Приветствую Вас, друзья! Мы подходим к заключительному отрезку в наших похождениях по набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге, с которого свернем на Лермонтовский проспект. Остановились мы с Вами в прошлый раз, если помните (если не помните – заходите по этой ссылке), осмотрев храм Воскресения Христова, Варшавский вокзал и Варшавский мост, теперь идем дальше.
Провиантские магазины
Проходя дальше по четной левой стороне набережной Обводного канала, мы смотрим на нечетную, соответственно, правую сторону этой набережной. А там видим, вытянувшиеся вдоль набережной до следующего перекрестка, невысокие однотипные здания в классическом стиле. Это Измайловские провиантские магазины (так тогда назывались склады).
Четыре корпуса провиантских складов были построены в 1819 – 1822 годах для нужд лейб-гвардии Измайловского полка у южной стороны полкового плаца, вдоль Обводного канала, по проекту одного из знаменитых зодчих Петербурга Василия Петровича Стасова. Их проектирование было поручено Стасову императором Александром I в 1817 году.
Мосты
От складов переведем свои взоры на мост ниже по течению канала, но к магазинам-складам еще вернемся. А на самом деле здесь не один мост, а два, расположившиеся совсем рядом друг с другом. Дело в том, что первый мост здесь, которого почти не видно с этого ракурса, был построен в 1957 году для переброски теплофикационных труб через Обводный канал, он пешеходный, а назвали его Балтийским в честь находящегося рядом Балтийского вокзала.
Уже в нашем веке была идея перестроить пешеходный мост в автодорожный, но его так и оставили пешеходным, а совсем рядом, почти впритык, в 2007 году построили новый мост для движения автотранспорта, связав Митрофаньевское шоссе, отходящее здесь от левого берега Обводного канала, с правым берегом канала. В честь этого шоссе мост и назвали – Митрофаньевский.
Балтийский вокзал
Теперь подойдем к еще одному железнодорожному вокзалу на Обводном канале, Варшавский мы уже видели (я рассказывал об этом в прошлой публикации), но он уже недействующий, а этот действующий – Балтийский. Однако, подходя к вокзалу на площадь перед ним, сначала мы проходим мимо павильона станции метро «Балтийская».
Павильон был пристроен слева к зданию вокзала в 1955 году, из-за чего здание вокзала в комплексе с этим павильоном стало ассиметричным. Есть сведения, что и с другой стороны было намерение построить такой же павильон, но эта задумка не была реализована. А сам павильон украшен шестиколонным портиком и различной лепниной, в том числе, внутри портика между колоннами имеются барельефные портреты пяти прославленных адмиралов: Ушакова, Лазарева, Корнилова, Нахимова и Макарова.
Само же здание вокзала было построено в 1857 году по проекту архитектора Александра Ивановича Кракау, но тогда этот вокзал не был Балтийским. Первоначально отсюда была проложена железнодорожная ветка до Петергофа, и вокзал, соответственно, назывался Петергофским.
Железная дорога и вокзал строились на деньги барона Александра Людвиговича фон Штиглица. А прототипом этого вокзала Кракау послужил Восточный вокзал в Париже, только там нет двух башенок по бокам от фронтона, и кровлю дебаркадера Кракау сделал двускатной, а не круглой, как в Париже.
После того как Петергофскую железную дорогу соединили через Красное Село с Балтийской железной дорогой, в конце 1872 года на вокзал прибыл первый поезд из Ревеля (ныне Таллин), с этого времени вокзал стал называться Балтийским. Где-то в начале XX века в витраже фасада установили часы фирмы «Павел Буре», которые и сейчас в исправном состоянии.
Находясь на площади Балтийского вокзала, от здания самого вокзала переводим плавно свои взоры на небольшой сквер напротив вокзала под названием Балтийский сад. Сейчас в центре находится мемориальный комплекс народным ополченцам Ленинского района. А с 1949 по 1961 годы в центре сквера находился памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину.
Снова мост, но другой, и снова провиантские магазины, но перестроенные
С площади Балтийского вокзала мы снова возвращаемся на Обводный канал и идем по мосту – Ново-Петергофскому, названному так по Ново-Петергофскому (Лермонтовскому) проспекту, подходящему здесь к Обводному каналу. Первый деревянный мост на этом месте был сооружен, так же, как и вокзал, в 1857 году. Затем его переименовали в Штиглицкий, затем в Лермонтовский, но еще до революции он стал снова Ново-Петергофским. А нынешний однопролетный железобетонный мост был построен в 1932 году на месте разобранного деревянного.
Сразу за мостом на правой нечетной стороне набережной мы вновь видим корпуса провиантских складов, перестроенных в 1916 году под манеж Николаевского кавалерийского училища. При перестройке этих двух зданий их фасады объединили шестиколонным портиком.
Только его мы и могли хоть как-то разглядеть, остальная же часть этого вытянувшегося вдоль канала здания была укрыта декоративной сеткой с рекламными надписями. Хотя, и сквозь сетку можно разглядеть, что и здесь фасады выглядят также, как и у первых двух зданий складов-магазинов на нашем пути.
Рассмотрев все это, мы сворачиваем с набережной на Лермонтовский проспект, где и расположилось то самое бывшее Николаевское кавалерийское училище, в котором учился Лермонтов и многие другие известные люди, а затем пойдем по этому проспекту до Фонтанки к Египетскому мосту, который охраняют сфинксы. Но об этой части наших похождений по Петербургу я Вам расскажу уже в следующий раз.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!
P.S. Более наглядно все, о чем Вы здесь прочитали, можно будет увидеть не только на фотографиях в этой статье, а еще и в снятом и озвученном мной видео-обзоре на этом же канале «Павел Бочкарев Путешествуем вместе» в разделе «Премиум». Там уже накопилось немало и других интересных видео, и становится их все больше и больше. Стоимость подписки на месяц самая минимальная!