Собор Воскресения Христова, более известный как Спас на Крови, — одна из самых узнаваемых визитных карточек Санкт-Петербурга. Этот величественный храм с разноцветными куполами отличается от классического строгого облика северной столицы, перенося нас в сказочный мир древнерусского зодчества. За его нарядным фасадом скрывается трагическая и удивительная история, тесно переплетенная с судьбой России.
Название храма напрямую связано с трагическим событием, произошедшим 1 марта 1881 года (по старому стилю). Именно в этот день на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) был смертельно ранен в результате террористического акта император Александр II Освободитель, отменивший крепостное право в России.
Выражение «на Крови» указывает на кровь царя, пролитую на этом месте. Полное же название собора (Собор Воскресения Христова) символизирует не только воскресение Христа, но и посмертную память об убиенном императоре.
История храма началась с трагедии и всенародной скорби. Уже через два дня после гибели Александра II на месте покушения была возведена временная часовня, где служили панихиды по царю. Простояла она до начала строительства собора в 1883 году.
Новый император Александр III пожелал возвести на этом месте не просто часовню, а величественный храм. Был объявлен конкурс, но ни один из первоначальных 26 проектов его не удовлетворил. Царь пожелал, чтобы храм был выстроен в духе русской архитектуры XVII века, напоминая знаменитые соборы Ярославля и Москвы.
В итоге был одобрен совместный проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Строительство, начатое в 1883 году, длилось 24 года и было завершено лишь в 1907-м, обойдясь казне и частным жертвователям в 4,6 миллиона рублей.
Спас на Крови резко контрастирует с барочными и классическими зданиями города, сознательно обращаясь к образам древнерусской архитектуры. Храм выполнен в так называемом «русском стиле» и напоминает московский Покровский собор (храм Василия Блаженного) - асимметричная группа, увенчанная девятью разновеликими куполами.
Архитектура храма пронизана символикой. Высота центрального шатра составляет 81 метр — указание на год гибели Александра II (1881). Высота одного из малых куполов — 63 метра, что соответствует возрасту императора на момент смерти.
Стены собора облицованы красно-коричневым кирпичом, декоративным камнем, цветными изразцами и мрамором. На фасадах размещены 20 гранитных досок с описанием важнейших деяний Александра II. Более 7000 квадратных метров здания покрыты мозаикой не только внутри, но и снаружи.
Интерьер Спаса на Крови столь же уникален, как и его внешний облик. Внутри храма находится более 7060 квадратных метров мозаик — это одна из крупнейших коллекций в Европе. Над созданием библейских образов трудились величайшие русские художники своего времени.
Главная особенность интерьера — шатровая сень (навес), расположенная в западной части собора. Она была возведена над подлинным местом покушения. Под ней сохранен фрагмент булыжной мостовой, решетки набережной и плиты, на которые упал, истекая кровью, Александр II.
Невысокий иконостас выполнен из разноцветного итальянского мрамора, что позволяет полностью раскрыться мозаичному убранству алтаря. Царские врата изготовлены из серебра с эмалями.
После революции 1917 года церковь была закрыта, разорена и превращена в склад. В блокадном Ленинграде в его стенах располагался морг, а после войны — склад декораций Малого оперного театра, за что храм в народе иронично прозвали «Спасом на картошке». В 1930-х годах власти дважды принимали решение о сносе собора как «не имеющего художественной ценности», но воплощению этих планов помешала война.
Масштабная реставрация началась только в 1970-х годах и заняла почти 27 лет. Легенда гласит, что, пока храм стоял в лесах, существовал Советский Союз. Леса сняли в 1991 году, и вскоре СССР распался, что многие восприняли как мистическое совпадение. В августе 1997 года Спас на Крови открылся для посетителей как музей, а в 2004 году в нем возобновились церковные службы. Сегодня он имеет двойной статус — действующего православного храма и музея мозаичного искусства.
Спас на Крови — это многослойный символ русской истории, воплощенный в камне и стекле. Символ скорби и покаяния, возрождения и неугасимой веры, который продолжает поражать воображение каждого, кто оказывается рядом с ним на набережной канала Грибоедова.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: