Много ли мы сегодня знаем о детских звездах советского кино тридцатых? Обычно всплывает пара-тройка имен, а остальные канули в Лету. Но есть среди них одна история, которая отзывается в сердце не просто ностальгией по черно-белому экрану, а чем-то гораздо более весомым и горьким. Это история девочки с экрана, которая могла бы стать великой актрисой, но выбрала другую роль - роль солдата.
История Марионеллы Королевой, которую все звали Гулей. Ее жизнь - это не просто биография, это короткая, яркая вспышка, осветившая и радость творчества, и тяжесть личных потерь, и бездну военного героизма.
Звезда с Сивцева Вражка: Как все начиналось
Родившись в сентябре 1922-го в Москве, в интеллигентной семье, тесно связанной с миром искусства, Марионелла (имя-то какое красивое и редкое!) была обречена на творческую атмосферу. Отец, Владимир Королев, - режиссер в легендарном Камерном театре Таирова. Мать, Зоя Михайловна, - актриса и кинодеятель. Дядя - известный скульптор. Казалось, судьба заранее прописала ей путь по богемным коридорам.
И она начала этот путь раньше, чем научилась толком читать. В три с половиной года - первое появление в кадре у режиссера Ольги Преображенской в «Каштанке».
А уже в 1927-м, в немом кино «Бабы рязанские», пятилетняя Гуля получила свою первую настоящую роль - самой маленькой «рязанской бабы». Да, в те времена дети работали наравне со взрослыми, и ее детская непосредственность стала ее главным актерским капиталом.
Но детство кончилось быстро. В 1932-м родители развелись, и Гуля с матерью уехали в Киев, где ее отчимом стал украинский композитор Филипп Козицкий. Разлука с отцом, новый город - серьезное испытание для ребенка. Однако именно этот переезд во многом определил ее звездный час.
Взлет на олимп: Василинка и Варька
В двенадцатилетнем возрасте к ней пришла всесоюзная слава. Роль Василинки в фильме «Дочь партизана» (1934) стала эталонной для образа юной героини. Бесстрашная, упрямая, готовая на риск - такой ее запомнили миллионы зрителей.
Говорят, ради роли она научилась скакать на лошади, не боялась сложных трюков. Успех был оглушительным. Путевка в «Артек» в те годы была сродни государственной награде для пионера, признанием ее заслуг перед страной уже в таком юном возрасте.
А следом, в 1936-м, вышла драма «Я люблю», где уже повзрослевшая Гуля сыграла Варьку, внучку старого шахтера. Ее игра становилась глубже, психологичнее. Ходит легенда, что актер, игравший ее умирающего деда, был потрясен ее искренними слезами в сцене прощания. Режиссер картины пророчески заметил: «Эта девочка всех нас переиграет».
Вот он, момент наивысшего взлета. Узнаваема на улицах, мешки писем от поклонников, слава первой детской звезды советского кино. Казалось, перед ней открыты все дороги. Но в ее жизни, как и в жизни всей страны, наступил 1941-й.
Личная жизнь: За фасадом героической легенды
Здесь биография Гули Королевой становится не такой гладкой, как в патриотической повести. Жизнь всегда сложнее любого мифа. Осенью 1940-го она, студентка Киевского гидромелиоративного института, вышла замуж за Алексея Пятакова. Брак этот с самого начала был непростым. Алексей был сыном репрессированного политика, человеком с тяжелой судьбой, и, по некоторым свидетельствам, имел проблемы с алкоголем.
Этот брак - темное пятно в ее солнечной биографии. Мы можем только догадываться, что переживала молодая девушка, столкнувшись с суровой реальностью семейной жизни, так не похожей на киносценарии. С началом войны их пути разошлись. Эвакуировавшись в Уфу, в августе 1941-го Гуля родила сына, Сашу. А затем приняла судьбоносное решение.
Оставив младенца на попечение матери, она ушла на фронт. Что это было? Желание защитить Родину? Бегство от неудачного брака? Или та самая внутренняя потребность совершить подвиг, которую она в себе воспитывала с детства, играя смелых героинь? Думаю, здесь было все вместе. Это не умаляет ее поступка, а делает его человечнее. Она была не картонной героиней, а живой женщиной с болью, ошибками и огромной силой воли.
Высота 56.8: Последняя и главная роль
В 1942-м она, проявив невероятную настойчивость, уговорила командира 214-й стрелковой дивизии взять ее санинструктором. С лета она уже была на фронте, под Сталинградом. А 23 ноября 1942-го случилось то, что навсегда вписало ее имя в историю.
В бою за стратегическую высоту 56.8 под Сталинградом, в кромешном аду, она вынесла с поля боя пятьдесят раненых бойцов. Когда погиб командир, она, не задумываясь, подняла оставшихся бойцов в атаку. Смертельно раненая, она продолжала сражаться, метнув гранаты и уничтожив пятнадцать вражеских солдат. Она умерла в тот же день, совершив свой главный, последний и самый страшный подвиг.
Изначально ее представили к ордену Ленина, но Военный совет армии утвердил иную награду - орден Красного Знамени. Даже в ее гибели есть какая-то горькая, фронтовая несправедливость. Но разве в наградах дело? Ее поступок - выше любых регалий.
Память, которую не сдать в архив
Ее жизнь не забыта. Повесть Елены Ильиной «Четвертая высота», которую зачитывали до дыр наши родители, обессмертила ее образ. Есть памятники, мемориальные доски в Уфе, Киеве, Волгограде. Ее имя - на панораме Сталинградской битвы. Даже в «Артеке» есть памятник, напоминающий, что среди пионеров были те, кто отдал жизнь за страну.
Но, глядя на ее светлое, улыбчивое лицо с детских фотографий, невольно задаешься вопросом: а какой бы она стала актрисой? Сколько бы ролей сыграла? Как сложилась бы ее личная жизнь, не оборвись все в ноябре 42-го? Она пожертвовала не только собой - она пожертвовала всем своим нераскрытым потенциалом, всеми своими возможными будущими ролями, улыбками, материнскими объятиями своему подрастающему сыну.
Она прожила всего 20 лет. Но эти два десятилетия вместили в себя столько, что иному человеку не пережить и за восемьдесят. От блеска софитов до свиста пуль, от детской славы до взрослого, осознанного выбора.
Если материал затронул вас, как затронул меня, подпишитесь на наш канал и поставьте лайк - так мы сможем и дальше рассказывать о судьбах, которые не должны быть забыты.