Найти в Дзене

Цифровые шины передачи данных LIN

LIN (Local Interconnect Network) — это недорогой последовательный протокол связи, разработанный для создания дешёвых локальных сетей обмена данными в автомобильных системах и промышленной автоматике. Ключевые особенности: Области применения: Сеть LIN состоит из: Используется топология «общая шина»: Кадр LIN состоит из: Типы кадров: Ведущий работает по жёсткому расписанию: Преимущества: Недостатки: Основные документы: Версии: Сценарий: управление стеклоподъёмником.
Оглавление

Лекция: шина LIN (Local Interconnect Network) в системах цифровой передачи данных

1. Введение и область применения

LIN (Local Interconnect Network) — это недорогой последовательный протокол связи, разработанный для создания дешёвых локальных сетей обмена данными в автомобильных системах и промышленной автоматике.

Ключевые особенности:

  • однопроводная линия передачи (экономия на кабеле);
  • низкая скорость передачи (до 20 кбит/с);
  • невысокая стоимость реализации;
  • поддержка топологии «общая шина»;
  • централизованное управление (ведущий‑ведомый).

Области применения:

  • управление стеклоподъёмниками, зеркалами, замками;
  • системы климат‑контроля;
  • датчики положения и концевые выключатели;
  • осветительные системы автомобиля;
  • промышленная автоматика с невысокими требованиями к скорости.

2. Архитектура и топология сети

Структура сети

Сеть LIN состоит из:

  • одного ведущего узла (Master) — инициирует передачу, управляет расписанием;
  • до 15 ведомых узлов (Slave) — отвечают на запросы ведущего.

Топология

Используется топология «общая шина»:

  • единый физический канал связи;
  • все узлы подключены параллельно;
  • терминальные резисторы на концах линии (обычно 1 кОм).

3. Физический уровень

Характеристики

  • Напряжение питания: 12 В (автомобильное исполнение);
  • Уровень сигналов:
    логическая «1» (рецессивное состояние): ~12 В;
    логический «0» (доминантное состояние): ~0 В;
Осцилограмма lin
Осцилограмма lin

  • Скорость передачи: настраиваемая, стандартно 9{,}6 кбит/с, 19{,}2 кбит/с;
  • Длина линии: до 40 м (зависит от скорости и нагрузки).

Линия связи

  • один сигнальный провод + масса;
  • защита от помех: фильтрация, экранирование (при необходимости);
  • допустимые перепады напряжения: ±25 В (устойчивость к автомобильным помехам).

4. Канальный уровень (протокол)

Формат кадра

Кадр LIN состоит из:

-2

  1. Синхропоследовательность (Break) — сигнал начала кадра;
  2. Синхробайт (Sync) — для синхронизации приёмников;
  3. Идентификатор кадра (PID) — 6 бит данных + 2 бита контроля;
  4. Данные — от 0 до 8 байт;
  5. Контрольная сумма (CRC) — 8‑битная.

Идентификатор кадра (PID)

  • биты 0–5: тип сообщения (64 возможных);
  • биты 6–7: контрольная сумма идентификатора.

Типы кадров:

  • Заголовок — отправляет ведущий;
  • Ответ — отправляют ведомые.

5. Принцип работы

Цикл обмена

  1. Ведущий отправляет заголовок (ID + синхробайты).
  2. Ведомые анализируют ID:
    если ID предназначен им — готовят ответ;
    иначе — игнорируют.
  3. Ведущий ожидает ответ от ведомого.
  4. Ведомый отправляет данные (если запрошен).
  5. Ведущий проверяет CRC и обрабатывает данные.

Расписание (Scheduling)

Ведущий работает по жёсткому расписанию:

  • циклический опрос узлов;
  • фиксированные интервалы между кадрами;
  • приоритезация важных сообщений.

6. Особенности протокола

Управление ошибками

  • CRC‑8 для проверки целостности данных;
  • повторная передача при ошибке (на уровне приложения);
  • обнаружение коллизий (ведущий контролирует линию).

Энергосбережение

  • режим «сна» (Sleep Mode) — низкое потребление;
  • пробуждение по сигналу (Wake‑up Frame).

Совместимость

  • обратная совместимость с более ранними версиями LIN;
  • интеграция с CAN‑сетями через мосты.

7. Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • низкая стоимость компонентов;
  • простота реализации;
  • надёжность в автомобильных условиях;
  • стандартизация (ISO 17987);
  • лёгкость диагностики.

Недостатки:

  • низкая скорость передачи;
  • ограничение по числу узлов (16 макс.);
  • централизованное управление (зависимость от ведущего);
  • отсутствие горячей замены узлов.

8. Стандарты и спецификации

Основные документы:

  • ISO 17987 — международный стандарт LIN;
  • LIN Specification Package — детализация от LIN Consortium;
  • SAE J2602 — американский стандарт для LIN.

Версии:

  • LIN 1.x (устаревшие);
  • LIN 2.0 — актуальная базовая версия;
  • LIN 2.1, 2.2 — дополнения и уточнения.

9. Пример реализации

Сценарий: управление стеклоподъёмником.

  1. Ведущий (центральный блок) отправляет кадр с ID = 0x12.
  2. Ведомый (блок стеклоподъёмника) распознаёт ID и готовит статус.
  3. Ведомый отправляет 2 байта: положение (0–100 %) и статус двигателя.
  4. Ведущий проверяет CRC и обновляет интерфейс водителя.