Найти в Дзене

Дмитрий Архангельский: я люблю искусство, природу и людей

Рассказ о художнике и его работах на выставке "ЮБИЛЯРЫ: Личности. Наследие. Истории"

Эти простые, искренние слова как нельзя лучше говорят о личности Дмитрия Ивановича Архангельского, человека, которого отнюдь не случайно его ученики ласково называли «дедей».

Б.Жутовский. Портрет Дмитрия Архангельского. 1975. бум., черн. карандаш. Работа находится в коллекции Музея Актуального Реализма
Б.Жутовский. Портрет Дмитрия Архангельского. 1975. бум., черн. карандаш. Работа находится в коллекции Музея Актуального Реализма

Он родился 140 лет назад, в 1885 году, в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье священника и сам должен был стать священнослужителем, но, закончив духовную семинарию, выбрал стезю учителя в церковно-приходской школе, а параллельно учился рисунку и живописи у местного художника-пейзажиста, выпускника Академии художеств Павла Пузыревского. Вскоре Дмитрий Иванович стал участвовать в выставках, а затем преподавать рисование в местной гимназии и давать частные уроки. На всю жизнь Архангельский сохранил любовь к видам волжских городов и их окрестностей, которые он вместе со своими учениками писал с натуры.

Даже во время службы в армии в период Первой мировой войны молодой художник продолжал по памяти рисовать волжские пейзажи. Эта любовь передавалась и его ученикам, одним из самых талантливых среди которых был юный Аркадий Пластов, будущий классик советской живописи. Пластов впоследствии не раз писал и говорил, что именно Архангельский открыл ему, простому мальчишке из деревни Прислониха Симбирской губернии, «чудесный мир прекрасного» и богатство русского искусства. Дружбу учитель и его талантливый ученик сохранили на всю жизнь.

А.Пластов. Портрет Д.И.Архангельского. Конец 1930-х - начало 1940- х г. Х, м. Ульяновский областной художественный музей
А.Пластов. Портрет Д.И.Архангельского. Конец 1930-х - начало 1940- х г. Х, м. Ульяновский областной художественный музей

В смутное время революции и гражданской войны, несмотря на все перипетии и сложности жизни, Архангельский не переставал рисовать и даже организовывал выставки своих работ, работ своих учеников и коллег-художников. Удивительно, но в голодные 1920-е годы художник неустанно занимался также краеведением, историей архитектуры и этнографией, выпускал книги с рисунками и гравюрами архитектуры старинных волжских городов Симбирска и Уфы, изучал, зарисовывал и описывал национальные орнаменты и костюмы. И не переставал учить детей.

Д. Архангельский. Портрет девушки в народном головном уборе. 1924, бум., акв. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
Д. Архангельский. Портрет девушки в народном головном уборе. 1924, бум., акв. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

В 1934 году Архангельского как опытного педагога и воспитателя детей и молодежи пригласили разработать и внедрить новую методику воспитания трудных подростков с помощью художественных занятий. Так Дмитрий Иванович оказался в колонии для малолетних преступников, которая находилась в Калужской области.

Художник Борис Жутовский, один из учеников и друзей Дмитрия Ивановича, вспоминал о том времени: «Воришки и беспризорники в дырявых башмаках и драных шапках гоняли за «дедей» по весенним лужам и буеракам, водили посиневшими пальцами по жалким обрывкам старых обоев – писали этюды. Романтический лозунг колонии «воспитание трудом и искусством» сделал из них Людей и Героев: больше десяти из них стали Героями Советского Союза и погибли в той проклятой войне. До самой своей смерти он звал их по именам и плакал».

Д.И.Архангельский и Борис Жутовский. Фото 1953 года
Д.И.Архангельский и Борис Жутовский. Фото 1953 года

С 1941 года Архангельский жил в поселке Родники Московской области. В 1944 году он стал членом Союза художников СССР, после войны в качестве художника и этнографа участвовал в археологических экспедициях, в его рисунках запечатлены и чудом сохранившиеся, и частично утраченные памятники старины – здания, церковная утварь, другие предметы, имеющие историческую и этнографическую ценность.

Д. Архангельский. Верея. Ильинская церковь. 1940, бум., акв. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
Д. Архангельский. Верея. Ильинская церковь. 1940, бум., акв. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Акварели и графика Архангельского экспонировались на выставках самого разного уровня, у него было много поклонников, друзей, коллег, бывшие ученики долгие годы поддерживали с ним живую связь. В среде его друзей, учеников, коллег существовал обычай – обмениваться по почте акварелями размером с обычную открытку, на таких открытках писали поздравления, рассказывали новости, передавали приветы … Таких открыток Дмитрий Иванович нарисовал даже не десятки, а сотни…

Д. Архангельский. Открытка "Зимний лес". 1960-е, бум., акв. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
Д. Архангельский. Открытка "Зимний лес". 1960-е, бум., акв. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

«Отец всегда считал себя счастливым человеком, и в 90 лет он ежедневно писал акварели, а карандашом рисовал до последних дней», - писала дочь Дмитрия Ивановича Г.Д. Невзорова.

Он дожил до 95 лет, и это была не только долгая, но и прекрасная, наполненная творчеством, благородная жизнь подвижника, который имел полное право сказать: «Надо Вам сознаться, что я люблю искусство, природу и людей. А когда пишу, я всегда испытывал и испытываю необыкновенный подъём и радость. Вот, может быть, поэтому в работах моих где-то остаются эти мои чувства и передаются зрителям. И если это в какой-то степени так, то из-за этого стоит работать. Правда?».

В год 140-летия Дмитрия Архангельского мы рады показать зрителям несколько его работ из коллекции музея, составляющей 47 произведений художника.

Выставка "ЮБИЛЯРЫ: Личности. Наследие. Истории" проходит в Музее Актуального Реализма с 16 октября до 14 декабря 2025 года.