Разбираемся, зачем профессиональным геймерам нужна популярность
Представим двух профессиональных игроков. Первый киберспортсмен показывает отличные результаты, но СМИ упоминают только его показатели и достижения. Что собой представляет человек за пределами виртуальной сцены — неизвестно. Второй демонстрирует средние показатели в матчах, но благодаря харизме собирает стабильно высокий онлайн на личных трансляциях. Медиа разбирают его стримы на яркие цитаты для новостей, а фанаты читают каждую связанную с ним заметку.
Практически любой менеджер киберспортивного клуба обратит внимание именно на второго игрока. Почему? Разберемся в этом материале.
Звездный киберспорт
Киберспортивным клубам важно принимать в команды популярных профессиональных игроков или развивать начинающих звезд. Разберем причины такого подхода на примере профессиональной сцены Dota 2.
Из-за перенасыщения сцены турнирами большинство из них уже не столь значимы — на разных чемпионатах сражаются одни и те же команды. Чтобы выделяться на фоне соперников, клубы должны заинтересовать зрителей чем-то еще — помимо высоких результатов. А если есть зрители — есть и спонсоры, которые хотели бы этим зрителям что-нибудь продать.
Результаты выступлений — далеко не самый стабильный и надежный источник дохода. Продажа рекламы различным компаниям куда выгоднее, но компаниям важны просмотры, охваты и множество других показателей, которые обеспечивает интересный аудитории киберспортсмен с ярким медийным образом. Такой игрок обеспечит команде позитивный имидж, а фанаты отдельного игрока будут всячески поддерживать коллектив даже при неудачах и поражениях.
Активный стример, привыкший к съемкам и вниманию зрителей, не откажется участвовать в создании дополнительного контента для киберспортивной организации и лучше покажет себя перед камерами, чем даже более результативный, но не слишком коммуникабельный спортсмен.
Как формируется медийность
Медийность киберспортсмена — это не только узнаваемость или количество подписчиков в социальных сетях. Характеристика формируется из нескольких аспектов:
- личный бренд — узнаваемый стиль общения, харизма, чувство юмора;
- активность и общение с фанатами — постоянное присутствие в инфополе, регулярный контент, вовлечение аудитории на прямых трансляциях или в соцсетях;
- провокации — высказывания, интригующие аудиторию, или конфликты с другими участниками профессиональной сцены.
Медийность обеспечивает не только дополнительный заработок, но и запасной план в карьере. Хотя профессиональные игроки в киберспортивных клубах защищены контрактом, руководство организации однажды может его не продлить. У человека с весомым медийным капиталом всегда будет возможность стать стримером или инфлюенсером.
Примеров хватает: Ярослав «NS» Кузнецов, Антон «dyrachyo» Шкредов, Игорь «iLTW» Филатов, Роман «RAMZES666» Кушнарев по завершению карьеры профессиональных игроков стали стримерами, за которыми следят тысячи зрителей.
Медийность киберспортсмена также может послужить дополнительным аргументом при обсуждении контракта. Профессиональные игроки с собственной фанатской базой могут получать наиболее высокую зарплату, чем тиммейты.
Во время генерирования контента мы [киберспортивный клуб] со своей стороны также прокачиваем игроков, и они получают свою фан-базу. А эти поклонники будут с ними долгое время, благодаря чему могут влиять и на уровень их зарплаты в клубах. Зачастую так и происходит — у игроков может быть разная зарплата, в том числе из-за уровня медийности. Сейчас не все игроки еще понимают, почему стоит развивать свою медийность, но со временем каждый к этому приходит. Поэтому стоит задуматься, чтобы начать это делать раньше.
Алексей «HR.Magician» Слабухин, экс-CEO организации HellRaisers, о медийности киберспортсменов в 2020 году
Обратная сторона медали
Иногда медийность может стать причиной конфликтов, выгорания игрока и даже навредить репутации всей команды. Не все готовы нести ответственность за свои слова — порой киберспортсмены позволяют себе крайне провокационные высказывания, за которые расплачивалась вся организация. Только в 2025-м достаточно примеров.
- В октябре разгорелся скандал между руководством клуба Gaimin Gladiators и его командой по Dota 2. Организация подала иск против игроков, а представители рассказали, что из-за Квина «Quinn» Каллахана, бывшего мидера состава, клуб «потерял спонсорский контракт на семизначную сумму».
- Участников состава Team Spirit Academy по Counter Strike 2 обвинили в сексизме за оскорбление женской команды Imperial Female. Тогда представители клуба заявили, что применят к игрокам жесткие дисциплинарные меры.
- Эстонский профессиональный игрок в Dota 2 Клемент «Puppey» Иванов негативно высказался о русских геймерах. Сообщество осудило киберспортсмена, и под давлением критики Иванов принес извинения.
