор статьи: Лилия Юлтыева,

студентка журфака КФУ