Найти в Дзене

Почему в 1953 году Москва не стала похожа на Лондон с двухэтажными автобусами

Привет, друзья! Сегодня хочу рассказать вам об одной удивительной странице московской истории, о которой многие даже не догадываются. Вы знали, что еще при СССР Москва могла стать очень похожа на Лондон, где и до сих пор ходят по городу знаменитые двухэтажные автобусы? Наверняка нет! А ведь это действительно было реальностью. Хочу поделиться с вами этим уникальным историческим моментом и рассказать, почему мы так и не стали вторым Лондоном. Всего 70 лет назад по московским улицам гордо курсировали двухэтажные троллейбусы — настоящие дворцы на колесах, ставшие символом столицы 1930-х годов. Их короткая, но яркая история закончилась так же внезапно, как и началась. Первый двухэтажный троллейбус появился в столице в 1935 году — это был английский гость, который буквально поразил воображение горожан. Представьте себе: по улицам Москвы едет огромная двухэтажная махина, работающая от электричества! Для того времени это было настоящим чудом техники. Инициатором внедрения этого вида транспорта
Оглавление
Фото двухэтажного троллейбуса в Москве, 1953 год. Фото восстановленное
Фото двухэтажного троллейбуса в Москве, 1953 год. Фото восстановленное

Привет, друзья! Сегодня хочу рассказать вам об одной удивительной странице московской истории, о которой многие даже не догадываются. Вы знали, что еще при СССР Москва могла стать очень похожа на Лондон, где и до сих пор ходят по городу знаменитые двухэтажные автобусы? Наверняка нет! А ведь это действительно было реальностью.

Хочу поделиться с вами этим уникальным историческим моментом и рассказать, почему мы так и не стали вторым Лондоном. Всего 70 лет назад по московским улицам гордо курсировали двухэтажные троллейбусы — настоящие дворцы на колесах, ставшие символом столицы 1930-х годов. Их короткая, но яркая история закончилась так же внезапно, как и началась.

Фото москвовского двухэтажного троллейбуса
Фото москвовского двухэтажного троллейбуса

Появление двухэтажных троллейбусов в Москве

Первый двухэтажный троллейбус появился в столице в 1935 году — это был английский гость, который буквально поразил воображение горожан. Представьте себе: по улицам Москвы едет огромная двухэтажная махина, работающая от электричества! Для того времени это было настоящим чудом техники.

Инициатором внедрения этого вида транспорта стал лично Никита Хрущев, который в те годы был первым секретарем Московского комитета ВКП(б) и славился своей любовью к передовой технике и новаторским решениям.

Советская версия: технические характеристики

Советская версия двухэтажного троллейбуса, которая выпускалась на Ярославском автомобильном заводе, имела впечатляющие для того времени характеристики. Машина весила 8,5 тонн и могла вместить 74 пассажира одновременно — это была огромная вместимость по сравнению с обычными троллейбусами.

В отличие от полупустых западных аналогов, курсировавших по относительно свободным европейским улицам, московские двухэтажки были забиты до отказа практически всегда. Прокатиться на втором этаже считалось особой удачей и настоящим приключением!

Приезжие из других городов СССР уверяли, что «не увидят чудо Москвы», если не удалось хотя бы раз подняться на второй этаж московского троллейбуса и посмотреть на столицу с высоты.

Фото москвовского двухэтажного троллейбуса
Фото москвовского двухэтажного троллейбуса

Недостатки конструкции

Тем не менее, у этого вида городского транспорта были и свои существенные недостатки, которые сильно осложняли эксплуатацию.

Главной проблемой была низкая высота потолков. Высота салона первого этажа составляла всего 1795 мм, а второго этажа — еще меньше, 1770 мм. Поэтому высоким гражданам приходилось ездить, постоянно нагнувшись, что было крайне неудобно. На втором этаже разрешалось перемещаться согнувшись и сидеть — стоять в полный рост было просто невозможно.

Мало того, троллейбус имел всего одну дверь для посадки и высадки пассажиров, что создавало огромные очереди и пробки на остановках. Представьте: 74 человека должны войти и выйти через одну дверь! Это было крайне неудобно и замедляло движение транспорта по маршруту.

Конец эпохи двухэтажных троллейбусов

К сожалению, век двухэтажных троллейбусов в Москве оказался недолгим. С производства на Ярославском заводе их сняли перед самой Великой Отечественной войной, а окончательно выходить на улицы города двухэтажные троллейбусы перестали в 1953 году.