- Участник состава FlyQuest по League of Legends Гэбриэль «Bwipo» Рау был отстранен на один матч за сексистские высказывания.
- В апреле игрок команды Team Vitality по Valorant Саиф «Sayf» Джибраил оказался в центре скандала из-за высказывания «Если победим — моя мать всем ***». После этого киберспортсмен извинился и временно ушел из социальных сетей.
Другая проблема — конфликт интересов. Обычно медийная активность профессионального игрока должна быть согласована с руководством клуба. И во избежание вредных для бизнеса инцидентов клуб может запретить спортсмену участвовать в мероприятиях любых других организаций.
Как один игрок влияет на весь клуб
Не так давно на профессиональной сцене Dota 2 произошел показательный инцидент, в котором медийность игрока оказалась весомее, чем статус всей киберспортивной организации. Речь идет о российском киберспортсмене Антоне «dyrachyo» Шкредове и европейском клубе Gaimin Gladiators.
В 2022 году Шкредов присоединился к команде Team Tickles, которая впоследствии стала Gaimin Gladiators и одним из сильнейших коллективов сезона. Вместе с коллективом dyrachyo выиграл множество турниров: Lima Major 2023, DreamLeague Season 19, ESL One Berlin Major 2023, The Bali Major 2023.
Но на The International 2023 и The International 2024 команда Gaimin Gladiators заняла только вторые места. В первый раз они уступили Team Spirit со счетом 0:3, а через год с тем же итогом проиграли Team Liquid. В результате на мероприятии после чемпионата руководство клуба исключило Шкредова из команды. Но dyrachyo уже на тот момент обладал серьезной фанатской базой (а сейчас на его Twitch-канал подписано более 480 тыс. человек).
По теме:
Сообщество негативно восприняло новость об исключении Шкредова, так как результаты команды, за исключением The International, были достаточно высокими. Большинство фанатов встало на сторону dyrachyo, а клуб Gaimin Gladiators столкнулся с волной хейта. Комьюнити обвиняло организацию в несправедливом исключении, многие отписались от социальных сетей клуба.
[Вопрос из интервью: «Когда GG объявили о твоем кике, все сообщество бросилось тебя защищать. Тебе было от этого легче?»] Было приятно, но я не был расстроен. Конечно, стало еще чуть полегче.
Антон «dyrachyo» Шкредов, киберспортсмен
Негатив вылился и на нового участника Gaimin Gladiators — Алимжана «Watson» Исламбекова. Сообщество обвинило киберспортсмена и в увольнении Шкредова, и в плохой игре и во всех проблемах команды в целом. Сам Исламбеков отмечал, что его часто сравнивали с dyrachyo.
[Вопрос из интервью: Как для тебя прошел этот год — в том плане, что ты изначально приходил в команду под довольно серьезным давлением, с учетом ухода dyrachyo, постоянных сравнений? Как ты через это прошел и аффектило ли тебя это в какие-то моменты?] Не особо аффектило, потому что это же не я dyrachyo кикнул. Конечно, сезон для GG не особо хорошо начался, все время писали, сравнивали. Я просто старался играть лучше, тренировался.
Алимжан «Watson» Исламбеков, киберспортсмен
В дальнейшем дела Gaimin Gladiators складывались не лучшим образом, о чем иногда иронично высказывался Шкредов. Сначала клуб исключил тренера команды по Dota 2, а затем руководство сняло состав с главного турнира года — The International 2025. Потом возникли разногласия с участниками коллектива, и организация подала в суд на киберспортсменов. Подробности дела до сих пор не раскрыты из-за юридических аспектов, но все бывшие игроки команды Gaimin Gladiators покинули клуб и выступают за другие организации.
После продолжительных обсуждений с текущим составом Gaimin Gladiators по Dota 2 и их представителями мы приняли крайне трудное решение — отказаться от участия в The International 2025 в Гамбурге.
Несмотря на все наши усилия, представители команды сообщили, что игроки предпочитают выступать самостоятельно, без представления под баннером Gaimin Gladiators. Ввиду правил, регулирующих изменения составов, мы не могли гарантировать стабильный и допустимый состав для нынешнего TI. В этих обстоятельствах официальный отказ от участия стал единственным возможным решением.
В данный момент этим вопросом занимается наша юридическая команда, что ограничивает информацию, которой мы можем делиться. Мы понимаем значимость этой новости для наших фанатов и болельщиков и предоставим полный и прозрачный отчет, как только это станет возможным.
Представители Gaimin Gladiators
Медийность стала важной частью карьеры профессионального игрока. В современных реалиях киберспорт — это не просто игры, но и полноценный бизнес. Теперь киберспортсмену, помимо игрового мастерства, нужно развивать умение работать с аудиторией, зрителями и спонсорами.