Найти в Дзене

Спасая жизни: история санитарных УАЗов

Народная любимица, известная в народе как «Буханка», сменила за свою жизнь огромное количество профессий. Но карьера УАЗ-450 началась с медицинской службы. Машины с красным крестом выпускал не только завод, но и многочисленные сторонние фирмы. В конце 1954 года Ульяновский завод начал работать над первой самостоятельной моделью. От военных поступил заказ на разработку полноприводного однообъемника с компактным и одновременно вместительным кузовом. Формат кузова и наличие полного привода открывали для будущего УАЗа-450 огромный выбор профессий. Причем не только армейских, но и гражданских. Однако в течение долгих десятилетий жизни «Буханка» у большинства ассоциируется с санитарной машиной. Отсюда и второе по популярности прозвище модели – «Таблетка». Заинтересованность военных в новом санитарном автомобиле объяснима. В их распоряжении попросту не было подходящей машины малого класса. Использование грузовиков и полноразмерных автобусов представлялось целесообразным далеко не всегда. Меди

Народная любимица, известная в народе как «Буханка», сменила за свою жизнь огромное количество профессий. Но карьера УАЗ-450 началась с медицинской службы. Машины с красным крестом выпускал не только завод, но и многочисленные сторонние фирмы.

УАЗ-450А первого выпуска
УАЗ-450А первого выпуска

В конце 1954 года Ульяновский завод начал работать над первой самостоятельной моделью. От военных поступил заказ на разработку полноприводного однообъемника с компактным и одновременно вместительным кузовом. Формат кузова и наличие полного привода открывали для будущего УАЗа-450 огромный выбор профессий. Причем не только армейских, но и гражданских. Однако в течение долгих десятилетий жизни «Буханка» у большинства ассоциируется с санитарной машиной. Отсюда и второе по популярности прозвище модели – «Таблетка».

Расположение носилок в кузове УАЗ-450А
Расположение носилок в кузове УАЗ-450А

Заинтересованность военных в новом санитарном автомобиле объяснима. В их распоряжении попросту не было подходящей машины малого класса. Использование грузовиков и полноразмерных автобусов представлялось целесообразным далеко не всегда.

Прототип УАЗ-450 авторства Владимира Арямова
Прототип УАЗ-450 авторства Владимира Арямова

Медицинская модификация в техзадании для УАЗа указана в качестве основной. Вполне вероятно, что не будь армия заказчиком «Буханки», последняя пошла бы в серию с первоначальным вариантом дизайна авторства Владимира Арямова, предложившего стильный кузов с покатой крышей. Представителей Минобороны не устроило такое решение. Ведь в машину предполагалось грузить носилки с ранеными в два яруса, а заниженный задний проем процесс бы затруднял. В итоге проект переработали, и УАЗ-450 обрел привычные прямые формы, сохранив обаятельную округлость только передней части. Которая, к слову, на практичности микроавтобуса никак не сказывалась.

УАЗ-450 на конвейере Ульяновского Автозавода
УАЗ-450 на конвейере Ульяновского Автозавода

Санитарный вариант запустили в производство в 1958 году и он сразу же стал доминировать над стандартным вариантом 450-го. Для сравнения: за 1959-й собрали 2696 машин с красным крестом и всего 406 цельнометаллических фургонов. Ситуация не изменилась и в дальнейшем: модификация 450А оказалась самой массовой во всём семействе. В 1960-х в Ульяновске выпускали 4,5-5 тысяч санитарок и по 1,5-2 тысячи фургонов и бортовых грузовиков ежегодно.

