Найти в Дзене
Яна Тарасова.

"Посвящение Шостаковичу"

22 ноября во владимирской областной филармонии на фестивале классической музыки «Танеевские музыкальнее собрания» состоится концерт под названием «Посвящение Шостаковичу». И у меня в гостях художественный руководитель и дирижёр камерного струнного оркестра Александр Сонин. Корр.- Александр Олегович, я пригласила Вас потому, что этот концерт весьма важен. Вообще на Танеевских фестивалях к нам приезжают разные коллективы и солисты, можно посмотреть и послушать их во Владимире, на родной сцене. Так будет и в этот раз. Вместе с вами на сцене музыку Дмитрия Шостаковича будет исполнять пианист Наиль Мавлюдов. Я с большим трепетом жду этого вечера, музыка сложная, как это всё будет происходить. Сонин – Да, возможно, для неподготовленной публики музыкальный язык сложный, музыка и для сердца и для головы. Ну, это нужно понимать, пусть и не суперсовременный язык, (это 20-й век), но и какое сочинение, конечно. У Шостаковича есть музыка и очень демократичная. Корр.- «Нас утро встречает прохладой!
Камерный струнный оркестр владимирской филармонии
Камерный струнный оркестр владимирской филармонии

22 ноября во владимирской областной филармонии на фестивале классической музыки «Танеевские музыкальнее собрания» состоится концерт под названием «Посвящение Шостаковичу». И у меня в гостях художественный руководитель и дирижёр камерного струнного оркестра Александр Сонин.

Корр.- Александр Олегович, я пригласила Вас потому, что этот концерт весьма важен. Вообще на Танеевских фестивалях к нам приезжают разные коллективы и солисты, можно посмотреть и послушать их во Владимире, на родной сцене. Так будет и в этот раз. Вместе с вами на сцене музыку Дмитрия Шостаковича будет исполнять пианист Наиль Мавлюдов. Я с большим трепетом жду этого вечера, музыка сложная, как это всё будет происходить.

Сонин – Да, возможно, для неподготовленной публики музыкальный язык сложный, музыка и для сердца и для головы. Ну, это нужно понимать, пусть и не суперсовременный язык, (это 20-й век), но и какое сочинение, конечно. У Шостаковича есть музыка и очень демократичная.

Корр.- «Нас утро встречает прохладой!»

Он – Да! А формат посвящения какому-то композитору у нас уже был. Например, посвящение Чайковскому. И это зависит от наполнения количеством сочинений одного композитора.

Корр.- А как появилось имя Шостаковича в вашей афише, это заказ сверху или от солиста?

Он – Ну, конечно, это от солиста идёт. Понятно, что у них в руках большой репертуар. Но вот что в данный момент он играет. А оркестр уже учит. И мы созванивались с ним, он сказал, что играет первый концерт Шостаковича. Мы добавили свою, т.е. Камерную симфонию (восьмой квартет) и будет хорошо. Хотя во втором отделении Наиль будет играть две сонаты Бетховена.

Корр.- Мы с вами говорим о пианисте, но подробно не рассказали о нём. Вы уже знакомы с ним?

Сонин – Только заочно, созванивались, обсуждали. Я поинтересовался у знакомых пианистов-москвичей, они все отзываются очень хорошо о нём. А я доверяю нашим музыкантам. Серьёзный пианист, хотя он и молодой.

Корр.- Он 1992 года рождения, 33 года ему, родился в Саратове, потом ЦМШ закончил с отличием, московскую консерваторию тоже с отличием, потом аспирантуру. Учился в классе у С.Л. Доренского, серьёзная школа. Он лауреат всероссийских и международных конкурсов, огромное количество конкурсов по всей Европе, здесь и Испания, Германия, Вена, даже Япония.

Он – Я, кстати, этим летом был в Саратове, поговорил там с музыкантами, они его помнят и гордятся им. Там хорошая пианистическая школа. Ведь, конечно, провинция поставляет музыкантов в столицу. И Саратов, Нижний Новгород, да много.

Александр Сонин в студии радио России - Владимир
Александр Сонин в студии радио России - Владимир

Корр.- Давайте вернёмся к Шостаковичу. В этом концерте прозвучат два произведения, и они полярны по настроению. Первый фортепианный концерт ещё юношеское произведение, написано в 1933 году. А я напомню, что Шостакович родился в 1906-м году, в 33-м ему 27 лет, он только что женился, ещё не битый властью, уже достаточно известен как композитор. Напомню, что он в юности работал в кинотеатрах тапёром, играл перед фильмами, озвучивал их. И вот в этом концерте как раз сплелось всё юношеское, задорное, как говорили «гениальное хулиганство».

