Найти в Дзене

Балтийский вокзал, провиантские склады – манеж и кое-что еще на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге

Приветствую Вас, друзья! Мы подходим к заключительному отрезку в наших похождениях по набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге, с которого свернем на Лермонтовский проспект. Остановились мы с Вами в прошлый раз, если помните (если не помните – заходите по этой ссылке), осмотрев храм Воскресения Христова, Варшавский вокзал и Варшавский мост, теперь идем дальше. Проходя дальше по четной левой стороне набережной Обводного канала, мы смотрим на нечетную, соответственно, правую сторону этой набережной. А там видим, вытянувшиеся вдоль набережной до следующего перекрестка, невысокие однотипные здания в классическом стиле. Это Измайловские провиантские магазины (так тогда назывались склады). Четыре корпуса провиантских складов были построены в 1819 – 1822 годах для нужд лейб-гвардии Измайловского полка у южной стороны полкового плаца, вдоль Обводного канала, по проекту одного из знаменитых зодчих Петербурга Василия Петровича Стасова. Их проектирование было поручено Стасову императором Ал
Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Приветствую Вас, друзья! Мы подходим к заключительному отрезку в наших похождениях по набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге, с которого свернем на Лермонтовский проспект. Остановились мы с Вами в прошлый раз, если помните (если не помните – заходите по этой ссылке), осмотрев храм Воскресения Христова, Варшавский вокзал и Варшавский мост, теперь идем дальше.

Провиантские магазины

Проходя дальше по четной левой стороне набережной Обводного канала, мы смотрим на нечетную, соответственно, правую сторону этой набережной. А там видим, вытянувшиеся вдоль набережной до следующего перекрестка, невысокие однотипные здания в классическом стиле. Это Измайловские провиантские магазины (так тогда назывались склады).

Четыре корпуса провиантских складов были построены в 1819 – 1822 годах для нужд лейб-гвардии Измайловского полка у южной стороны полкового плаца, вдоль Обводного канала, по проекту одного из знаменитых зодчих Петербурга Василия Петровича Стасова. Их проектирование было поручено Стасову императором Александром I в 1817 году.

Мосты

От складов переведем свои взоры на мост ниже по течению канала, но к магазинам-складам еще вернемся. А на самом деле здесь не один мост, а два, расположившиеся совсем рядом друг с другом. Дело в том, что первый мост здесь, которого почти не видно с этого ракурса, был построен в 1957 году для переброски теплофикационных труб через Обводный канал, он пешеходный, а назвали его Балтийским в честь находящегося рядом Балтийского вокзала.

Уже в нашем веке была идея перестроить пешеходный мост в автодорожный, но его так и оставили пешеходным, а совсем рядом, почти впритык, в 2007 году построили новый мост для движения автотранспорта, связав Митрофаньевское шоссе, отходящее здесь от левого берега Обводного канала, с правым берегом канала. В честь этого шоссе мост и назвали – Митрофаньевский.

Балтийский вокзал

Теперь подойдем к еще одному железнодорожному вокзалу на Обводном канале, Варшавский мы уже видели (я рассказывал об этом в прошлой публикации), но он уже недействующий, а этот действующий – Балтийский. Однако, подходя к вокзалу на площадь перед ним, сначала мы проходим мимо павильона станции метро «Балтийская».

Фото автора
Фото автора

Павильон был пристроен слева к зданию вокзала в 1955 году, из-за чего здание вокзала в комплексе с этим павильоном стало ассиметричным. Есть сведения, что и с другой стороны было намерение построить такой же павильон, но эта задумка не была реализована. А сам павильон украшен шестиколонным портиком и различной лепниной, в том числе, внутри портика между колоннами имеются барельефные портреты пяти прославленных адмиралов: Ушакова, Лазарева, Корнилова, Нахимова и Макарова.

Фото автора
Фото автора

Само же здание вокзала было построено в 1857 году по проекту архитектора Александра Ивановича Кракау, но тогда этот вокзал не был Балтийским. Первоначально отсюда была проложена железнодорожная ветка до Петергофа, и вокзал, соответственно, назывался Петергофским.

Фото автора
Фото автора

Железная дорога и вокзал строились на деньги барона Александра Людвиговича фон Штиглица. А прототипом этого вокзала Кракау послужил Восточный вокзал в Париже, только там нет двух башенок по бокам от фронтона, и кровлю дебаркадера Кракау сделал двускатной, а не круглой, как в Париже.

Фото автора
Фото автора

После того как Петергофскую железную дорогу соединили через Красное Село с Балтийской железной дорогой, в конце 1872 года на вокзал прибыл первый поезд из Ревеля (ныне Таллин), с этого времени вокзал стал называться Балтийским. Где-то в начале XX века в витраже фасада установили часы фирмы «Павел Буре», которые и сейчас в исправном состоянии.

Фото автора
Фото автора

Находясь на площади Балтийского вокзала, от здания самого вокзала переводим плавно свои взоры на небольшой сквер напротив вокзала под названием Балтийский сад. Сейчас в центре находится мемориальный комплекс народным ополченцам Ленинского района. А с 1949 по 1961 годы в центре сквера находился памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину.

Фото автора
Фото автора

Снова мост, но другой, и снова провиантские магазины, но перестроенные

С площади Балтийского вокзала мы снова возвращаемся на Обводный канал и идем по мосту – Ново-Петергофскому, названному так по Ново-Петергофскому (Лермонтовскому) проспекту, подходящему здесь к Обводному каналу. Первый деревянный мост на этом месте был сооружен, так же, как и вокзал, в 1857 году. Затем его переименовали в Штиглицкий, затем в Лермонтовский, но еще до революции он стал снова Ново-Петергофским. А нынешний однопролетный железобетонный мост был построен в 1932 году на месте разобранного деревянного.

Фото автора
Фото автора

Сразу за мостом на правой нечетной стороне набережной мы вновь видим корпуса провиантских складов, перестроенных в 1916 году под манеж Николаевского кавалерийского училища. При перестройке этих двух зданий их фасады объединили шестиколонным портиком.

Фото автора
Фото автора

Только его мы и могли хоть как-то разглядеть, остальная же часть этого вытянувшегося вдоль канала здания была укрыта декоративной сеткой с рекламными надписями. Хотя, и сквозь сетку можно разглядеть, что и здесь фасады выглядят также, как и у первых двух зданий складов-магазинов на нашем пути.

Фото автора
Фото автора

Рассмотрев все это, мы сворачиваем с набережной на Лермонтовский проспект, где и расположилось то самое бывшее Николаевское кавалерийское училище, в котором учился Лермонтов и многие другие известные люди, а затем пойдем по этому проспекту до Фонтанки к Египетскому мосту, который охраняют сфинксы. Но об этой части наших похождений по Петербургу я Вам расскажу уже в следующий раз.

Фото автора
Фото автора

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!

P.S. Более наглядно все, о чем Вы здесь прочитали, можно будет увидеть не только на фотографиях в этой статье, а еще и в снятом и озвученном мной видео-обзоре на этом же канале «Павел Бочкарев Путешествуем вместе» в разделе «Премиум». Там уже накопилось немало и других интересных видео, и становится их все больше и больше. Стоимость подписки на месяц самая минимальная!