Найти в Дзене
Душа без адреса

Обновление круизного флота, новая эра водного туризма России.

Мы любим прогуливаться по набережной в нашем городе и в летний период часто наблюдаем круизные лайнеры с туристами, которые причаливали к речному порту. И всегда смотря на эти судна в голове возникали вопросы: «Какого года эти корабли и сколько лет они ещё будут ходить по рекам России? И на сколько безопасно на них путешествовать?». Необходимость модернизации - одна из критичных и важных проблем корабельного парка нашей страны. Эту актуальную тему озвучили участники московского форума «Транспортная неделя 2025», где собрались представители правительства, бизнес-сообщества и судоходных компаний. Здесь речь шла о потенциале, который кроется в пассажирском водном транспорте, и о том, как новые корабли могут стать мощным драйвером экономики. По данным Министерства транспорта России, с 2020 года количество пассажиров на реках страны увеличилось на впечатляющие 58%. В 2024 году ожидается, что цифра достигнет 12,1 миллиона человек. Значительную часть этого роста обеспечивают именно круизные

Мы любим прогуливаться по набережной в нашем городе и в летний период часто наблюдаем круизные лайнеры с туристами, которые причаливали к речному порту. И всегда смотря на эти судна в голове возникали вопросы: «Какого года эти корабли и сколько лет они ещё будут ходить по рекам России? И на сколько безопасно на них путешествовать?».

Фото автора канала.
Фото автора канала.

Необходимость модернизации - одна из критичных и важных проблем корабельного парка нашей страны. Эту актуальную тему озвучили участники московского форума «Транспортная неделя 2025», где собрались представители правительства, бизнес-сообщества и судоходных компаний. Здесь речь шла о потенциале, который кроется в пассажирском водном транспорте, и о том, как новые корабли могут стать мощным драйвером экономики.

Фото автора канала.
Фото автора канала.

По данным Министерства транспорта России, с 2020 года количество пассажиров на реках страны увеличилось на впечатляющие 58%. В 2024 году ожидается, что цифра достигнет 12,1 миллиона человек. Значительную часть этого роста обеспечивают именно круизные маршруты, ставшие более доступными и разнообразными. Доля круизных перевозок увеличивается в среднем на 15% ежегодно, а география их маршрутной сети постоянно расширяется. 

В этом году особое внимание уделено таким живописным уголкам, как Енисей, Байкал и Амур, где водный туризм действительно переживает свой ренессанс. Новые завораживающие маршруты привлекают всё больше туристов, открывая перед ними красоты природы и культуру России. Однако, чтобы этот тренд продолжался и развивался необходимо обновление флота.

Фото автора канала.
Фото автора канала.

Тем не менее, несмотря на всеобщее восхищение ростом численности туристов, есть нюансы. Немного статистики:

На данный момент в России функционирует около 110 туристических судов, но из них только три можно назвать новыми: «Мустай Карим» от компании «ВодоходЪ», а также «Золотое кольцо» и «Аурум», выпущенные компанией «ГАМА». Возраст остальных судов зачастую составляет около пятидесяти лет. Это ситуация создает множество проблем, связанных с безопасностью и экологии.

Именно поэтому правительство принимает меры по введению поэтапного запрета на допуск в порты судов, возраст которых превышает 40 лет. Такие ограничения начнут действовать с 1 января 2030 года. Основные причины этих решений заключаются в высоких рисках, связанных с потенциальными авариями и плохими экологическими показателями устаревшего флота. Как подчеркивают эксперты, необходима серьезная проверка технического состояния водного транспорта, а также внедрение дифференцированных портовых сборов: чем старше судно, тем выше будут его затраты на портовые услуги.

И вот отличная новость!

Для эффективной замены устаревшего парка теплоходов создан федеральный проект «Производство судов и судового оборудования», который является частью нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности». Этот долгосрочный план подразумевает строительство более 300 пассажирских судов, что должно помочь в качественной замене старого флота. Замена устаревших кораблей плавно продлится до 2035 года, позволяя взвешенно подходить к этому процессу и избегать резких шагов.

Новые суда позволят развивать внутренний круизный туризм и сделают его более безопасным и комфортным для пассажиров. Немало важен тот факт, что при постройке новых кораблей предусмотрены экологические нормы, которые помогут снизить влияние судоходства на природу, сохраняя чистоту русел рек и побережий. 

Всем путешествий !