Найти в Дзене
Smart Simulation

ЭТ2: история электропоезда, который стал символом постсоветского железнодорожного транспорта

Электропоезда — неотъемлемая часть современного железнодорожного сообщения, и среди них особое место занимает серия ЭТ2. Эти электропоезда, производившиеся с 1993 по 2010 год на Торжокском вагоностроительном заводе, символизируют переходный период в истории российского транспорта. Давайте подробнее рассмотрим их историю, особенности и достижения. После распада СССР Рижский вагоностроительный завод (РВЗ) стал иностранным предприятием для России. Это обстоятельство вызвало острую необходимость в разработке и производстве электропоездов на отечественных заводах для нужд Министерства путей сообщения России. В начале 1980-х годов на Демиховском машиностроительном заводе (ДМЗ) было принято решение о создании электропоездов, аналогичных тем, что выпускал РВЗ. В то время ДМЗ специализировался на узкоколейных вагонах для торфяных разработок, но вскоре завод был перепрофилирован для выпуска дополнительных прицепных вагонов для электропоездов. После того как Латвия стала независимой, на ДМЗ было

Электропоезда — неотъемлемая часть современного железнодорожного сообщения, и среди них особое место занимает серия ЭТ2. Эти электропоезда, производившиеся с 1993 по 2010 год на Торжокском вагоностроительном заводе, символизируют переходный период в истории российского транспорта. Давайте подробнее рассмотрим их историю, особенности и достижения.

После распада СССР Рижский вагоностроительный завод (РВЗ) стал иностранным предприятием для России. Это обстоятельство вызвало острую необходимость в разработке и производстве электропоездов на отечественных заводах для нужд Министерства путей сообщения России. В начале 1980-х годов на Демиховском машиностроительном заводе (ДМЗ) было принято решение о создании электропоездов, аналогичных тем, что выпускал РВЗ. В то время ДМЗ специализировался на узкоколейных вагонах для торфяных разработок, но вскоре завод был перепрофилирован для выпуска дополнительных прицепных вагонов для электропоездов.

ЭТ2-001 на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Алексей К.. TrainPix, CC0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=40887529
ЭТ2-001 на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Алексей К.. TrainPix, CC0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=40887529

После того как Латвия стала независимой, на ДМЗ было решено наладить производство полноценного электропоезда. Параллельно с этим РАО «ВСМ» начало работы по созданию электропоездов на мощностях Торжокского завода, что привело к конкуренции между ДМЗ и ТорВЗ за создание первого постсоветского электропоезда.

На ДМЗ была разработана модель ЭД2Т, основанная на перспективном проекте ЭР24, а на Торжокском заводе решили создать электропоезд на базе документации ЭР2Т, серийное производство которого было освоено на РВЗ в 1987 году. Электропоезд ЭТ2, созданный в Торжке, отличался от ЭР2Т антивандальным исполнением сидений и некоторыми изменениями в кузовах вагонов. В августе 1993 года на станции Санкт-Петербург-Главный был представлен опытный образец ЭТ2 с номером 001 под баннером «ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ЭЛЕКТРОПОЕЗД». Это заявление было вполне обоснованным, так как на ДМЗ к тому времени для опытного образца ЭД2Т-0001 были готовы лишь головные и промежуточные вагоны, а моторные вагоны были заимствованы от существующего электропоезда ЭР2Т.

Презентация электропоезда ЭТ2-001. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: SHOMAS4416. RailGallery (photo), CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=127563867
Презентация электропоезда ЭТ2-001. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: SHOMAS4416. RailGallery (photo), CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=127563867

ЭТ2-001 и ЭД2Т-0001 прибыли на экспериментальное кольцо ВНИИЖТ в один день. Испытания обоих поездов проходили в ноябре и декабре 1993 года, однако неизвестно, какой из них первым получил разрешение на эксплуатацию с пассажирами.

Выпуск базовой версии электропоездов ЭТ2 продолжался с 1993 по 1998 год, в итоге было произведено 26 составов. В следующем году появилась версия повышенной комфортности — ЭТ2Л. Также в 1994 году был создан опытный состав ЭТ2А с асинхронным приводом. В 2005 году был представлен опытный образец ЭТ2ЭМ, а в 1999-2010 годах велось производство модернизированного варианта ЭТ2М, который насчитывал 109 составов. Всего за период производства было выпущено 147 составов серии ЭТ2 различных исполнений. Эти электропоезда стали знаковыми для постсоветского железнодорожного транспорта, продемонстрировав возможность создания современных и комфортных поездов на российских мощностях.

ЭТ2М-067 в корпоративной окраске ОАО «РЖД». Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Neu-Zwei. https://img-fotki.yandex.ru/get/6837/43107019.26/0_a97ec_31acde99_orig.jpg, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=47667386
ЭТ2М-067 в корпоративной окраске ОАО «РЖД». Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Neu-Zwei. https://img-fotki.yandex.ru/get/6837/43107019.26/0_a97ec_31acde99_orig.jpg, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=47667386

Серия ЭТ2 — это символ новой эпохи в истории российского железнодорожного сообщения, который продолжает служить на благо пассажиров и вносить вклад в развитие транспортной инфраструктуры России.

Благодарим за внимание! Не забывайте подписываться и ставить лайки!

Традиционно, Smart Simulation!