Где: Кремль, Выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы
До: 1 февраля 2026
В конце статьи несколько лайфхаков
28 января (8 февраля по новому стилю) 1725 года скончался Пётр Великий. Три столетия спустя Музеи Московского Кремля представляют выставку “Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность”. Она расположена в Одностолпной палате Патриаршего дворца и Успенской звоннице. Следуя идее, заложенной в названии экспозиции, организаторы сделали необычную композицию: зритель в первой части узнаёт о грандиозных похоронах первого российского императора, и только затем возвращается к его жизни. В этой связи сначала выставка может показаться мрачной, но это совсем не так! Это один из самых жизнеутверждающих выставочных проектов за последнее время в Москве. Почему, расскажу чуть позже, а пока следуя логике выставки, начнём с похорон…
Подготовкой погребения монарха впервые в российской истории занималась специально созданная Печальная комиссия во главе с генерал-фельдцейхмейстером графом Яковом Вилимовичем Брюсом. Ему было поручено провести похороны «по обычаю прочих в Европе Государств», продолжив преобразования придворного погребального обряда, которые некогда начал сам Петр I.
Траурный церемониал прощания с императором проходил в Санкт-Петербурге с 28 января по 10 марта 1725 года. Петр фактически сам срежиссировал свой “последний триумф”. Еще при жизни он внимательно изучал европейские траурные церемониалы, лично участвовал в организации пышных похорон своих соратников (Франца Лефорта, Патрика Гордона, Федора Головина, Якова Долгорукого). Император велел русским дипломатам за границей описывать погребальные ритуалы при европейских дворах и присылать отчеты в Россию. Так он начал реформу траурного этикета, и при его собственной кончине все эти новшества были применены.
Прощание с Петром I было устроено в Зимнем дворце. Его тело было выставлено в специально оформленном траурном зале. Вокруг гроба были помещены государственные символы, царские регалии и медали. Для прохода посетителей и выноса гроба было сооружено крыльцо длиной 39 метров, обитое черным сукном. Гроб был установлен на постаменте, покрытом алым бархатом и застеленном роскошным персидским ковром.
До правления Петра с почившими государями прощались в пределах дворцового ансамбля Кремля в присутствии только ближайших родственников, окружения царя и представителей духовенства. Церемония прощания с Петром Великим была открытой.
Каждый день к гробу приходила вдова Петра императрица Екатерина I. Но 4 марта умерла их дочь Наталья, и через пять дней гроб с телом малолетней царевны был установлен рядом с гробом отца. Вместе их и похоронили.
Тело императора простояло в Зимнем дворце 42 дня. Очевидно, что такая длительная церемония прощания требовала бальзамирования. Это было еще одно правило захоронения, измененное Петром Великим: до него русских правителей не бальзамировали. Когда в 1716 году умерла любимая сестра императора, Наталья Алексеевна, ее брат был за границей, чтобы успеть на прощание, он приказал забальзамировать ее тело.
Траурная процессия к месту захоронения отправилась только 10 марта. Гроб пронесли в Петропавловский собор по замерзшей Неве в сопровождении почетного караула из 11 тысяч человек. Путь освещали 1250 гренадер с факелами. Начало шествия возвестили в час дня двумя пушечными залпами. Для шествия через Неву построили специальный наплавной мост, начинающийся от главной пристани и украшенный черной тканью. Каждую минуту раздавался пушечный выстрел с Петропавловской крепости и Адмиралтейства, колокольный звон всех церквей. В траурной процессии участвовала любимая лошадь Петра I с белым и красным плюмажем на голове.
По образцу западноевропейских погребальных торжеств в состав траурной процессии были введены два рыцаря. Один латник – «Всадник радости» в золотых доспехах и на лошади. За ним шел «Всадник печали» в черных рыцарских доспехах с плюмажем из черных перьев на голове. Всадник был пешим. Эту эффектную деталь Петр позаимствовал у европейских монархов: рыцари символизировали как скорбь, так и незыблемость славы государя в веках. Специально для погребальных торжеств 1725 года из Московского Кремля в Петербург доставили роскошное снаряжение для этих рыцарей, богато украшенные конские уборы, а также главные символы власти — государственные регалии (корону, скипетр, державу).
