Найти в Дзене
Школа Семи Гномов

Как помочь ребенку начать говорить: 7 ошибок родителей, которые мешают развитию речи

Общаясь с малышом, мы не просто строим диалог, произнося слова, а создаем мостик между нашим миром и его. Мост может быть прочным, а может иногда где-то «ломаться». Дарья Ольховская — спикер Школы Семи Гномов, логопед-дефектолог, имеет опыт профессиональной практики за границей. Сегодня Дарья подсветит, возможно, неочевидные, но распространенные ошибки родителей, которые могут влиять на развитие речи малышей, и подскажет, как мягко их скорректировать. 🔹 Особенности речи родителей Если значимый взрослый говорит с ребенком не эмоционально и монотонно, малышу сложно считывать и распознавать эмоции. Это, безусловно, не помогает его речевому развитию. Или, например, родители недостаточно общаются с крохой, считая, что он особо ничего не понимает, так как еще совсем маленький 🍼 Важно начинать говорить с малышом с первых дней его жизни — так он улавливает интонации, учится распознавать голоса, формирует слуховое восприятие. Если родитель говорит с малышом слишком быстро или без остановки, ж
Общаясь с малышом, мы не просто строим диалог, произнося слова, а создаем мостик между нашим миром и его. Мост может быть прочным, а может иногда где-то «ломаться».

Дарья Ольховская — спикер Школы Семи Гномов, логопед-дефектолог, имеет опыт профессиональной практики за границей.

Сегодня Дарья подсветит, возможно, неочевидные, но распространенные ошибки родителей, которые могут влиять на развитие речи малышей, и подскажет, как мягко их скорректировать.

🔹 Особенности речи родителей

Если значимый взрослый говорит с ребенком не эмоционально и монотонно, малышу сложно считывать и распознавать эмоции. Это, безусловно, не помогает его речевому развитию. Или, например, родители недостаточно общаются с крохой, считая, что он особо ничего не понимает, так как еще совсем маленький 🍼 Важно начинать говорить с малышом с первых дней его жизни — так он улавливает интонации, учится распознавать голоса, формирует слуховое восприятие.

Если родитель говорит с малышом слишком быстро или без остановки, желая объяснить все и сразу 🤪, ребенок не чувствует «удачного» момента, чтобы ответить звуком или слогом. Постарайтесь выстраивать свою речь в форме диалога с самого раннего возраста:

— Кто у нас проснулся? → Гуление.
— А кто улыбнулся? → Реакция.

🔹 Недостаточное моторное развитие

Возраст от 0 до 3 лет — период активного формирования моторных функций. Физическое развитие так же необходимо, как интеллектуальное и эмоциональное. Малышу важно научиться ползать, бегать, прыгать, подниматься и спускаться по лесенкам, кидать и ловить мячи, прыгать по лужам. Моторное развитие тесно связано с речевым и часто совмещается с развитием межполушарных связей.

🔹 Речевой негативизм

Иногда родители, услышав новое слово от малыша, требуют повторить его большое количество раз, но ребенок не всегда понимает, как у него это получилось. Постоянные просьбы («скажи «ма-ма») приводят к «речевым негативизмам»: кроха начинает отрицательно относиться к речи и любому ее проявлению. В этой ситуации поможет мягкий подход и эмоциональная поддержка малыша.

🔹 Недостаток бытовых и сенсорных игр

Вспомните игры из нашего детства — «Ладушки», «Рельсы-рельсы», «По кочкам, по кочкам», «Сорока-белобока». Игры и потешки гармонично развивают речь в естественных условиях. В них активно используются глаголы, а сюжеты подкреплены эмоциями. Дети обожают сенсорные игры, они веселые и полезные — с их помощью у ребенка появляется дополнительная мотивация для проявления речи.

🔹 Несоблюдение режима

Сбалансированный режим дня необходим, чтобы у малыша были силы и ресурс для полноценного развития всех сфер, в том числе речи, как высшей психической функции.

🔹 Избегание помощи специалистов

Помните, если вас что-то беспокоит, обращение к специалисту детского раннего развития — самое очевидное и правильное решение. Он поможет своевременно обратить внимание на особенности развития малыша, выстроить систему наблюдения и занятий, чтобы избежать серьезных нарушений.

🔹 Избыток видеоконтента

Норма: малыш отвлекается на мультик, чтобы скоротать время в поездке или когда маме необходимо ненадолго переключиться на свои дела. Мотивация и необходимость начать говорить снижается, если весь досуг ребенка состоит только из просмотра мультфильмов, развивающих видео и т.п.

Специалисты раннего развития не советуют гаджеты детям до 2 лет. Мы уже обсуждали тему пользования дошкольниками телефонов, если пропустили, обязательно загляните сюда.

А вы помните, как заговорил ваш малыш, или сейчас находитесь в трепетном ожидании первого слова 😍? Ждем ваши истории в комментариях, а если остались вопросы к спикеру, смело задавайте их под постом.