Найти в Дзене
Лариса Чебатуркина

О водевиле "Трагик поневоле" Антона Павловича Чехова

В битве титанов между Чеховым и Островским, проходящей в рамках годового читательского марафона "Открой школьную Вселенную", курируемой в этом месяце Анной, канал "Аннушка и масло | книжки", Чехов парирует выпад Островского. Ко всем уже перечисленным в предыдущем рассказе (о водевиле "Медведь"), следует добавить, что немаловажная роль в успехе сценических шуток Чехова принадлежит актёрам, играющим в спектакле. А в его одноактных пьесах играли прославленные актёры, нисколько не переживая, что у пьес маленький объём. Простора для воображения и проявления сценического мастерства хватало. Пьеса написана Чеховым в первых, числах мая 1889 года на основе его рассказа "Один из многих", созданного несколько раннее. Но до сих пор зрители с удовольствием "идут" на этот спектакль. И Рувики, и Ютуб помещают довольно обширный список экранизаций, телеспектаклей, выпускных спектаклей студентов-актёров, играющих в этом водевиле, что говорит о востребованности пьесы, её актуальности. А ещё свидетельств
Оглавление
Чехов у себя "на даче". Фото в свободном доступе
Чехов у себя "на даче". Фото в свободном доступе

В битве титанов между Чеховым и Островским, проходящей в рамках годового читательского марафона "Открой школьную Вселенную", курируемой в этом месяце Анной, канал "Аннушка и масло | книжки", Чехов парирует выпад Островского.

Ещё об одной особенности водевилей Чехова

Ко всем уже перечисленным в предыдущем рассказе (о водевиле "Медведь"), следует добавить, что немаловажная роль в успехе сценических шуток Чехова принадлежит актёрам, играющим в спектакле. А в его одноактных пьесах играли прославленные актёры, нисколько не переживая, что у пьес маленький объём. Простора для воображения и проявления сценического мастерства хватало.

Пьеса написана Чеховым в первых, числах мая 1889 года на основе его рассказа "Один из многих", созданного несколько раннее. Но до сих пор зрители с удовольствием "идут" на этот спектакль.

И Рувики, и Ютуб помещают довольно обширный список экранизаций, телеспектаклей, выпускных спектаклей студентов-актёров, играющих в этом водевиле, что говорит о востребованности пьесы, её актуальности. А ещё свидетельствует о том, что пьеса любима самими актёрами и театра, и кино (есть где развернуться комедийному таланту). https://yandex.ru/video/preview/6699690293264906105 Длительность роликов всего от 14 до 18 мин.

В этой пьесе ещё очень заметен насмешник Антоша Чехонте. Но давайте по порядку.

О чём эта сценическая шутка

В пьесе всего два действующих лица : Иван Иванович Толкачов, отец семейства, и его друг, Алексей Алексеевич Мурашкин.

Действие происходит в квартире Мурашкина.

В ремарках значится город Петербург. Но, по сути, это может быть любой крупный мегаполис, окружённый загородными посёлками.

Герою пьесы приходилось и жить на даче против своего желания, и выполнять просьбы соседей тоже вопреки самому себе. Человеку, не умеющему никому отказать, приходилось не сладко. До такой степени "не сладко", что, войдя в квартиру к другу, навьюченный покупками по "самое не хочу", он первым делом заговаривает о револьвере:

Толкачов (тяжело дыша). Голубчик, милый мой… У меня к тебе просьба… Умоляю… одолжи до завтрашнего дня револьвера. Будь другом!
Мурашкин. На что тебе револьвер?
Толкачов. Нужно… Ох, батюшки!.. Дай-ка воды… Скорей воды!.. Нужно… Ночью придется ехать темным лесом, так вот я… на всякий случай. Одолжи, сделай милость!
Мурашкин. Ой, врешь, Иван Иваныч! Какой там у лешего темный лес? Вероятно, задумал что-нибудь? По лицу вижу, что задумал недоброе! Да что с тобою? Тебе дурно?

Толкачов рассказывает Мурашкину, о своих бедах, прибавляя при этом : "Послушай, если не даешь револьвера, то хоть посочувствуй!" Сочувствие Мурашкина вылилось в своеобразную форму : узнав, где именно находится дача друга, он несказанно обрадовался:

Мурашкин. Не в службу, а в дружбу! Умоляю, голубчик. Во-первых, поклонись Ольге Павловне и скажи, что я жив и здоров, целую ей ручку. Во-вторых, свези ей одну вещичку. Она поручила мне купить для нее ручную швейную машину, а доставить ей некому… Свези, милый! И, кстати, заодно вот эту клетку с канарейкой… только осторожней, а то дверца сломается…

Терпению Иван Иваныча пришёл конец. Из комедийного персонажа он в одну секунду превращается в трагедийного . С криком : "Крови жажду! Крови!",- он бросается на перепуганного такой метаморфозой Алексея Алексеевича, который в ужасе убегает от него.

Смешно, потому что узнаваемо

Ситуация, обыгранная в водевиле, до боли знакома тем дачникам, у которых в посёлке нет своей лавки или небольшого магазинчика и не налажена транспортная связь с городом, но у них есть "под попой", как говорят соседи, машина. Лет пятнадцать тому назад мой зять испытал на себе все прелести просьб, подобных тем, о которых идёт речь в пьесе. Правда отказать не мог не потому, что не мог отказывать, а из сочувствия пожилым людям. После работы он старательно объезжал со списком гастрономы, хозяйственные магазины, аптеки, химчистки, мастерские по починке обуви и т.д.

Есть большой плюс у нашей ситуации – его узнавала каждая собака посёлка, мужики здоровались за руку, а бабушки за версту кричали : «Женечка, здравствуй!».

К чести соседей, просьбы как-то сами собой прекратились, когда в нашей семье появился малыш.

Но вернусь к пьесе. Смешно не только потому, что ситуация угадываемая, но и прежде всего потому, что Чехов - великолепный рассказчик и тонкий психолог. Как мастерски он словесно обыгрывает переход от жалоб на свою несчастную долю Иван Иваныча к его негодующему возмущению, что друг его оказался "одним из многих" не понял его терзаний и, как говорится,"добил" :

Толкачов. Швейная машинка… канарейка с клеткой… чижики, зяблики... Давай сюда машинку! Где клетка? Садись сам верхом! Ешь человека! Терзай! Добивай его!
(Сжимая кулаки). Крови жажду! Крови! Крови!

Смотрели один из фильмов? Читали пьесу? Сочувствовали герою или смеялись над ним?