22 ноября во владимирской областной филармонии на фестивале классической музыки «Танеевские музыкальнее собрания» состоится концерт под названием «Посвящение Шостаковичу». И у меня в гостях художественный руководитель и дирижёр камерного струнного оркестра Александр Сонин.
Корр.- Александр Олегович, я пригласила Вас потому, что этот концерт весьма важен. Вообще на Танеевских фестивалях к нам приезжают разные коллективы и солисты, можно посмотреть и послушать их во Владимире, на родной сцене. Так будет и в этот раз. Вместе с вами на сцене музыку Дмитрия Шостаковича будет исполнять пианист Наиль Мавлюдов. Я с большим трепетом жду этого вечера, музыка сложная, как это всё будет происходить.
Сонин – Да, возможно, для неподготовленной публики музыкальный язык сложный, музыка и для сердца и для головы. Ну, это нужно понимать, пусть и не суперсовременный язык, (это 20-й век), но и какое сочинение, конечно. У Шостаковича есть музыка и очень демократичная.
Корр.- «Нас утро встречает прохладой!»
Он – Да! А формат посвящения какому-то композитору у нас уже был. Например, посвящение Чайковскому. И это зависит от наполнения количеством сочинений одного композитора.
Корр.- А как появилось имя Шостаковича в вашей афише, это заказ сверху или от солиста?
Он – Ну, конечно, это от солиста идёт. Понятно, что у них в руках большой репертуар. Но вот что в данный момент он играет. А оркестр уже учит. И мы созванивались с ним, он сказал, что играет первый концерт Шостаковича. Мы добавили свою, т.е. Камерную симфонию (восьмой квартет) и будет хорошо. Хотя во втором отделении Наиль будет играть две сонаты Бетховена.
Корр.- Мы с вами говорим о пианисте, но подробно не рассказали о нём. Вы уже знакомы с ним?
Сонин – Только заочно, созванивались, обсуждали. Я поинтересовался у знакомых пианистов-москвичей, они все отзываются очень хорошо о нём. А я доверяю нашим музыкантам. Серьёзный пианист, хотя он и молодой.
Корр.- Он 1992 года рождения, 33 года ему, родился в Саратове, потом ЦМШ закончил с отличием, московскую консерваторию тоже с отличием, потом аспирантуру. Учился в классе у С.Л. Доренского, серьёзная школа. Он лауреат всероссийских и международных конкурсов, огромное количество конкурсов по всей Европе, здесь и Испания, Германия, Вена, даже Япония.
Он – Я, кстати, этим летом был в Саратове, поговорил там с музыкантами, они его помнят и гордятся им. Там хорошая пианистическая школа. Ведь, конечно, провинция поставляет музыкантов в столицу. И Саратов, Нижний Новгород, да много.
Корр.- Давайте вернёмся к Шостаковичу. В этом концерте прозвучат два произведения, и они полярны по настроению. Первый фортепианный концерт ещё юношеское произведение, написано в 1933 году. А я напомню, что Шостакович родился в 1906-м году, в 33-м ему 27 лет, он только что женился, ещё не битый властью, уже достаточно известен как композитор. Напомню, что он в юности работал в кинотеатрах тапёром, играл перед фильмами, озвучивал их. И вот в этом концерте как раз сплелось всё юношеское, задорное, как говорили «гениальное хулиганство».
Он – Да, там и цитаты, и подражания по стилистике другим композиторам, кого там только нет. Это и была для него основная задача, он сам её себе поставил, какой-то лёгкий сарказм.
Корр – Особенно это понятно и очевидно людям «наслышанным»
Он – Ну и необычно, что солирующая труба.
Корр.- Кто у вас играет роль трубы?
Он – Труба приедет вместе с Наилем. Видимо, с ним солирует музыкант, с кем он играет. И это хорошо, что они хотя бы сыграны. Там же сумасшедшие темпы, в этом плане Дмитрий Дмитриевич «поиздевался» над музыкантами.
Корр.- Здесь надо сказать, что Шостакович был прекрасным пианистом, сам играл свои произведения и музыку других авторов.
Он – Ну, концерт достаточно известный, часто исполняемый. Там интересная первая часть, вторая медленная, красивая, достаточно глубокая. У нас будет одна репетиция в день концерта, это сложно, но и интересно. Я это называю «сверить часы», насколько мы отстали от того, что происходит в мире. Потому что, как бы там ни было, у нас всё-таки провинция, хоть и не глубокая (смеётся). Но вообще, интересно. Знаете, как бывает, одно произведение лежит на полке, а потом вдруг все начинают его играть. В разных городах и разные музыканты. Вот и первый концерт Шостаковича сейчас очень популярный.
Корр.- Он подходит к своему 100-летию, будем отмечать в 33 году. А пока будем наблюдать это соревнование между солистом и оркестром, очень любопытно. А второе сочинение, которое прозвучит, это Камерная симфония. Изначально это был восьмой квартет. Был написан в 1960-м году, Шостакович уже зрелый композитор, уже после травли, после ждановских статей в газете «Правда» «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Несмотря на то, что Шостакович лауреат пяти сталинских премий, государственных и многих наград, был любим, но и был бит, причём, бит сильно. Как после такой травли писать музыку вообще непонятно.
Он – Ну, вот поэтому и язык такой, музыка сложная, изменилось всё.
Кор.- В 60-е годы Шостакович был приглашён как композитор для написания музыки к фильму в Германии. И так получилось, что рядом с их локацией оказался и лагерь смерти, концлагерь. Шостакович увидел это всё, стал изучать документы, пообщался с людьми, посмотрел хронику и был, конечно, в ужасе, впечатлён всем. И музыка к фильму была отложена. А родилась именно музыка, которая стала в итоге восьмым квартетом. Есть посвящение «Памяти жертв фашизма и войны». И здесь двоякий смысл, как к мировому злу, так и личное послание. Основой тем всех частей стала зашифрованная монограмма D Sch (инициалы Д. Ш.), потом письмо к другу, где он говорил, что это музыка, которая должна звучать на его похоронах.
Он – Ну, вот это смешение личного, своего переживания и общественного, того, что связано с войной. Это не чисто документальное сочинение, но много его военных переживаний…
Корр.- Ну, можно вспомнить его «Ленинградскую симфонию», как её в Куйбышеве играли.
Он – Да. Композитор же пишет эмоционально, а слушателями всё считывается. Начинаешь внутренне дрожать и отзываться на зашифрованные коды.
Корр.- Вспомнила вторую часть, вальс, этот страшный вальс, который родился от ужасных впечатлений. Фашисты свозили музыкантов в лагерь и заставляли их играть вальсы Штрауса в тот момент, когда были пытки или сжигались тела. Этим настроением навеяна вторая часть. Ужас просто. Как можно было не сойти с ума или не умереть? И вот сейчас в мире вновь продолжаются смерти, пытки, убийства. Ничему нас жизнь и история не учит, к сожалению.
Ещë интересная деталь. Когда слушаешь музыку симфонии, а не квартета, там первая скрипка тянет одну ноту, которая звучит диссонансом ко всему оркестру. Это находка Шостаковича?
Он – Надо сказать, что Камерная симфония - это обработка квартета, Рудольф Баршай предложил Шостаковичу сделать её. Он был руководителем камерного Госоркестра. И именно он противопоставил героя толпе. Такое прочтение. Ты один против «машины зла». Вот Баршай это и придумал. А Шостакович утвердил.
Корр.- Да, актуально как никогда. Танеевский фестиваль этим и интересен. Будем ждать концерта с нетерпением.
Он – Спасибо, что пригласили, до встречи!
Фото Владимир Федин