Этот телефильм можно смело назвать культовым – настолько он захватывал в своё время внимание зрителя. Притом не только юного – за перипетиями телодвижений мальчишки Серёги Сыроежкина и его двойника-андроида Электроника внимательно следили и взрослые. И это, кстати, является один из признаков действительно хорошего кино.
Но кто же этот киноволшебник, что подарил нам в начале 80-х такую удачную кинофантастику?
Биография, творческий путь, личная жизнь
Бромберг, Константин Леонидович.
Родился он в 1939 году в Харькове, в семье ответственных работников. Впрочем, уже в 1941 двухлетний Костя оказался с родителями в эвакуации, началась война. И на постоянное место жительства в родной город будущий работник телевидения и режиссёр уже не вернулся.
Но это была великолепная профессиональная школа! Ведь коллектив воркутинского театра состоял из почти полного состава актёров театра Таирова – они все вместе, дружно, покинули столицу, не дожидаясь, когда в рамках очередной тогдашней политической компании их отправят на «севера» принудительно. Так что молодой Бромберг жадно, как губка, успел впитать в себя ту непередаваемую манеру и речи, и поведения, и подхода к работе от них, театральных мэтров в самом широком смысле этого слова.
Ему быстро стало понятно, что на одном желании работать и амбициях «не вытянуть», и в начале 60-х он едет в Москву, чтобы поступить во ВГИК. Поступает. Оканчивает его в 65-м с дипломом сценариста… и начинает работать в режиссуре. Пока в «документалке». Потом в короткометражном формате, а ну а затем был получен и первый опыт художественного кино в фильме «Был настоящим трубачом». Одновременно им была начата работа над двухсерийным «У меня есть лев», о семье Берберовых, у которых дома жили настоящие лев и пума.
70-е ознаменовались работой в серьёзной документалистике. Сначала это был материал о звезде эстрады и блестящем театральном эрудите Ираклии Андронникове. Константин и Ираклий даже подружились, и эта дружба в дальнейшем даже спасла творческую карьеру Бромберга. А было так…
Советское телевидение второй половины 70-х возглавлял Сергей Лапин, не скрывавший своего антисемитизма. Он даже буквально выдавил из страны певицу, обладательницу поистине хрустального голоса Ларису Мондрус. Ну и в документальном фильме о дирижёре и пианисте Е. Мравинском потребовал убрать из титров одиозные, по его мнению, фамилии режиссёра, художника и оператора Бромберга, Макаревича и Рерберга – как «раздражающие общественность». «А иначе – многозначительно сказал он самому Бромбергу, – фильм получит лишь третью категорию проката!». III категория означала, что фактически фильм «положат на полку».
Так бы и случилось. Но о ситуации узнал Андонников, имеющий немалый вес в творческих кругах. И он сделал великолепный ход – отправил в музыкальные журналы статью, в которой фильму была дана высочайшая оценка.
Лапин отступил. Фильму о Мравинском дали первую категорию. А Бромберг, после прочтения повести Евгения Велтистова, уже начал вынашивать идею съёмок фильма о мальчике и его электронном двойнике.
Интересный факт
Для «Приключений Электроника» требовались юные актёры, мальчишки-близнецы. Так вот Бромберг перебрал 367 пар. Но лишь 368-я, братья Торсуновы, устроила его во всех отношениях! Правда, кроме возраста – у Е. Велтистова герои были немного моложе. Но зато близнецы смело вторгались в режиссёрский замысел, даже иногда споря с мэтром… и он к ним прислушивался!
Фильм имел ошеломляющий успех. Только за 1980 год его по ТВ показали трижды, а сам Константин Бромберг получил за его создание Государственную премию.
Ещё через три года в декабре 1982-го, Константин Леонидович осуществил ещё один фантастический проект, сняв фильм по мотивам повести А.и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Это – фильм «Чародеи». Он тоже стал у зрителя знаковым.
Больше таких прорывных достижений, однако, у К.Л. Бромберга не случилось. Изменились подходы к кино и течение финансовых потоков, с «перестройкой» на первый план вышла политика, потом резко, в связи с конъюнктурой, упало качество снимаемого, и в 1997 году Бромберг уехал из страны. Вместе с супругой – с которой прожил в общей сложности 60 лет!
Подобная статья о забытом деятеле советского искусства:
Нет, никакой политической подоплёки в отъезде маэстро не было. Во-первых, уже было можно всё и всем, а во вторых сама атмосфера второй половины 90-х в России к плодотворному творчеству как-то не располагала. Тем более, что годом ранее в Штаты, после замужества, уехала дочь Константина Леонидовича, и он готовился стать дедом.
Ну и ладно. Фильм-то об озорном мальчишке и не менее озорном, по-человечески живом андроиде остался, и всё также радует людей всех возрастов.