При погребении Петра I в России впервые в траурный ритуал, относящийся только к правящему монарху, были введены короны, олицетворяющие три завоеванных царства (Казанское, Астраханское и Сибирское), входящие в состав Российской империи. Таким образом, стремились подчеркнуть саму сущность Империи. Прежде, т. е. в XVI–XVII веках, такие названия, как «Астраханская» и «Сибирская» короны, по отношению к царским венцам никогда не применялись. Для этой роли решено было использовать венцы из царской казны, хранящиеся в Мастерской и Оружейной палатах Московского Кремля.
А теперь о мажорной части экспозиции, которая расположена в Успенской звоннице. Это коллекция личной одежды Петра Великого.
После смерти государя многие его вещи были бережно собраны — сначала Романовыми, затем музейными работниками. Здесь впервые объединены наряды императора из Кремля, Эрмитажа и Исторического музея. Кураторы справедливо называют эту коллекцию лучшим в мире собранием императорского мужского костюма конца XVII — первой четверти XVIII века.
Жемчужина выставки – платно Петра I. Итальянская парча была подарена Петру гетманом Мазепой во время его приезда в Москву в 1689 году. Двумя годами позже из этой ткани было сшито парадное царское облачение – платно, предназначенное для особо торжественных церемоний.
Вещи из личного гардероба государя наглядно демонстрируют, с каким вниманием император относился к моде и как стремился соответствовать своим обликом статусу европейского монарха.
Выставка позволяет увидеть Петра I вне рамок привычного, тиражируемого в течение столетий образа – представить царя-преобразователя не только в одеждах плотника или воина, но и в изысканных нарядах в стиле Людовика XIV.
Душегрейки-безрукавки Петра разрушают стереотипный образ Петра Великого, который меньше всего соотносится с нежными тканями, украшенными вышитыми цветами.
Его рост составлял 2 метра и 3 с половиной сантиметра. Обхват груди 100 сантиметров, что соответствует 50-му размеру одежды. Длинные руки и ноги. Сегодня мы бы сказали, что у императора была модельная внешность.
В собрании Эрмитажа сохранились 13 нарядных халатов-шлафоров Петра I "из драгоценных французских, итальянских или китайских тканей". Не только красивые, но еще и удобные и теплые шлафоры с широкими рукавами покроя "кимоно" носились поверх камзола и штанов.
Петр I носил колет, который служил ему вместо лат, в сражениях и во время полевых учений. Колет не уступал по своей прочности металлической броне.
В этот камзол Петр I был одет во время Полтавской битвы 27 июня 1709 г. По преданию, он очень ценил его и впоследствии надевал в дни годовщины сражения.
В Голландии, в Саардаме, где русский царь под именем Петра Михайлова обучался плотницкому делу, он впервые увидел белоснежные нарядные камзолы, которые делали голландские мастерицы. Они так и называются — "саардамские". Их главная особенность в декоре — невероятно трудоемкой объемной вышивке в технике "трапунто", когда между двумя слоями ткани причудливым узором прокладывается шнур, который затем простегивается.
Во время своего первого европейского путешествия Петр, как правило, носил костюм плотника или саардамских крестьян. Такие шляпы в Голландии носили и крестьяне, и плотники, и моряки.
После возвращения Петра I из Франции в его гардеробе появились комплекты, именуемые “берлинскими парами.” Они сшиты из плотного сукна с искусной вышивкой золотными нитями, канителью (исп. cañuto — труба; фр. cannetille, ит. cannetiglia, лат. canna — «тростина», «камыш»). Этот процесс долгий, кропотливый и сложный. Отсюда впоследствии, в середине XIX века, и произошло выражение «тянуть канитель», используемое в переносном смысле.
В конце статьи обещанные лайфхаки. Музеи Кремля открыты в понедельник, если есть возможность посетить выставку в рабочий день – это отличный вариант: Кремль практически пустой. Платный аудиогид не берите, в залах есть qr-коды, которые можно легко скачать на телефон и прослушать информацию.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи).
В исторической гардеробной побывала ваша Елена Сегал,
популяризатор искусства.
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
#Музеи_Московского_Кремля #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Последний_триумф_Петра_Великого #Впереди_вечность