Об истинных причинах охлаждения отношения властей к этому виду городского транспорта появилось сразу несколько городских легенд, которые до сих пор передаются из уст в уста.

Фото москвовского двухэтажного троллейбуса
Фото москвовского двухэтажного троллейбуса

Городские легенды о причинах исчезновения

Легенда первая: приказ Сталина

Согласно первой легенде, Иосиф Виссарионович Сталин во время поездки из Кремля на ближнюю дачу увидел, как двигавшийся перед его кортежем двухэтажный троллейбус сильно качается на ветру. Опасаясь за жизнь пассажиров, вождь якобы немедленно приказал убрать их с улиц.

Однако историки Москвы категорически не подтверждают данную версию. По их данным, на тех маршрутах, где ездил И.В. Сталин, двухэтажные троллейбусы попросту не ходили, и увидеть их в движении он физически не мог.

Легенда вторая: опрокидывание от ветра

Вторая легенда во многом созвучна с первой. Считается, что двухэтажные троллейбусы, которые действительно были очень неустойчивыми из-за высокого центра тяжести, несколько раз опрокидывались под сильными порывами ветра, и их убрали из соображений безопасности.

Данная версия также не находит исторического подтверждения в документах того времени. Не сохранилось ни одного официального отчета о подобных происшествиях. В Москве не было таких ветров, способных опрокинуть целый троллейбус.

Фото москвовского двухэтажного троллейбуса
Фото москвовского двухэтажного троллейбуса

Настоящая причина: экономика и инфраструктура

Истина оказалась куда более прозаичной и связанной с экономическими расчетами. Двухэтажные троллейбусы нуждались в контактных проводах, расположенных значительно выше от земли, чем для обычных одноэтажных машин. В то же время троллейбусная сеть города стремительно росла, охватывая все новые районы столицы.

Перед городскими властями встал серьезный вопрос: либо поднимать провода по всему городу, устанавливая новые, более высокие столбы на всех маршрутах, либо вовсе снять двухэтажные троллейбусы с рейсов. Из-за экономической составляющей решили пойти по второму пути — это было значительно дешевле и проще в реализации.

Военные годы и послевоенный период

Но началась Великая Отечественная война, и двухэтажные троллейбусы, хотя уже и не производились, продолжали ездить по центру Москвы, обслуживая пассажиров. Более того, появился даже специальный приказ: в случае захвата немцами города двухэтажные троллейбусы следовало немедленно сжечь, чтобы они не достались врагу.

К счастью, до этого не дошло — Москву отстояли. Последние два троллейбуса, имевших два этажа, убрали с улиц города только в 1953 году. Старые москвичи еще долго вспоминали эти необычные машины с ностальгией и сожалением. Но почему ими так дорожили, так и осталось не понятным.

Фото двухэтажного автобуса в России сегодня. Но это не троллейбус.
Фото двухэтажного автобуса в России сегодня. Но это не троллейбус.

Почему в Лондоне такой проблемы не возникло

Вы спросите: почему же такой проблемы не возникло в Лондоне? Ответ кроется в принципиальной разности технологий.

Во-первых, хотя у нас и называли этот транспорт автобусами в разговорной речи, на самом деле это были троллейбусы, ходившие на электрической тяге и зависевшие от контактной сети. В Англии же проблем с высотой проводов не возникло, потому что знаменитые лондонские двухэтажки — это обычные автобусы на бензиновом двигателе, которым не нужны никакие провода.

Во-вторых, даже если бы в Лондоне и возникла подобная проблема с заменой инфраструктуры, капиталистический Запад с его рыночной экономикой решил бы эту проблему уже тогда, инвестировав необходимые средства в модернизацию. Там транспортная система развивалась по другим экономическим принципам.

Фото Лондонского двухэтажного автобуса
Фото Лондонского двухэтажного автобуса

Так закончилась короткая, но яркая история московских двухэтажных троллейбусов. Они могли стать такой же визитной карточкой Москвы, как красные даблдекеры стали символом Лондона. Но экономические реалии и технические особенности советской транспортной системы распорядились иначе.

Сегодня об этом периоде напоминают только старые фотографии и воспоминания очевидцев. Но кто знает — возможно, когда-нибудь двухэтажный транспорт вернется на улицы Москвы, уже в современном, технологичном исполнении? От вас подписка, лайк и репост!