Найти в Дзене
Твой автомобиль

Новая лазейка: автодилеры избегают высоких ставок утильсбора

Автодилеры нашли способ обойти высокие ставки утильсбора — рассказываем, как им это удаётся и какие риски несёт такая практика. Повышение ставок утильсбора, произошедшее в 2023 году, кардинально изменило поведение дилеров. Если раньше ставка была относительно предсказуемым элементом ценообразования, то теперь её резкий рост до 1,5–2,5 млн рублей на крупные внедорожники и коммерческий транспорт сделал ввоз новых автомобилей через официальные каналы экономически бесперспективным. В ответ многие дилеры стали искать альтернативные схемы. Классическая модель импорта в рамках дистрибуции была вытеснена гибридными серыми схемами. При этом многие участники рынка официально продолжают работать с производителями, но параллельно оформляют поставки через третьи юрисдикции и частные лица. Основная тактика, которая позволяет избежать полной уплаты утилизационного сбора, – регистрация импортируемого автомобиля на физическое лицо. Такая схема технически не нарушает законодательства, так как утильсбо
Оглавление

Автодилеры нашли способ обойти высокие ставки утильсбора — рассказываем, как им это удаётся и какие риски несёт такая практика.

Изменение стратегии автодилеров в условиях роста утильсбора

Повышение ставок утильсбора, произошедшее в 2023 году, кардинально изменило поведение дилеров. Если раньше ставка была относительно предсказуемым элементом ценообразования, то теперь её резкий рост до 1,5–2,5 млн рублей на крупные внедорожники и коммерческий транспорт сделал ввоз новых автомобилей через официальные каналы экономически бесперспективным. В ответ многие дилеры стали искать альтернативные схемы. Классическая модель импорта в рамках дистрибуции была вытеснена гибридными серыми схемами. При этом многие участники рынка официально продолжают работать с производителями, но параллельно оформляют поставки через третьи юрисдикции и частные лица.

-2

Как дилеры обходят утильсбор: схемы, юридическая логика и рыночные нюансы

Основная тактика, которая позволяет избежать полной уплаты утилизационного сбора, – регистрация импортируемого автомобиля на физическое лицо. Такая схема технически не нарушает законодательства, так как утильсбор в полном объёме распространяется только на юридических лиц — официальных импортеров. Машина ввозится якобы для личного пользования, а затем переуступается дилеру или конечному покупателю. На фоне высоких ставок сборов экономия достигает нескольких сотен тысяч рублей с каждого автомобиля.

Второй метод — использование компаний-однодневок. Фирма ввозит партию авто, оплачивает минимальный утильсбор (или вовсе получает льготы, формально подтверждая статус малого производителя), после чего исчезает. Дальнейшую реализацию берут на себя связанный автосалон или посредник. Такие схемы близки к незаконным, но юридически доказать умысел крайне сложно.

Третья активная практика — использование особенностей международной логистики. Автомобили проходят через Казахстан, Армению или Киргизию, где ставки утильсбора значительно ниже, а затем въезжают в Россию уже как бывшие в употреблении. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза допускает такие действия, что делает их формально легальными, хотя и претензия к сути обхода налогов остается.

-3

К чему приводит обход утильсбора: выгоды и риски

Поставки по альтернативным схемам создают иллюзию стабильности цен на фоне нестабильного курса и растущих фискальных издержек. Для потребителя это означает более доступные машины, особенно в сегменте SUV и пикапов, где утильсбор особенно высок. Однако для государства — это упущенные доходы. Согласно оценке Ассоциации российских автомобильных дилеров (АРАД), только за первые 6 месяцев 2024 года потери бюджета от обхода утильсбора составили порядка 35 млрд рублей.

Автодилеры, выбравшие подобную тактику, рискуют оказаться под налоговым или уголовным давлением. В случаях, когда в схеме участвуют компании-«прокладки», велика вероятность претензий по статье 198 УК РФ — уклонение от уплаты налогов. При этом формально большинство нарушений осуществляются в серой зоне, что затрудняет преследование, но повышает риск внезапного блокирования деятельности.

Кроме прямых рисков, участники схем отмечают сложности с логистикой, длинные сроки поставок, нестабильное юридическое положение и невозможность полноценной послепродажной поддержки. Официальные сервисы отказываются обслуживать такие автомобили, резкое снижение остаточной стоимости делает их менее ликвидными на вторичном рынке.

-4

Что будет, если отказаться от схем обхода

Средняя цена нового кроссовера в России при официальной поставке с уплатой полного утильсбора подскочила бы на 600–800 тысяч рублей. Это делает значительную часть модельного ряда неконкурентоспособной, особенно по сравнению с китайскими производителями, активно субсидируемыми и освобождёнными от ряда национальных сборов. В результате дилер вынужден либо искать обходы, либо закрывать продажи.

Для крупных федеральных сетей – например, «Рольф», «Авилон», «АвтоСпецЦентр» – такие схемы реже применяются напрямую, но партнёрские сети и франчайзи активно ими пользуются. Официальные же импортеры, особенно премиальных марок, заявляют о планах сокращения модельных линеек для российского рынка. Это уже заметно: с начала 2024 года BMW прекратил поставки более половины комплектаций, которые теряют рентабельность из-за утильсбора и санкционного фона.

Пользовательские вопросы: что нужно знать покупателю

  • Как отличить автомобиль, который ввезён по серой схеме? Обратите внимание на страну выдачи ПТС. Если это не Россия, есть высокая вероятность, что автомобиль прошёл через параллельный импорт. Также нужно уточнить, обслуживается ли он в официальных сервисных сетях, и нет ли проблем с гарантией.
  • Такие автомобили дешевле — есть ли в этом смысл? Да, они существенно дешевле. Но помимо сомнительной истории владения, можно столкнуться с отказом в гарантии и отсутствием нужных программного обеспечения или запчастей. Особенно это касается автомобилей с локализованными версиями (например, климатическая адаптация, мультимедийные блоки).
  • Нарушает ли покупатель закон, если купит такой автомобиль? Нет, ответственность за схемы ввоза лежит на дилере. Однако могут возникнуть сложности при регистрации, страховании, техобслуживании — в отдельных случаях такие машины позже признаются неподходящими для эксплуатации.
  • Можно ли оформить возврат или претензию, если выяснится, что автомобиль ввезён нелегально? Только при наличии обмана. Если дилер открыто заявляет о статусе авто, но вы всё равно покупаете — вернуть такую машину будет крайне сложно.

-5

Регуляторы против дилеров: в поисках баланса

Федеральная антимонопольная служба и ФТС уже начали точечные проверки крупных поставщиков, подозреваемых в масштабном обходе утильсбора. При этом сами нормы остаются туманными: система сборов работает в условиях противоречивых правил ЕАЭС и национального законодательства. Некоторые схемы используют лазейки, не запрещённые напрямую, но явно противоречащие духу налоговых реформ.

Реальный путь к решению проблемы — снижение ставки утильсбора вкупе с введением альтернативных механизмов компенсации утилизационных расходов. В условиях резкого падения производства и низкого спроса рынок не выдержит ещё одного фискального давления без дальнейшей тенизации. Ряд экспертов предлагает разрешить частичный ввоз без сбора при подтверждении последующей утилизации или реэкспорта. Пока же дилеры продолжают наращивать серые поставки, а потребителям остаётся лишь внимательно изучать, что и у кого они покупают.