Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Морская логистика как залог победы в мировых войнах

Точно не скажу, когда я впервые услыхал словечко логистика, хотя, работая на гражданских судах, именно ею и занимался. Где-то может в 2010-х годах. Зато ещё будучи военным, прекрасно знал о службе военных перевозок наших Вооружённых сил, которая и сейчас существует, и занимается той самой логистикой для обеспечения боевых действий или подготовки к ним.. И существует она аж с 1868 года.

Расстояние и способы доставки материалов с завода на фронт — один из главных факторов, которые учитывает планировщик войны. Без поставок любая кампания, какой бы блестящей она ни была, обречена.

Держава наша континентальная и как правило с этим справляется наземный транспорт, хотя и морской без дела никогда не сидел, правда в меньших заметно масштабах.

Но в основном поверхность нашей планеты занята морями и океанами, так что мировые войны без морских перевозок и вестись бы не могли.

Например, хотя много написано о вторжении в Нормандию как об одном из важнейших сражений Второй мировой войны, оно никогда бы не произошло, если бы канадские, британские и американские флоты не выиграли Битву за Атлантику — самую длительную и дорогостоящую кампанию войны в Европе

За более чем пять с половиной лет сражения союзники потеряли 3500 торговых судов, 175 боевых кораблей и 741 самолёт, а также 36 200 моряков союзников и 36 000 торговых моряков. Германия же потеряла более 30 000 человек убитыми и ранеными, 783 подводные лодки и 47 других судов.

Если бы союзникам не удалось обезопасить морские линии связи между Северной Америкой и Великобританией от гитлеровских подводных лодок, вторжения в Северную Африку, Сицилию, Нормандию и даже Южную Францию ​​были бы невозможны.

Для поддержки этих вторжений требовалось переправить через Атлантику колоссальные объёмы людей и техники – немалая задача в военное время.

-2

В 1940 и начале 1941 года подводные лодки топили до 25 процентов танкеров и грузовых судов в конвоях, следовавших из Канады в Великобританию. Например, в сентябре 1940 года конвой HX-72 потерял 11 из 43 судов. В октябре 1940 года конвой SC-7 потерял 20 из 35 судов, а в декабре 1940 года конвой HX-90 потерял 11 из 41 судна

-3

Эти потери были невосполнимыми. Если бы они продолжились, Великобритании пришлось бы капитулировать из-за нехватки продовольствия, топлива и сырья для продолжения военных действий.

Даже несмотря на то, что в последний год войны в Европе морские пути были в основном защищены, доставка боеприпасов и топлива частям, находившимся на переднем крае наступления союзников, оказалась сложной задачей.

Один из самых известных примеров нехватки снабжения произошёл в сентябре 1944 года, когда Джорджу С. Паттону было приказано остановить наступление на Германию, несмотря на то, что вермахт был вынужден отступать. Почему? Его 3-я армия потребляла топливо и боеприпасы быстрее, чем её успевали переправлять через Ла-Манш и доставлять на фронт. Эйзенхауэру постоянно приходилось выбирать между Паттоном и Монтгомери при распределении ограниченных запасов топлива и боеприпасов. Остановка 3-й армии аукнулась союзникам в декабре 1944 года, когда части потрепанной немецкой армии, отошедшие от Паттона летом, были восстановлены и пополнены для массированного контрнаступления через Арденны.

Если в 1942 году переброска людей и материальных средств через Атлантику казалась сложной задачей, то во время войны на Тихом океане проблемы были еще более острыми, поскольку расстояния были еще более огромными.

На Тихоокеанском театре военных действий конвои были необходимы для доставки грузов в южную и центральную части Тихого океана. Маршрут из США в Австралию и Новую Зеландию имел жизненно важное значение для военных планов США.

Однако расстояние от Лос-Анджелеса до Австралии составляет 6287 морских миль. При скорости в шесть узлов время в пути составляет более месяца — 32 дня и 18 часов. При скорости в 10 узлов время в пути сокращается до всего лишь 26 дней и пяти часов. Учитывая, что такому конвою потребуется ещё месяц, чтобы вернуться в США и пополнить запасы, флотилия торговых судов могла бы совершить всего шесть круговых рейсов в год через Тихий океан, и это без учёта времени на погрузку и разгрузку, а также на техническое обслуживание и ремонт.

