«Разве можно описать все вечера «Бродячей собаки», все постановки, все спектакли...
Решалось все просто.
А почему не устроить вечер романса Зои Лодий? А почему и не устроить?
А почему не устроить вечер Ванды Ландовской? А почему и не устроить?
А почему не устроить вечер Далькроза с конкурсом императорского балета, вечер цеха поэтов, вечер чествования Козьмы Пруткова, вечер современной музыки, доклад о французской живописи?»
(Из воспоминаний Сергея Судейкина, известного театрального художника)
Селебрити «серебряного века».
Незадолго до Первой Мировой в Петербурге, который вскоре будет переименован в Петроград, творческая интеллигенция, влекомая тягой к переменам в социуме и жаждущая свободы самовыражения, ищет уединения для встреч и обмена идеями в литературе и поэзии.
Среди них прославившиеся: Николай Гумилёв, Александр Блок, Алексей Толстой, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Леонид Андреев. После длительных поисков нашли полуподвальное помещение на Большой Итальянской, рядом с Михайловским театром. Назвали иронично: кабаре «Бродячая собака».
В период зарождения моды арт-деко, такая идея выглядела вполне новаторской.
Популярнее арт-кабаре «Бродячая собака» в Петрограде ещё не было.
Борис Пронин, актёр и сценический деятель модного театра Мейерхольда, в дальнейшем антрепренёр «Бродячей собаки», занялся практической стороной дела.
Его стараниями в кабаре составили программу, включающую поэтические, музыкальные вечера, танцевальные выступления, на которые приглашались творческие личности, заявившие о себе.
В оформлении интерьеров были задействованы участники проекта и известные театральные декораторы-художники С. Судейкин и М. Добужинский. Кто-то подарил мягкие диваны, нашлись красивые плетёные кресла и круглый стол, который поставили по центру. Над столом в окружении тринадцати кресел висела деревянная круглая люстра.
Камин выложил архитектор И. Фомин, известный позже такими работами, как дом Правительства Украины и станций Московского метрополитена. Намного позже Сергей Судейкин вспоминал о Рождественском вечере:
«На этот вечер в первый раз к нам приехал великолепный Дягилев. Его провели через главную дверь и посадили за стол. После мистерии он сказал: «Это не Амергау, это настоящее, подлинное!»
Богемный образ жизни в сочетании с модными тенденциями в искусстве и нравах очень быстро снискал популярность «Бродячей собаке».
Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней. (А. Ахматова)
Стихи, музыка, непринужденность общения, граничащая с фривольностью, создавали в кабаре необыкновенно притягательную обстановку. Сюда стремились попасть не только поэты и писатели, а воротилы буржуазного мира и аристократы. Тогда был придуман своеобразный пропуск: поэты и писатели при входе оставляли в красивой гостевой с кожаным тиснением книге поэтические экспромты, а все остальные оплачивали входной билет по баснословно высокой цене.
Что впрочем никого не останавливало.
Придумали категориям посетителей названия, первые были «артисты», вторые «фармацевты».
Учитывая низкие подвальные потолки и количество публики, как правило много курящей, зал погружался в туманный полумрак.
Как однажды сказала Анна Ахматова «Когда б вы знали из какого сору растут стихи, не ведая стыда».
На фотографиях тех лет вижу мужчин во фраках и женщин в дорогих украшениях.
Парочка Николай Гумилёв и Анна Ахматова задавали тон. Анна Андреевна, окружённая друзьями и поклонниками, дымила тонкие сигареты у камина, изредка вставая и читая речитативом оригинальные стихи, а Гумилёв во фраке и цилиндре рассказывал о похождениях среди львов и жирафов в Африке. Что касается стихов, то едва ли находились ему здесь равные.
Возможно, несколько преувеличенно, потому что свои стихи читали в «Бродячей собаке» настоящие мастера: А. Блок, О. Мандельштам, М. Цветаева, В. Маяковский.
Несколько раз случались нешуточные потасовки. Одна из потасовок произошла с участием Константина Бальмонта, причём по пустяковому поводу. После чего Борис Пронин прикрыл кабаре на несколько месяцев.
Очень любил эпатировать публику стихами и нарядами молодой Владимир Маяковский.
Не конкуренция ли послужила тому, что кабаре, просуществовав два с половиной года, вынужденно было закрыто. Версия о причине закрытия звучит примерно так. Однажды В. Маяковский блеснул талантом, исполнив стихотворение «Вам» со строками:
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре бл***м буду
подавать ананасную воду!
После закрытия на Итальянской, через некоторое время весь столичный бомонд перекочевал в «Привал комедианта» на Марсово поле.
«Подвал Бродячая собака». Программа хорошо провести вечер в легендарном арт-кабаре.
Сейчас арт-кабаре отреставрировано: днём работает, как обычная кофейня-кафе, где можно выпить чашку кофе и попробовать фирменный десерт «Бродячая собака», горячие закуски и первые, вторые блюда с аперитивом. По вечерам музыкальная программа, преимущественно ретро содержания:
Чашечка капучино и десерт мне обошлись в пределах тысячи.
Даю фрагмент меню, винную карту не фотографировала, цены примерно, как во всех элитных ресторанах города.
Дом архитектора Жако, или дом Дашкова, где располагается кабаре, спроектирован в 1821 году под руководством архитекторов Карло Росси и Павла Жако в неоклассическом стиле, сообразно доминирующему зданию Михайловского дворца. Построен в 1836 году.
К моменту обоснования в нем арт-кабаре неоднократно перестраивался с сохранением основных архитектурных черт. Во второй половине девятнадцатого века дом на углу Итальянской и Михайловской площади приобрёл дипломат и посол России в Швеции Яков Дашков. Впоследствии особняк перешёл к его сыну.
- Художник Александр Бенуа писал об убранстве особняка: «Бог знает почему я ожидал, что, войдя в этот снаружи издавна знакомый мне дом на углу Михайловской площади, в двух шагах от Михайловского театра, я окажусь в подлинно барских хоромах, с массой картин на стенах и с великолепной „дворцовой“ мебелью»
В наши дни на первом этаже до недавнего времени располагался ресторан «Золотой Остап». Фигура знаменитого комбинатора стоит при входе, рядом стул из гарнитура Гамбса. На стул надо присесть, есть мнение, что крупно повезёт в финансах.
Чуть наискосок по диагонали площади находился до революции магазин и мастерская Гамбса по изготовлению эксклюзивной дорогой мебели.
В дополнение к статье. Арт-кабаре «Бродячая собака» находилось в период с 1911 года по 1915 год в другом помещении, но по этому же адресу. Читала воспоминания современников, и все они пишут, что проходили во второй двор и только потом попадали в подвал. Что касается расположения залов: они полностью совпадают. Сначала вестибюль, затем большой зал, проход со стенами в автографах писателей и поэтов и ещё небольшой зал с барной стойкой.
Итальянская улица достаточно интересна и имеет много достопримечательностей, о которых я расскажу в следующих статьях.
😍Теперь небольшой вопрос к читателям в виде викторины:
На картине Леонида Кипарисова изображено празднование встречи Нового года в кабаре.😁
- Кого из известных поэтов изобразил художник?
- Если вы правильно угадали, то на ней изображён А. С. Пушкин. Почему он изображён среди поэтов и писателей «серебряного века»?
- Кто правильно ответит, того ожидает небольшой приз.
❤️Благодарю за прочтение, ваши лайки, комментарии очень приятны автору и способствуют продвижению канала.❤️
Фото, представленные в статье, являются авторскими.