Найти в Дзене
crazy horsewoman

Простое правило, которое убережет вас от депрессии

У меня было два тяжелых эпизода реактивной депрессии. Первый случился после смерти мамы от терминального рака. Терминальная стадия кошмарна, она не просто мучительна, но и безобразна, это физиология, забывшая свое место (Бахтина бы натыкать носом, как кутенка паршивого, в этот столь любимый им "материально-телесный низ"!) Я сама не ухаживала, так как сразу же покалечилась, сорвав спину (и болею до сих пор), - ухаживала опытная сиделка, досмотревшая десяток онкобольных, но я рулила всеми процессами, одна, без малейшей помощи и поддержки со стороны родственников. И наблюдала все это. После похорон я месяц тупила в пространство с остекленевшим взглядом. Во мне совершалась большая и сложная работа горя. Реактивная депрессия - то есть реакция человеческой психики на потрясший ее удар - НОРМАЛЬНА, аномально ее отсутствие. Как и то, что окружающим переживающий горе человек кажется "поломавшимся", и они суетливо и бестактно пытаются его "починить", чтобы функционировал. Я прямо ненавижу это на

У меня было два тяжелых эпизода реактивной депрессии.

Первый случился после смерти мамы от терминального рака. Терминальная стадия кошмарна, она не просто мучительна, но и безобразна, это физиология, забывшая свое место (Бахтина бы натыкать носом, как кутенка паршивого, в этот столь любимый им "материально-телесный низ"!) Я сама не ухаживала, так как сразу же покалечилась, сорвав спину (и болею до сих пор), - ухаживала опытная сиделка, досмотревшая десяток онкобольных, но я рулила всеми процессами, одна, без малейшей помощи и поддержки со стороны родственников. И наблюдала все это.

После похорон я месяц тупила в пространство с остекленевшим взглядом. Во мне совершалась большая и сложная работа горя. Реактивная депрессия - то есть реакция человеческой психики на потрясший ее удар - НОРМАЛЬНА, аномально ее отсутствие. Как и то, что окружающим переживающий горе человек кажется "поломавшимся", и они суетливо и бестактно пытаются его "починить", чтобы функционировал. Я прямо ненавижу это насилие позитивом, это ожидание, что потерявший любимого человека или животное/здоровье/работу/смысл жизни человек будет подпрыгивать и смеяться. Как тот свихнувшийся мальчик в каске из анекдота.

К сожалению, траурные отпуска у нас не предусмотрены, приходится справляться и быть продуктивным, когда ты НЕ МОЖЕШЬ быть продуктивным. Когда тебе необходимо склубочиться и скулить.

...Второй наступил два года тому назад, после того как я полгода очень тяжело проболела сама. Без отрыва от производства, разумеется, - алмазов в каменных пещерах не нажила, арбайтен надо. Опять же: реактивная депрессия - абсолютно нормальная РЕАКЦИЯ психики на крайнее истощение организма, истерзанного страданиями и дурнотной слабостью.

Реактивная депрессия, в отличие от клинической, не требует фармы и проходит сама. Поскольку это не болезнь, а пауза, на которую вас ставит ваша психика, чтобы совершить работу горя/попрощаться с утраченным, признать, подсчитать, ОПЛАКАТЬ ущерб и как-то примириться с новым, резко просевшим качеством жизни.

Так вот. Новое качество жизни, наступившее после потери базового здоровья, потребовало, чтобы я изучила и освоила себя, как тонкий и хрупкий инструмент. Чтобы поняла, от чего я выхожу из строя и в каком порядке "захожу" обратно, сколько мне требуется пауз для перезагрузки, какой мне нужен отдых (спойлер: отнюдь не "смена деятельности", а пассивный, - при сильной усталости - даже кино не смотреть, уж не говоря о спорте или общении).

В числе прочих навыков я освоила базовый: научилась останавливать процессы в любой точке. Поясню на примере. Моя мама ненавидела гладить. Она долго прокрастинировала, а потом обреченно становилась к гладильной доске и три часа орудовала утюгом, пока гора мятых футболок/рубашек/джинс/полотенец не превратится в ровную аккуратную стопку отпаренного, - и падала без сил.

-2

Если я упаду без сил, я провалюсь в долгое, мучительное, с неясным прогнозом обострение хроники. Поэтому я глажу по одной вещи. Нужны мне эти брюки для вечерней прогулки с собаками, потому что остальные либо в корзине для стирки (на улице грязища, с прогулки прихожу заляпанная по брови, все с себя сразу в стирку), либо не соответствуют погоде, - я беру и глажу эти брюки. И все.

Нужна мне чайная ложка, потому что чистые закончились, - я беру и мою одну чайную ложку. Остальные - полежат в раковине. В моем доме я могу делать с моей посудой все что угодно.

Могу ли я погладить не одну вещь, а две или три? - Могу. Десять не могу - заплохеет, а две - да. Но не хочу. Одна пара брюк не внушает мне отвращения к глажке, и я легко могу вернуться к утюгу и отпаривателю, когда понадобится свежая рубашка или домашняя футболка. Я всегда стараюсь делать чуть меньше, чем могла бы. Не надрываться. Не обращаться с собой как злая барыня с прислугой: "Глашка, дура, а ну живо все погладила/перемыла/убрала!"

Эти два простых правила - точнее, одно из двух пунктов: а) Останавливать процесс; б) останавливать его в той точке, когда вы еще можете продолжать - убережет вас от депрессии, которая наступает в результате хронической усталости. Когда - потухший взгляд, отсутствие эмоций (вы помните, что это ваш ребенок, но не чувствуете к нему никакой нежности), ангедония, тоска, суицидальные мысли, самоповреждающее поведение.

Процессы, не остановленные вами, остановит инфаркт или инсульт.