К счастью , японский подводный флот не пытался пресекать конвои снабжения так же, как это делали немецкие «волчьи стаи» в Атлантике, а направлял свои усилия на борьбу с военным флотом союзников.

Если бы Императорский флот Японии провёл кампанию, подобную той, которую подводные лодки ВМС США вели против Японии, союзникам пришлось бы столкнуться с более тяжёлой войной на Тихом океане.

Однако США знали о зависимости Японии от импортного сырья. Фактически, к 1944 году американские подводные лодки смогли потопить достаточное количество вражеского торгового флота, чтобы практически сорвать поставки, чего немецкие подводные лодки не смогли сделать в Атлантике.

Чтобы держать как можно больше американских кораблей и подводных лодок в море, не возвращаясь в порт для дозаправки и пополнения запасов, американские планировщики придумали несколько важных, но в значительной степени забытых нововведений.

Во-первых, ВМС создали передовые базы, где можно было складировать припасы. Одной из них был Брисбен, другой — Эспириту-Санто на Новых Гебридских островах (ныне Вануату). Отсюда корабли снабжения, совершая челночные рейсы, могли встречаться с оперативными группами в море, отступившими на «безопасное» расстояние от японцев.

Во-вторых, в первые дни войны ВМС США усовершенствовали систему пополнения запасов на ходу (UNREP). Вместо того, чтобы корабли шли в кильватер, соединённые только одним топливным шлангом, корабли ВМС США шли борт о борт, что позволяло использовать несколько шлангов для перекачки топлива с танкера на принимающее судно. Это повысило эффективность процесса, сократив время дозаправки.

При необходимости танкер мог заправлять одновременно четыре корабля — по два с каждого борта. Япония так и не продвинулась дальше метода заправки кораблей в море, используя один шланг за кормой. Более того, именно этот метод использовался для заправки авианосного флота перед налётом на Перл-Харбор в 1941 году.

Помимо дозаправки, ВМС США передавали бомбы, снаряды, продовольствие и другие необходимые грузы с кораблей снабжения на эсминцы, крейсеры, линкоры и авианосцы по тросам, соединяющим суда

-4

Небольшие эскортные авианосцы, так называемые "джип-перевозчики", также использовались для переброски самолётов и экипажей в оперативные группы.

-5

Таким образом, благодаря судам снабжения - челнокам, и программе UNREP, корабли ВМС США могли оставаться в море длительное время и в какой-то степени минимизировать влияние больших расстояний Тихого океана.

По масштабам битва за Атлантику была лишь малой частью Тихоокеанской войны. Армии союзников, сражавшиеся на западном фронте, пользовались преимуществами хорошо развитых портов, автомобильных и железных дорог Англии, а также населения, готового и способного оказать помощь.

За пределами Австралии и Новой Зеландии США приходилось создавать инфраструктуру, необходимую для поддержки своих сил, действующих на просторах Тихого океана. Фактически, американская стратегия перемещения по островам была обусловлена ​​необходимостью обеспечить новые базы для дальнейшего продвижения к Японским островам и окончательной победе. Огромные расстояния между этими отдалёнными территориями и логистические требования для сохранения инициативы определили тактику ведения США войны на Тихом океане. После захвата атолла Улити на Каролинских островах ВМС США превратили его в крупнейшую военно-морскую базу войны.

По мере развития войны становилось ясно, что японские логистические возможности по снабжению гарнизонов не отвечают поставленным задачам. США построили базы на захваченных островах, где могли накапливать припасы и продолжать наступление. Благодаря этому США смогли смягчить тиранию расстояния и, в сочетании с более совершенной тактикой, технологиями, авиацией и кораблями, нанести японцам решительное поражение...

Сокращённый перевод статьи Марка Либмана "Тирания расстояний"

*****

P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать" :) Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.

........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4