Он – Да, там и цитаты, и подражания по стилистике другим композиторам, кого там только нет. Это и была для него основная задача, он сам её себе поставил, какой-то лёгкий сарказм.

Корр – Особенно это понятно и очевидно людям «наслышанным»

Он – Ну и необычно, что солирующая труба.

Корр.- Кто у вас играет роль трубы?

Он – Труба приедет вместе с Наилем. Видимо, с ним солирует музыкант, с кем он играет. И это хорошо, что они хотя бы сыграны. Там же сумасшедшие темпы, в этом плане Дмитрий Дмитриевич «поиздевался» над музыкантами.

Корр.- Здесь надо сказать, что Шостакович был прекрасным пианистом, сам играл свои произведения и музыку других авторов.

Он – Ну, концерт достаточно известный, часто исполняемый. Там интересная первая часть, вторая медленная, красивая, достаточно глубокая. У нас будет одна репетиция в день концерта, это сложно, но и интересно. Я это называю «сверить часы», насколько мы отстали от того, что происходит в мире. Потому что, как бы там ни было, у нас всё-таки провинция, хоть и не глубокая (смеётся). Но вообще, интересно. Знаете, как бывает, одно произведение лежит на полке, а потом вдруг все начинают его играть. В разных городах и разные музыканты. Вот и первый концерт Шостаковича сейчас очень популярный.

Корр.- Он подходит к своему 100-летию, будем отмечать в 33 году. А пока будем наблюдать это соревнование между солистом и оркестром, очень любопытно. А второе сочинение, которое прозвучит, это Камерная симфония. Изначально это был восьмой квартет. Был написан в 1960-м году, Шостакович уже зрелый композитор, уже после травли, после ждановских статей в газете «Правда» «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Несмотря на то, что Шостакович лауреат пяти сталинских премий, государственных и многих наград, был любим, но и был бит, причём, бит сильно. Как после такой травли писать музыку вообще непонятно.

Он – Ну, вот поэтому и язык такой, музыка сложная, изменилось всё.

Кор.- В 60-е годы Шостакович был приглашён как композитор для написания музыки к фильму в Германии. И так получилось, что рядом с их локацией оказался и лагерь смерти, концлагерь. Шостакович увидел это всё, стал изучать документы, пообщался с людьми, посмотрел хронику и был, конечно, в ужасе, впечатлён всем. И музыка к фильму была отложена. А родилась именно музыка, которая стала в итоге восьмым квартетом. Есть посвящение «Памяти жертв фашизма и войны». И здесь двоякий смысл, как к мировому злу, так и личное послание. Основой тем всех частей стала зашифрованная монограмма D Sch (инициалы Д. Ш.), потом письмо к другу, где он говорил, что это музыка, которая должна звучать на его похоронах.

Он – Ну, вот это смешение личного, своего переживания и общественного, того, что связано с войной. Это не чисто документальное сочинение, но много его военных переживаний…

Корр.- Ну, можно вспомнить его «Ленинградскую симфонию», как её в Куйбышеве играли.

Он – Да. Композитор же пишет эмоционально, а слушателями всё считывается. Начинаешь внутренне дрожать и отзываться на зашифрованные коды.

Корр.- Вспомнила вторую часть, вальс, этот страшный вальс, который родился от ужасных впечатлений. Фашисты свозили музыкантов в лагерь и заставляли их играть вальсы Штрауса в тот момент, когда были пытки или сжигались тела. Этим настроением навеяна вторая часть. Ужас просто. Как можно было не сойти с ума или не умереть? И вот сейчас в мире вновь продолжаются смерти, пытки, убийства. Ничему нас жизнь и история не учит, к сожалению.

Ещë интересная деталь. Когда слушаешь музыку симфонии, а не квартета, там первая скрипка тянет одну ноту, которая звучит диссонансом ко всему оркестру. Это находка Шостаковича?

Он – Надо сказать, что Камерная симфония - это обработка квартета, Рудольф Баршай предложил Шостаковичу сделать её. Он был руководителем камерного Госоркестра. И именно он противопоставил героя толпе. Такое прочтение. Ты один против «машины зла». Вот Баршай это и придумал. А Шостакович утвердил.

Корр.- Да, актуально как никогда. Танеевский фестиваль этим и интересен. Будем ждать концерта с нетерпением.

Он – Спасибо, что пригласили, до встречи!

КСО
КСО

Фото Владимир Федин