Найти в Дзене
Короткие волны

ШКОЛА, БУЛЛИНГ И ПЛУТОН

В самом начале этой статьи, а точнее в ее названии, сразу отмечу две ошибки. Для начала, повесть (или роман, но скорее все-таки повесть) не о школе. Это история о подростках, где школа играет важную, но не ключевую роль. Да, тут много школьных локаций, включая Плутон, но история о школе прежде всего строится вокруг учебы в ней и отношений одноклассников. В истории Кати больше универсальности. Ведь все это (влюбленность, конфликты, даже буллинг) могло произойти и в обычном дворе, в любой другой компании, и принципиально ничего бы не изменилось. Кроме одной вещи. Катя делает верный акцент на недопустимости травли, а именно эта проблема актуальна для школы в первую очередь. Вторая ошибка в современности повести. Современность предполагает привязку к времени, причем очень узкому его промежутку. Но тут, в отличие от многих историй, быстро устаревающих, нет ничего, что сделало бы «Встретимся на Плутоне» неактуальным через пять, двадцать пять и более лет. Как бы не ворчало поколение за тридц

В самом начале этой статьи, а точнее в ее названии, сразу отмечу две ошибки. Для начала, повесть (или роман, но скорее все-таки повесть) не о школе. Это история о подростках, где школа играет важную, но не ключевую роль. Да, тут много школьных локаций, включая Плутон, но история о школе прежде всего строится вокруг учебы в ней и отношений одноклассников. В истории Кати больше универсальности. Ведь все это (влюбленность, конфликты, даже буллинг) могло произойти и в обычном дворе, в любой другой компании, и принципиально ничего бы не изменилось. Кроме одной вещи. Катя делает верный акцент на недопустимости травли, а именно эта проблема актуальна для школы в первую очередь.

Вторая ошибка в современности повести. Современность предполагает привязку к времени, причем очень узкому его промежутку. Но тут, в отличие от многих историй, быстро устаревающих, нет ничего, что сделало бы «Встретимся на Плутоне» неактуальным через пять, двадцать пять и более лет. Как бы не ворчало поколение за тридцать, подростки никогда не меняются. Присущий им бунт и острота чувств — это социальная постоянная, на которую наслаиваются эпохи, языки, события. И, конечно, интриги. Те самые подростковые интриги, которым позавидовала бы средневековая дворцовая знать. Именно интрига, в чем-то необдуманно-подлая, наивная и неприятная в последствиях (хоть и не катастрофичная) — двигатель этой истории.

Ника, Никита и Варя — основные герои повести. Можно ли назвать их типичными подростками? И да, и нет. Не бывает типичного подростка. Это со временем люди становятся серой массой, а в этом возрасте молодая личность расцветает и представляется действительно уникальной. Неуверенность в себе — вот что роднит их. И груз проблем (как надуманных, так и реальных), который у каждого свой. В этом плане особенно жаль Нику, и более всего сочувствия испытывая я как читатель именно к ней. Завязка истории проста, и в этом ее прелесть, она и не должна быть сложной, поскольку подобные истории возникают, расцветают и угасают тысячами прямо сейчас в разных уголках мира. Это рассказ о влюбленности, ревности, подлом поступке, поставившем дружбу на грань разрыва, — обо всем том, в чем «варятся» подростки каждый день. И, на мой взгляд, финал истории чрезмерно оптимистичен. Поступок Вари (тут я не буду слишком спойлерить) — вещь, которую вряд ли можно хоть когда-то забыть без рецидива, а значит дружбе все-таки конец. Но и Катя напрямую не рисует финал розовыми красками. Что-то остается за кадром.

Еще две вещи нужно подчеркнуть для тех, кто слышал о книге, но раздумывает — читать ли.

Нельзя не признать, что очень тонко Катя подчеркнула причины и механизм конфликта, который привел к травле в «тихом и спокойном» классе. Оттого мы видим, что при внешнем спокойствии и даже скучности любой коллектив подростков — озеро горючей жидкости, которому нужна лишь искра. А видя эти механизмы, становится куда проще не дать им запуститься в полную силу.

А второе — стиль. Тут Катя соединила очень много несовместимых вещей в одном тексте: переписки, видение от разных лиц, плей-лист и даже неравнодушие к животным. И вышло все на редкость гармонично.

Итак, «Встретимся на Плутоне» — хорошая подростковая книга. Не скажу, что это именно книга о травле, поскольку тут это не главное. Главное — маленький эпизод из жизни подростков, через который открывается целая вселенная. В которой летит по своей орбите Плутон с сердечком на боку.