Найти в Дзене
Профессор Дум

Слезы на краю света: Почему Александр Великий плакал, когда не осталось врагов.

Что значить победить с точки зрения Александра Македонского? Это прекрасный и очень глубокий вопрос. Ответ на него выходит далеко за рамки простых военных побед. Чтобы понять, что значило «победить» для Александра Македонского, нужно взглянуть на эволюцию его целей и его уникального мировоззрения. С точки зрения Александра, «победить» означало несколько взаимосвязанных вещей, которые менялись по мере его продвижения на Восток. 1. Победа как исполнение божественного предназначения и достижение бессмертия. Александр, будучи учеником Аристотеля, воспитывался на греческих идеалах. Но он пошёл дальше. Он верил, что его род восходит к мифическому герою Ахиллесу, а сам он — сын Зевса-Аммона. Для него победа была не просто личным триумфом, а доказательством его божественной сущности. 2. Победа как создание Всемирной Империи и универсального космополиса. Это самая практическая и грандиозная цель Александра. Он не хотел просто завоевать Персидскую империю; он хотел создать нечто совершенно но

Что значить победить с точки зрения Александра Македонского?

Это прекрасный и очень глубокий вопрос. Ответ на него выходит далеко за рамки простых военных побед. Чтобы понять, что значило «победить» для Александра Македонского, нужно взглянуть на эволюцию его целей и его уникального мировоззрения.

С точки зрения Александра, «победить» означало несколько взаимосвязанных вещей, которые менялись по мере его продвижения на Восток.

1. Победа как исполнение божественного предназначения и достижение бессмертия.

Александр, будучи учеником Аристотеля, воспитывался на греческих идеалах. Но он пошёл дальше. Он верил, что его род восходит к мифическому герою Ахиллесу, а сам он — сын Зевса-Аммона. Для него победа была не просто личным триумфом, а доказательством его божественной сущности.

  • Подражание героям: Он носил с собой «Илиаду» Гомера. Победа для него — это повторение и превосхождение подвигов Ахиллеса и Геракла. Он стремился к kleos (бессмертной славе), которая достигается через великие деяния.
  • Стать богом: Окончательной победой для него стало бы стирание грани между человеком и богом. Его стремление к обожествлению при жизни было кульминацией этой идеи — он не просто побеждал смертных царей, он побеждал саму смерть через вечную славу.

2. Победа как создание Всемирной Империи и универсального космополиса.

Это самая практическая и грандиозная цель Александра. Он не хотел просто завоевать Персидскую империю; он хотел создать нечто совершенно новое.

  • Завоевание всего известного мира (Ойкумены): для греков мир заканчивался у берегов Индии. Дойти до «конца света» и подчинить его — вот что означало полную победу. Его слезы на берегу Гифасиса в Индии были слезами от того, что «больше не осталось миров для завоевания».
  • Синтез Запада и Востока (Фusion of races): это ключевой аспект. Александр понял, что управлять огромной империей, состоящей только из греков и македонян, невозможно. Его победа заключалась в том, чтобы смешать народы:
  • Он принимал персидские обычаи, носил персидские одежды.
  • Он женил тысячи своих солдат на персиянках (знаменитые «Сузыские свадьбы»).
  • Он включал персов в свою армию и администрацию.
  • Он основывал города (более 70 Александрий), которые были не просто военными лагерями, а центрами греческой культуры, науки и торговли на Востоке.

Таким образом, победить — значит не сокрушить врага, а объединить его с собой, создав новую, универсальную цивилизацию.

3. Победа как личное превосходство и интеллектуальное любопытство.

Александр был не только великим полководцем, но и невероятно любознательным человеком.

  • Победа над самим собой: Он постоянно бросал вызов самому себе и своим солдатам, пересекая непроходимые пустыни, штурмуя неприступные крепости (например, Согдийскую скалу). Победить — значит преодолеть собственные пределы.
  • Познание мира: Его в походе сопровождали не только солдаты, но и учёные, географы, ботаники. Победа для него была также и в том, чтобы узнать мир, описать его, нанести на карту. Он побеждал невежество.

Эволюция понятия «Победа»:

  • В начале: Победа равно отомстить Персии за прошлые войны и занять трон царя царей.
  • В середине: Победа равно стать законным правителем и Востока, и Запада, объединив их под своей властью.
  • В конце: Победа равно выйти за рамки своей македонской идентичности и стать правителем всего человечества, создав единый мир (космополис).

Заключение

Для Александра Македонского «победить» означало достичь абсолютного предела во всем:

  • В военном деле — не знать поражений.
  • В географии — дойти до края Земли.
  • В политике — создать первую в мире мультикультурную империю.
  • В личном статусе — превзойти человеческие ограничения и стать равным богам.

Его трагедия заключалась в том, что он достиг почти всех этих целей, но так и не успел увидеть, сможет ли его грандиозный эксперимент по объединению человечества пережить его самого. Его настоящей победой стало не то, что он завоевал, а тот неизгладимый след, который он оставил в истории, навсегда изменив связи между Европой и Азией.