Найти в Дзене
ФОКУС

«Кукрыниксы» и вера в лучшее

Творческий союз Кукрыниксов, чье столетие отмечалось в прошлом, 2024 году, берет свое начало с первой карикатуры в журнале «Комсомолия». Именно тогда Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов впервые объединили свои имена в одну знаменитую теперь на весь мир подпись. Почему творчество трех художников, родившееся в прошлом веке, всколыхнуло именно сегодняшнего зрителя? Кто такие Кукрыниксы?  Для тех, кто забыл: это не один человек, а творческая тройка - Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Они работали как единый организм, подписываясь одной фамилией. Представьте: трое разных людей с единым художественным пульсом - это уже кажется чудом. Но их главное чудо - не техника, а сверхспособность говорить с эпохой на ее языке. Сначала - ядовитая сатира на загнивающий Запад, потом - фронтовые зарисовки, которые больно смотреть, и, наконец, светлые, почти пасторальные полотна о мире. Они прошли весь этот путь вместе со страной. И главное - они не сломались.  Войн

Творческий союз Кукрыниксов, чье столетие отмечалось в прошлом, 2024 году, берет свое начало с первой карикатуры в журнале «Комсомолия». Именно тогда Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов впервые объединили свои имена в одну знаменитую теперь на весь мир подпись.

Почему творчество трех художников, родившееся в прошлом веке, всколыхнуло именно сегодняшнего зрителя?

Кто такие Кукрыниксы? 

Для тех, кто забыл: это не один человек, а творческая тройка - Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Они работали как единый организм, подписываясь одной фамилией. Представьте: трое разных людей с единым художественным пульсом - это уже кажется чудом.

Но их главное чудо - не техника, а сверхспособность говорить с эпохой на ее языке. Сначала - ядовитая сатира на загнивающий Запад, потом - фронтовые зарисовки, которые больно смотреть, и, наконец, светлые, почти пасторальные полотна о мире. Они прошли весь этот путь вместе со страной. И главное - они не сломались.

 Война. Где искать веру, когда вокруг ад?

Центр выставки и ее эмоциональная бездна - это работы военных лет. Вот они, те самые плакаты, которые знают все: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Это ярость. Это крик, воплощенный в графике.

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага» 1941 год.
«Беспощадно разгромим и уничтожим врага» 1941 год.

Тот факт, что художники в блокадном Ленинграде, под обстрелами, брались за карандаш, уже акт твердой надежды. Они не просто фиксировали ужас, они извлекали из него силу.

«Таня» 1942 год.
«Таня» 1942 год.

После войны — другая жизнь

«Бегство фашистов из новгорода»
«Бегство фашистов из новгорода»

Разрушенный город, дым, руины. Но среди этого хаоса уже видна надежда: наши солдаты восстанавливают родной город. Если смотреть на нее после военных залов, понимаешь - это не просто документальная зарисовка. Это вера в то, что даже после страшных потерь можно восстановить все заново.

Искусство Кукрыниксов напоминает что жизнь состоит из черных и светлых полос. Даже в самые трудные времена можно не сломаться. Вера в лучшее - это не слабость, а необходимость. Оно не говорит: «Все будет хорошо». Оно показывает: «Бывало и хуже. Бывало невыносимо больно. Но даже тогда люди находили в себе силы творить, верить и мечтать о простом утре в мирном поле».

Михаил Куприянов (1903–1991);
Порфирий Крылов (1902–1990);
Николай Соколов (1903–2000).
Михаил Куприянов (1903–1991); Порфирий Крылов (1902–1990); Николай Соколов (1903–2000).

Выставка закончилась. Но ее посыл остался. Она напомнила, что искусство - это не всегда про «красиво», а про «честно». Про жизнь, смерть, ярость и надежду. Самая сильная вера рождается не в тишине библиотек, а в грохоте эпох. Вера с оружием в руках и с карандашом наготове.