Интерьер УАЗ-450А
Интерьер УАЗ-450А

Согласно заданию Минобороны, УАЗ-450 должен был вмещать четверых раненых, которых требовалось расположить в два яруса вдоль каждого из бортов. Решение оптимальное по всем статьям. Раненых размещали в салоне прямо на носилках, чтобы не перекладывать, лишний раз беспокоя. Посередине оставался проход, благодаря которому каждые из них можно было внести и вынести независимо от остальных. Наконец, мягкий подвес на ремнях отчасти компенсировал достаточно жесткую подвеску УАЗа. Существовали и другие варианты компоновки. Сидячих больных перевозили на откидных двухместных лавках вдоль бортов, которых было две по левой стороне и одна по правой (на месте второй – задняя боковая дверь). На перегородке салона спиной по направлению движения устанавливали откидное место для сопровождающего. Какую-то минимальную помощь в пути он оказать мог, однако под полноценное медицинское вмешательство в пути УАЗ-450А не проектировали. Таким образом, максимальная вместимость заднего отсека достигала 6-7 человек.

УАЗ-450А и УАЗ-450Д
УАЗ-450А и УАЗ-450Д

Окраска санитарок была стандартно-военной – в защитный цвет со скромными крестами на бортах и задней двери. Внутреннюю отделку предусмотрели максимально практичную. Она позволяла производить дезинфекцию и влажную уборку. Никаких сирен и проблесковых маячков не устанавливали. Лишь небольшой кругляшок фонаря с красным крестом по центру над лобовым стеклом.

Также медицинскому микроавтобусу положена фара-искатель. В пору, когда спутниковые навигаторы еще не изобрели, а уличные фонари слыли привилегией основных улиц в крупных городах, только она помогала найти нужный дом или не сгинуть на проселочных дорогах. Изначально фару разместили на левой двери. Позже пришли к выводу, что водителю и опасно, и неудобно отвлекаться на нее. Прожектор перенесли на крышу, так управлять им мог как водитель, так и пассажир – санитар или фельдшер.

УАЗ-450 с фарой-искателем у левой двери
УАЗ-450 с фарой-искателем у левой двери

Машины получали не только военные. Уже в 1960-х «Буханки» массово поставляли на подстанции скорой помощи по всему СССР. Они примелькались на дорогах - кстати, и в Москве, где выдающиеся внедорожные способности ни к чему. С переходом на модель УАЗ-452 выпуск санитарок, разумеется, не прервался. Она сохранила литеру «А» в названии, подчеркивая свой главный статус в линейке. В первый год выпуска, 1965-й, произвели 198 медицинских «Буханок».

Реанимобиль УАЗ «Тамро»
Реанимобиль УАЗ «Тамро»

Имелись в истории модели и продвинутые модификации. Так, в конце 1980-х финская фирма Tamro по заказу СССР построила партию реанимобилей. Их отличала высокая крыша, желто-красная окраска, серьезно утепленный кузов, набор реанимационного оборудования. На крыше стоял вентилятор, который использовался для проветривания помещения. Предусматривался монтаж кондиционера. Машины из этой партии стали долгожителями, сменив шасси и агрегаты на новые, некоторые кузова прослужили до 2000-х годов. Их не спешили списывать из-за удачной конструкции и функциональности.

Салон УАЗ «Тамро»
Салон УАЗ «Тамро»

В середине 1990-х еще один примечательный автомобиль создали в Самаре. Местный авторемонтный завод построил несколько десятков машин САРЗ-2925 на базе грузовика УАЗ-3303. Автомобиль на 300 мм длиннее и немного выше исходника. Стеклопластиковая крыша обеспечила высоту рабочей зоны салона 1630 мм. Скорые отличались оригинальным оформлением передней части кузова. Почти все они работали по месту производства – в Самаре.

САРЗ-2925
САРЗ-2925

***

Санитарные версии выпускаются и поныне. Как для военных, так и для гражданской службы. Последние оснащаются иначе. В них помещается только один больной, установлено медицинское оборудование для оказания помощи в пути. Есть варианты как со стандартной, так и высокой крышей. Разумеется, присутствуют проблесковые маячки и громкоговорящее устройство, цветографическая схема – гражданская. Такие версии по-прежнему поставляются на подстанции. Преимущественно в регионы с непростыми дорожными условиями и труднодоступными районами. В техническом же плане они не отличаются от остальных «Буханок».